Одно из бюджетных полномочий Федерального казначейства — анализ организации и осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита (рисунок 1). Кроме того, отделы внутреннего контроля и аудита территориальных управлений проводят аудит бюджетных процедур, которые выполняют отделы централизованной бухгалтерии УФК в части исполнения централизуемых полномочий ФОИВ. В статье рассмотрены конкретные шаги, предпринятые Управлением Федерального казначейства по Орловской области по исполнению указанных полномочий.
Александр Николаевич ЧЕРНЯВСКИЙ, руководитель Управления Федерального казначейства по Орловской области
Елена Владимировна НАСТЕПАНИНА, начальник отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Орловской области
Субъект ВФА в управлении
В соответствии со статьей
Анализ ВФА
Согласно решениям о бюджете соответствующих публично-правовых образований Орловской области полномочиями ГАБС наделено 421 учреждение, в том числе 31 учреждение уровня бюджета субъекта РФ и 390 учреждений муниципального уровня.
Результаты проведенного в 2021 году УФК по Орловской области мониторинга организации и осуществления ВФА главными администраторами бюджетных средств региона показали низкий уровень исполнения указанных полномочий. С целью исправления сложившейся ситуации управление направило письма в адрес ГАБС, проведены совещания в режиме ВКС, разъясняющие порядок организации и осуществления ВФА.
Благодаря методологической помощи количество ГАБС, осуществляющих ВФА, возросло на 88,4% (рисунок 2). Какие решения о форме образования субъекта ВФА приняты руководителями ГАБС, показано на рисунке 3.
В соответствии с организационно-штатной структурой управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, утвержденной приказом Федерального казначейства от 25 сентября 2020 года № 268, отдел внутреннего контроля и аудита (далее — ОВКиА) является субъектом ВФА.
УФК по Орловской области разработало ведомственный Порядок организации и осуществления ВФА в соответствии с федеральными стандартами ВФА, в котором содержатся следующие процедуры:
- составление и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий;
- формирование и утверждение программы аудиторского мероприятия, внесение в нее изменений;
- формирование аудиторских групп;
- проведение аудиторских мероприятий;
- составление и представление заключений, письменных возражений и предложений по результатам проведенного аудиторского мероприятия;
- оценка бюджетных рисков, формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков;
- проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
- составление и представление годовой отчетности.
Процесс осуществления ВФА в УФК представлен на рисунке 4.
ВФА в отношении ГАБС
Во исполнение постановления Правительства РФ от 15 февраля 2020 года № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» УФК является уполномоченной организацией, принявшей полномочия от восьми федеральных органов исполнительной власти по начислению зарплаты и иных выплат физическим лицам, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и их перечислению; по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета; по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (далее —централизуемые полномочия).
Согласно информации, полученной от ФОИВ с целью определения особенностей проведения и реализации результатов аудиторских мероприятий, один ГАБС принял решение об образовании субъекта ВФА, два ГАБС — решение о передаче полномочий по осуществлению ВФА ГАБС, в ведении которого он находится, и пять ГАБС — решение об упрощенном осуществлении ВФА.
Первой ступенью при организации и осуществлении ВФА является планирование аудиторских мероприятий на очередной финансовый год. Основная задача аудитора — это работа с рисками, влияющими на процедуры, от качества выполнения которых зависит и качество финансового менеджмента в целом. Риски имеют различные причины возникновения. Это недостаточность положений нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение операций и действий, информатизация подготовки финансовых документов, автоматизация контрольных действий, недоукомплектованность подразделений, внешние факторы (длительное внешнее согласование документов). Выявлять риски и работать с ними аудитор обязан как на этапе планирования и проведения аудиторских мероприятий, так и на этапе мониторинга реализации мер по их итогам.
ОВКиА была проведена идентификация и оценка рисков, то есть вероятность допущения владельцами бюджетных рисков нарушений и недостатков, проведена рабочая встреча с ФОИВ по вопросу выявления наиболее значимых и рискоемких операций при ведении бухгалтерского учета, изучены реестры внутренних рисков субъектов бюджетных процедур, сформирован реестр бюджетных рисков УФК.
Приказ Минфина России от 1 сентября 2021 года № 120н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита „Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности“ и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов РФ по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита» (далее — федеральный стандарт № 120н) определил реперные точки в планировании и определении тематики аудиторских мероприятий на 2022 год.
Аудиторские мероприятия
В январе — феврале 2022 года ОВКиА провел восемь аудиторских мероприятий, где субъектом бюджетных процедур определен отдел централизованной бухгалтерии УФК в части исполнения централизуемых полномочий восьми ФОИВ. В соответствии с требованиями пунктов 32, 34 федерального стандарта № 120н УФК направляло запросы ФОИВ с указанием сроков представления заключений или информации в свободной письменной форме. В ходе аудиторских мероприятий изучены первичные документы, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, бухгалтерские проводки для отражения в регистрах синтетического и аналитического учета, требования к проведению инвентаризации, отчетные формы, предусмотренные приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н, прошедшие форматно-логический, внутридокументальный, междокументальный, внешний контроли.
По результатам рассмотрения заключений (информации), представленных ФОИВ по вопросу законности, своевременности, полноты и правильности формирования финансовых и первичных учетных документов, соблюдения требований к проведению инвентаризации, достоверности и соблюдения требований полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок в шести из восьми ГАБС нарушений не выявлено. Однако ОВКиА при анализе соблюдения требований в различных звеньях бухгалтерского учета и отчетности были выявлены нарушения и недостатки, не отраженные в заключениях (информации), представленных ФОИВ (рисунок 5). По каждому нарушению руководитель аудиторской группы определял причины и условия его возникновения, степень искажения информации, критерии вероятности и существенности ошибки, наличие факта включения соответствующей операции (действия) в реестр бюджетных рисков.
По итогам проведения аудита ОВКиА составил и представил руководителям всех ФОИВ заключения, в которых содержится суждение о достоверности бюджетной отчетности, а также конкретные предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (рисунок 6). Заключения направляются руководителям ГАБС до подписания (сдачи) годовой бюджетной отчетности, поэтому отраженная в них информация позволяет субъектам бюджетных процедур проанализировать выявленные риски и при необходимости предотвратить отклонения от установленных правил и процедур формирования данных для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, чтобы не допустить искажения бюджетной отчетности, а также достичь определенные показатели качества финансового менеджмента.
Проблемы осуществления ВФА
В данной статье отметим основные проблемы, возникшие при проведении аудиторских мероприятий, которые связаны с недостаточностью регламентации отдельных механизмов:
- несвоевременное представление заключений от ГАБС (в случае передачи полномочий по осуществлению ВФА от ФОИВ);
- отсутствие в Кодексе об административных правонарушениях административной ответственности ФОИВ за несвоевременное направление первичных учетных документов уполномоченной организации;
- отсутствие информации об устранении выявленных нарушений от ФОИВ в адрес субъекта ВФА.
Многие проблемы, возникающие при проведении аудиторских мероприятий, связаны с недостаточностью регламентации отдельных механизмов.
Важно отметить, что изменения нормативно-правовой базы, влекущие за собой необходимость актуализации процессов деятельности субъектов, соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, зачастую приводят к появлению определенных вопросов, связанных с практической их реализацией. Поэтому своевременность реагирования на изменения регулирующей базы является первостепенной задачей. В целях улучшения качества проведения аудиторских мероприятий субъектами ВФА, единого понимания федеральных стандартов, практических, а не теоретических профессиональных знаний и умений считаем целесообразным:
- формирование единого для всех территориальных органов Федерального казначейства классификатора рисков при осуществлении ВФА;
- формирование сводного перечня нарушений (недостатков), выявленных управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ при осуществлении ВФА;
- организацию рабочих встреч в режиме ВКС по обмену опытом между управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ;
- обучение сотрудников управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, в том числе с использованием кейсов по решению конкретных проблемных ситуаций, возникающих в процессе ВФА.