Департамент финансов городского округа Самара последовательно работает над созданием и развитием единого информационного пространства в сфере управления финансами. Основу всех решений составляют современные информационные и телекоммуникационные технологии. В данной статье мы расскажем о том, что уже сделано в рамках автоматизации управления госфинансами и к чему будем стремиться.
Оксана Александровна ДАНИЛОВА, заместитель главы городского округа Самара — руководитель Департамента финансов
На сегодняшний день благодаря четкой и системной работе всех служб департамента финансов и участников бюджетного процесса мы смогли перевести в цифровой формат планирование и исполнение бюджета, управление муниципальными закупками, в том числе закупками малого объема, а также приступить к централизации бухгалтерского учета и отчетности.
В основу цифровой трансформации каждого направления положена профильная информационная система на базе отечественного программного обеспечения (включенного в реестр отечественного ПО). На сегодняшний день у нас внедрены следующие программные комплексы:
- Региональный электронный бюджет (РЭБ);
- Региональная контрактная система (РКС);
- Единая автоматизированная система консолидированного бухгалтерского и бюджетного учета и отчетности в муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях городского округа Самара (ЕАС) на базе программного продукта «БАРС — Бюджет С».
Продуманные решения
Программные решения РЭБ и РКС мы рассматриваем как единый комплекс. Эти системы доступны через единую точку входа (личный кабинет) и интегрированы в подсистему «Управление нормативной справочной информацией» (НСИ). В целом РЭБ и РКС включают пять основных сегментов:
1 Подсистема «Управление НСИ» на базе ПК «РЭБ.Интеграционная платформа» предназначена для централизованного ведения и распространения нормативно-справочной информации, а также организации единой точки входа для реализации принципа единого окна и управления правами доступа пользователей. Внедрение подсистемы позволило решить важные задачи, а именно повысить качество работы с данными. В подсистеме сформирован единый источник нормативно-справочной информации, применяемой на всех этапах управления бюджетным процессом. Использование единого источника необходимой информации позволило исключить «элементы творчества» в работе специалистов и сократить их трудозатраты на поддержание актуальности НСИ. К тому же исключен двойной ввод данных справочников и классификаторов.
Наша подсистема «Управление НСИ» интегрирована с областной системой управления НСИ, используемой в Министерстве управления финансами Самарской области. Все это позволило повысить качество и согласованность данных.
Благодаря интеграции подсистемы «Управление НСИ» с ГИИС «Электронный бюджет» мы имеем возможность автоматически обновлять общероссийские классификаторы и федеральную бюджетную классификацию. Ну и, наконец, ранее разрозненные информационные системы теперь вертикально интегрированы, а для всех пользователей работа с сервисами департамента финансов, как уже было сказано, организована в режиме единого окна.
2 Через подсистему «Управление процессом планирования бюджета» на базе ПК «РЭБ.Бюджетное планирование» мы автоматизировали деятельность Департамента финансов Самары в части управления процессами планирования бюджета. Подсистема позволяет нам автоматически формировать и вести реестр расходных обязательств, проекты бюджетных ассигнований, а также формировать проект решения о бюджете и внесения изменений к нему.
При планировании бюджета города и внутригородских районов на очередной и плановый период все потребности главных распорядителей бюджетных средств структурированы. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется на основе методологии сборов информации о потребности в бюджетных ассигнованиях с последующим формированием решения о бюджете. Такой подход позволяет значительно сократить объем ошибок и повысить финансовую дисциплину ГРБС, сохранив при этом гибкость при внесении изменений в решение о бюджете. Последнее особо значимо в текущих экономических условиях.
3 Подсистема «Исполнение бюджета» на базе ПК «РЭБ.Исполнение бюджета» охватывает все операции по исполнению бюджета города всеми участниками бюджетного процесса. Наряду с ежедневными рутинными операциями по процессингу платежей и электронному документообороту в цифровом виде выполняются следующие операции:
формирование и выгрузка информации для размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с приказом Минфина России от 28 декабря 2016 года № 243Н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации»;
интеграция с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ);
осуществление казначейского сопровождения контрактов в соответствии со статьей 242.23 Бюджетного кодекса РФ.
Благодаря цифровизации всех процессов подсистема «Исполнение бюджета» позволяет осуществлять автоматические контроли на всех этапах планирования и исполнения бюджета, что значительно ускоряет работу и сводит к минимуму допущение ошибок. Для руководства города также доступна оперативная аналитика на основе BI-технологий о текущем исполнении бюджета города.
4 Подсистема «Учет соглашений». Посредством данной подсистемы мы автоматизировали подготовку и заключение соглашений между главными распорядителями бюджетных средств и бюджетополучателями на получение субсидий в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.
Благодаря использованию гибкого конструктора подготовка шаблонов соглашений и последующее их заключение стали более оперативными, нежели подготовка индивидуальных форм и подписание их на бумаге. Все соглашения подписываются электронной подписью, что гарантирует юридическую значимость всех документов в системе. При этом сведения о заключенных соглашениях передаются в подсистему «Исполнение бюджета» для автоматического формирования сведений о бюджетных обязательствах. С начала 2022 года в цифровом виде заключено более одной тысячи соглашений на общую сумму 20 миллиардов рублей.
5 ПК «Региональная контрактная система» предназначен для комплексного управления муниципальными закупками — автоматизации процессов планирования, формирования, размещения, анализа эффективности размещения закупок для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, заключения и исполнения обязательств по муниципальным контрактам в соответствии с Федеральным законом № 44‑ФЗ. Использование ПК «РКС» позволило повысить прозрачность и эффективность закупочного процесса, а за счет интеграции с подсистемой «Управление НСИ» и подсистемой «Исполнение бюджета» — решить задачи управления экономией, сформированной по результатам конкурентных процедур.
1 тыс. соглашений на общую сумму 20 млрд руб. заключены с начала 2022 года в подсистеме «Учет соглашений»
Посредством внедрения данного комплекса автоматизирован финансовый контроль плановых закупочных документов. То есть предварительная проверка на достаточность средств в бюджете на проведение запланированной закупки осуществляется автоматически. Обеспечена и автоматическая постановка на учет принимаемых бюджетных обязательств на основе объявленных закупок и бюджетных обязательств на основе заключенных контрактов и договоров. В «цифровой вид» переведен полный цикл казначейских контролей с возможностью бесшовного перехода к карточке заключенного контракта из подсистемы «Исполнение бюджета» для проверки корректности отдельных показателей контракта. Это немаловажно при реализации проектов с использованием межбюджетных трансфертов вышестоящих бюджетов. Оперативный мониторинг и управление экономией бюджетных средств по конкурентным закупочным процедурам — это еще один инструмент, реализовать который нам позволил ПК «РКС». Подробнее о нашем опыте мы уже рассказывали на страницах журнала «Бюджет» (№ 10 за 2021 год).
В качестве резюме можно сказать, что внедрение муниципальной системы управления закупками позволило нам значительно повысить дисциплину работы с закупками и финансирования всех муниципальных заказчиков.
Бухгалтерия в «цифре»
Единая автоматизированная система консолидированного бухгалтерского и бюджетного учета и отчетности в муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях Самары внедрена в целях приведения к единообразию ведения бюджетного и бухгалтерского учета, а следовательно, и корректной сдачи бюджетной отчетности в учреждениях городского округа. У данной системы около двух тысяч пользователей — все бюджетополучатели Самары. Система включает в себя пять подсистем:
1 Подсистема «Сводная отчетность» предназначена для автоматизации процессов сбора и консолидации бюджетной бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Подсистема «Сводная отчетность» осуществляет выгрузку данных из ЕАС в программный продукт, предоставляемый Министерством управления финансами Самарской области, для сдачи сводной отчетности по городскому округу Самара.
2 С помощью подсистемы «Бухгалтерия» мы автоматизировали ведение бухгалтерского и бюджетного учета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3 Подсистема «Заработная плата и кадры» автоматизирует процессы ведения кадрового учета и расчета заработной платы, обеспечивает однократный ввод и многократное использование первичной информации.
4 В подсистеме «Учет родительской платы» осуществляется в автоматическом режиме начисление и учет родительской платы в дошкольных, школьных и иных муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях городского округа, оказывающих услуги для детей.
5 Подсистема «Учет питания» предназначена для автоматизации процессов ведения учета питания.
Внедрение ЕАС привело к более эффективному расходованию бюджетных средств, к корректному отражению бухгалтерских операций. Использование системы учреждениями городского округа дает возможность ускорить процесс передачи полномочий ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и предоставления отчетности централизованной бухгалтерии. Для оптимизации деятельности централизованной бухгалтерии настроена интеграция между ЕАС и ПК «Региональный электронный бюджет».
Ближайшие перспективы
Коллективу департамента финансов благодаря самым современным цифровым решениям удалось за достаточно короткий срок создать единое информационное пространство управления финансовой жизнью города, сделать процессы прозрачнее, а управление — эффективнее. Вместе с тем у нас есть направления, которые нам еще только предстоит развивать — переводить в цифровой формат.
Мы планируем в ближайшей перспективе оцифровать процессы ведения планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, формирования и мониторинга исполнения муниципальных заданий. Также в наших планах автоматизировать закупочный процесс в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ. Большую работу будем вести по развитию аналитических сервисов.
В ЕАС настроена выгрузка платежных поручений в подсистему «Исполнение бюджета». То есть созданное расходное платежное поручение в ЕАС сразу отражается в бухгалтерском учете, а потом выгружается в подсистему «Исполнение бюджета» для проведения расхода. В свою очередь, из подсистемы «Исполнение бюджета» в ЕАС выгружается информация, необходимая для ведения бухгалтерского учета, а именно данные о поступивших доходах, о поставленных на учет бюджетных обязательствах, о плановых показателях.
В рамках исполнения программы импортозамещения ЕАС полностью реализована на свободном программном обеспечении без использования иностранных компонентов. Система зарегистрирована в реестре отечественного ПО, архитектура системы построена на отечественной системе виртуализации ПКСВ «Брест», которая обеспечивает защищенную среду виртуализации серверов. ЕАС работает в защищенном и сертифицированном контуре, который полностью исключает утечки и несанкционированный доступ к хранимым данным.