Версия для печати 835 Материалы по теме
Школа идей

С 2020 года Пуровский район первым среди муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа стал реализовывать расширенную практику школьного партисипаторного бюджетирования. Опыт отмечен как успешный экспертами Всемирного банка.

Александр Валерьевич ПЕТРОВ, заместитель главы Администрации Пуровского района по вопросам финансов и экономики

В Пуровском районе практика инициативного бюджетирования реализуется с 2018 года в рамках проекта «Уютный Ямал». В целях популяризации данной практики была проведена работа по информационному освещению инициативного бюджетирования. Результатом стал рост вовлеченности населения в деятельность по улучшению своих населенных пунктов, мест учебы и отдыха, в преобразование важных объектов.

123 инициативы для участия в конкурсном отборе было подано с 2018 года, 79 инициатив на общую сумму более 143 млн руб. было отобрано для реализации

Опыт Пуровского района был отмечен в докладе о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, размещенном на сайте Минфина России. Кроме того, Департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа ежегодно проводит оценку реализации проекта «Бюджетная инициатива граждан», по результатам которой Пуровский район отмечен в лидерах.

Школьные инициативы

Еще одним эффективным способом использования бюджетных средств является школьное инициативное бюджетирование. С 2020 года Пуровский район первым среди муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа стал реализовывать расширенную практику школьного партисипаторного бюджетирования. Делаем мы это в рамках проекта «Школа идей», который основан на конкурсе идей общеобразовательных учреждений.

Реализованные идеи учреждений

20210120_094924.jpg

2020 год: автотренажер «Форсаж», СОШ № 2, поселок городского типа Уренгой.

Симулятор позволяет моделировать различные ситуации на дороге без риска для жизни и здоровья. Создавая и отрабатывая виртуальные аналоги стрессовых ситуаций, можно предотвратить панику при тех же ситуациях на дороге.

фото_3.jpg

2021 год: «Цифровая трансформация школьной библиотеки», СОШ № 1, поселок Ханымей.

Комплект цифрового оборудования и мебели для трансформации школьной библиотеки в цифровой информационно-библиотечный центр.

«Школа идей» предусматривает два конкурса: среди идей учащихся (300 тысяч рублей) и идей учреждений (1 миллион рублей). Школьники выдвигают и обсуждают идеи, выносят их на общешкольные собрания. Проекты проходят экспертизу сотрудников местной администрации которые в том числе определяют итоговую стоимость идей.

Для увеличения заинтересованности детей в участии в данном проекте был организован дополнительный конкурс идей среди всех школ Пуровского района на сумму гранта 1 миллион рублей (идеи учреждения). Данный конкурс направлен на формирование у учеников соревновательного духа, а повышенная сумма гранта позволяет реализовать более дорогостоящие и уникальные проекты как на территории школы, так и за ее пределами.

Этапы конкурса

В проекте принимают участие школьники 7–11-х классов общеобразовательных учреждений. Конкурсный отбор проходит в пять этапов.

На первом этапе проводится первичная идентификация и обсуждение идей на классных собраниях. То есть предварительные идеи и учреждения, и учащихся школьники выдвигают и обсуждают на собраниях в классах.

На втором этапе проводится оформление выдвинутых идей, которое при необходимости помогают делать школьные кураторы, составляется подробное описание идей, к которому дети прилагают иллюстрационные материалы (фотографии, видеоролики, рисунки и другие). Идеи учреждения направляют в департамент образования Администрации Пуровского района для последующего предоставления в департамент финансов и казначейства Администрации Пуровского района, который выступает организатором работ в рамках данного проекта.

На третьем этапе организатор направляет в структурные подразделения Администрации Пуровского района идеи для проведения предварительного технического анализа и определения предварительной стоимости реализации идей. Срок рассмотрения структурными подразделениями представленных идей с учетом подготовки заключения составляет десять рабочих дней.

Целями технического анализа является задача установить:

  • соответствие идеи полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
  • находятся ли объекты, на которые направлена идея, в собственности Пуровского района;
  • факт, что идея не противоречит утвержденным правилам благоустройства, планам развития территории муниципального округа;
  • техническую возможность реализации идей.

В случае выявления обстоятельств, препятствующих реализации идеи, ученический совет вправе предложить другую идею, отвечающую условиям проекта.

На четвертом этапе путем голосования учащихся отбираются:

  • идеи учащихся, подлежащие реализации;
  • идея учреждений для дальнейшего участия в конкурсном отборе;
  • три делегата от учреждения из числа активных школьников для дальнейшего участия в конкурсном отборе идей учреждения.

При проведении голосования каждому участнику предоставляется возможность выбрать две идеи из каждого перечня. При этом за идею от одного класса, включая собственную, может быть отдано не больше одного голоса от каждого учащегося.

Среди идей учащихся победителями голосования объявляются идеи, набравшие наибольшее количество голосов. Количество победителей ограничивается объемом средств, предусмотренных на реализацию идей учащихся.

Среди идей учреждений победителем голосования объявляется одна идея, набравшая наибольшее количество голосов, она и участвует в дальнейшем конкурсном отборе с голосованием делегатов.

Голосование делегатов проводится в очной форме либо с использованием дистанционного способа голосования. Каждому делегату предоставляется возможность выбрать две идеи, при этом за идею учреждения, представителем которого он является, может быть подано не больше одного голоса от каждого делегата.

Победителем признается идея учреждения, набравшая наибольшее количество голосов. В случае если несколько идей одновременно получили одинаковое количество голосов, победителем признается идея учреждения, направленная в департамент образования районной администрации и зарегистрированная ранее остальных.

На пятом этапе осуществляется реализация идей структурными подразделениями, подведомственными муниципальными учреждениями, в чьи полномочия входит решение вопроса местного значения.

53 идеи поступило в общей сложности за все время реализации проекта «Школа идей», 39 идей на общую сумму свыше 11 млн руб. было отобрано для реализации

Расширенная практика реализации школьного партисипаторного бюджетирования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа была отмечена специалистами Всемирного банка как одна из успешных. Проект развивает чувство гражданской ответственности, способствует активному и сознательному принятию решений, повышает уровень финансовой грамотности молодежи, учит правилам взрослых программ инициативного бюджетирования, помогает понять, как формируется бюджет, а также создает положительный опыт взаимодействия с органами местного самоуправления.

Поделиться