Версия для печати 6609 Материалы по теме
БОР-Алтай
10–12 июля 2008 г. в Горно-Алтайске прошел семинар-совещание на тему «Бюджетирование, ориентированное на результат, как современный инструмент управления развитием региона». Мероприятие было организовано Правительством Республики Алтай, Министерством финансов Республики Алтай и компанией «Р.О.С.Т.У.». В работе семинара-совещания приняли участие представители Департамента бюджетной политики и Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, 43 субъектов РФ и компаний-консультантов. 
Вести народ легче, чем сдвинуть его с места. Дэвид Финк 

Интерес, вызванный темой семинара, объясняется необходимостью перехода регионов на качественно новую модель управления общественными финансами. Именно поэтому с большим вниманием был заслушан доклад заместителя председателя правительства – министра финансов Республики Алтай С. А. Гашкиной о практических шагах по переходу на эффективную модель управления общественными финансами с применением методов БОР. А выступления министра образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Н. В. Гусельниковой и заместителя министра труда и социального развития Республики Алтай В. З. Сазоновой, входящих в состав пилотной группы по внедрению БИС-СБОР, наглядно показали деятельность в новых условиях и получаемые от нее результаты. 

В течение трех дней семинара сотрудники Министерства финансов Республики Алтай, пилотных ведомств и бюджетных учреждений демонстрировали участникам семинара работу комплексной системы БИС-СБОР, рассказывали о применяемых инновационных решениях. Активно обсуждались и инновационные подходы, существенно изменившие как систему управления общественными финансами Республики Алтай, так и традиционную модель БОР. Например, надо ли доводить БОР до бюджетных учреждений, есть ли необходимость увязывать цели и задачи ПСЭР с результатами, получаемыми учреждениями при оказании конкретных государственных услуг гражданам, и многое другое. 

Большое количество вопросов, задаваемых участниками семинара, касалось того, с чего нужно начинать внедрение новой модели эффективного управления общественными финансами на основе метода БОР. Практически все регионы в той или иной степени подготовили и приняли различные НПА, компании-консультанты провели большую работу по созданию различных стандартов, перечней государственных услуг и прочих необходимых для внедрения БОР материалов, однако вопрос «что же дальше?» по-прежнему актуален. Присутствующие также воспользовались возможностью задать вопросы руководству и сотрудникам Министерства финансов Республики Алтай, чтоб получить информацию «из первых рук». 

Мероприятия, подобные семинару-совещанию, характеризуются тем, что полученная на них практическая информация подталкивает участников к оценке собственного состояния, сравнению с увиденным. А положительный опыт реализации масштабных задач вселяет уверенность, что при продуманном подходе БОР становится не только популярным термином, навязываемым «сверху», но и вполне действенным механизмом, который не только можно, но и нужно применять на практике. По отзывам участников, рассказывать о таком опыте сегодня просто необходимо. 

Высочайший уровень проведения мероприятия позволил извлечь из него максимальную пользу. Кстати, организаторы семинара окончательно покорили всех участников экскурсионной программой по фантастически красивым природным заповедникам Алтая. 


Заместитель председателя правительства – министр финансов Республики Алтай С. А. ГАШ­КИНА: «Вступая в программу реформирования общественных финансов в 2006–2007 гг. мы поставили цель провести реформы не на бумаге, не для получения субсидии и повышения рейтинга региона, а на деле. Поэтому с 2006 по 2007 г. нами было принято 128 нормативно-правовых актов различного уровня, в том числе перечень государственных услуг, стандарты качества их предоставления и показатели результативности, что позволило перейти к внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, на базе бюджетной информационной системы “БИС-СБОР”.

Итогом нашей работы стало наличие четко выстроенной системы, увязывающей цепочку “цель ПСЭР/результат – цель ведомства/результат (ДРОНД) – ВЦП/результат – госзадание/результат – государственная услуга стоимость/результат”. Причем на уровне “государственная услуга/результат” бюджетное учреждение представляет детальный расчет расходов на оказание этой услуги в натуральных показателях (сметы-калькуляции). Подробное государственное задание позволяет планировать бюджетные ассигнования на оказание государственных услуг с учетом параметров такого задания, как и требует ч. 3 ст. 174.2 Бюджетного кодекса РФ, вступающая в силу 1 января 2009 г. Возможность мониторинга и получение любых отчетов, в том числе в форме “расход на услугу – количество услуги – оценка качества” по каждому учреждению позволяют нам оперативно получить содержательную информацию, наличие которой до начала реорганизации лишь предполагалось.

Безусловно, такой результат был бы невозможен без использования комплексной автоматизированной системы “БИС-СБОР” и высококвалифицированной работы специалистов компании «Р.О.С.Т.У.», решающих как вопросы автоматизации, так и методологические и организационные.

Полученные на сегодня результаты реформирования, о части которых мы писали ранее и которые будут еще продемонстрированы на семинаре, дают нам огромное количество новой информации, новых тем для анализа и дальнейшего совершенствования системы управления общественными финансами Республики Алтай.

Естественно, как все первопроходцы, мы столкнулись с большим количеством непредвиденных проблем организационного, методологического и административного характера. Поэтому целью проводимого семинара стала не только демонстрация достигнутых результатов, но и рассказ о путях их достижения. Надеемся, что наш опыт позволит коллегам избежать ошибок при реорганизации системы управления общественными финансами и переходе на БОР».

Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ А. В. ЮРИН: «Сегодня, когда задача повышения качества управления общественными финансами, внедрения методов БОР, перехода на программно-целевой метод планирования отражена в новой редакции Бюджетного кодекса РФ и обозначена в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию, практический опыт ее реализации имеет огромное значение. Не секрет, что теоретические материалы на обозначенную тему вначале вызывали скептическое отношение. Поэтому действенный механизм управления, созданный в Республике Алтай, взаимосвязанные понятия “государственное задание – услуга – расходы – результаты”, возможность мониторинга в разрезе “сколько потратили – что получили” демонстрируют, что при правильном подходе БОР – достижимая реальность, позволяющая повысить эффективность бюджетных расходов».

Директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ А. М. ЛАВРОВ: «Интересный подход к практической реализации метода БОР в Республике Алтай, безусловно, заслуживает большого внимания. Представленные решения говорят о глубокой проработке и реальном внедрении БОР на всех уровнях государственной власти – от правительства до конечного бюджетного учреждения. Такой подход позволяет связать глобальные цели и задачи развития региона в целом с конкретными задачами, стоящими перед ведомствами и бюджетными учреждениями по повышению качества и результативности государственных услуг, предоставляемых населению. Активное вовлечение бюджетных учреждений в процесс детального планирования своей деятельности для выполнения госзадания – подход новый, но совершенно обоснованный. Действительно, повышение эффективности управления общественными финансами – это, в конечном счете, повышение качества и количества предоставляемых государственных услуг, получение лучших результатов при оптимальных затратах. Однако сказанное невозможно без прямого участия тех, кто подобные услуги оказывает. Возможно, именно этот подход и позволяет сказать, что БОР в Республике Алтай сегодня реально внедрен и работает».

Заместитель губернатора – министр финансов Челябинской области В. Г. ГОЛУБ­ЦОВА: «Сегодня мы живем в режиме перехода на эффективную модель управления общественными финансами, внедрения БОР и пр. Однако отсутствие информации о практических шагах, предпринимаемых в этих направлениях, не позволяет нам проанализировать имеющийся опыт и выбрать оптимальное решение. Конечно, данной теме посвящено множество публикаций. Но только в живом общении можно задать все интересующие вопросы, поделиться опытом, выяснить не только то, как реализуются те или иные задачи, но и почему они реализуются именно таким образом. Сколько бы новых технологических способов передачи информации ни придумывало человечество, нет более полного, содержательного и ценного, чем простая беседа. Именно возможность пообщаться с коллегами, обсудить увиденное, обменяться мнениями делает мероприятия такого рода особенно важными для многих из нас».

Генеральный директор компании «Р.О.С.Т.У» (компании – разработчика комплексной системы «БИС-СБОР») Н. А. МЕДНОВА: «Внедрение системы эффективного управления общественными финансами с использованием методов БОР на базе комплексной системы “БИС-СБОР” позволяет решить целый ряд серьезных и актуальных задач, связанных как с методологией, так и с автоматизацией. В их числе:
  • создание взаимосвязи между бюджетным процессом и процессом прогнозирования стратегических направлений развития региона;
  • увязка в единую цепочку понятий “цель ПСЭР/результат – цель ведомства/результат (ДРОНД) – ВЦП/результат – госзадание/результат – государственная услуга стоимость/результат – смета-калькуляция услуги”;
  • включение в активную работу бюджетных учреждений: при получении от ведомства информации о планируемых объемах финансирования и государственного задания бюджетные учреждения сами составляют план действий по его реализации – сметы-калькуляции, которые включают в себя не только все атрибуты бюджетной заявки учреждений на ассигнования, но и расчет потребности в натуральных показателях (сколько преподавателей, какого разряда, сколько пособий и т.д.) для конкретного количества услуг;
  • консолидация смет-калькуляций и получение бюджетной росписи расширенного формата (с указанием кодов ВЦП, государственных заданий, количества ожидаемых услуг и пр.), с возможностью «сверления» до каждой строки сметы, каждого показателя;
  • планирование одновременно одной части бюджета программно-целевым методом, а другой – традиционным (индексация, нормативный метод и пр.), последовательный переход с одного метода на другой.
Масштабность и сложность названных задач требуют четко сформулированной и детально продуманной методики, без которой невозможно качественное внедрение системы эффективного управления общественными финансами с использованием методов БОР на базе комплексной системы “БИС-СБОР”. Ниже перечислены основные разделы предлагаемой методики:
  • анализ существующих НПА и выдача рекомендаций по их корректировке и дополнению (в том числе для увязки цепочки названных выше понятий);
  • предложение по организации межведомственных комиссии и рабочей группы (в том числе регламент работы, вопросы ведения, сферы ответственности, рекомендации по составу, необходимые полномочия участников);
  • разработка концепции эффективной системы управления с использованием методов БОР;
  • рекомендации по детализации и структуризации принятых НПА до состояния, понятного каждому пользователю системы, с возможностью последующей автоматизации;
  • внедрение комплексной системы “БИС-СБОР” в финансовом и экономическом органах, пилотных ведомствах и бюджетных учреждениях;
  • составление регламента работы всех участников пилотной группы с “БИС-СБОР”;
  • проведение серии обучающих семинаров для сотрудников финансового и экономического органов, пилотных ведомств и бюджетных учреждений. Обучение работе в “БИС-СБОР”;
  • мониторинг работы сотрудников финансовых и экономических органов, пилотных ведомств и бюджетных учреждений, внесение корректив в комплексную систему “БИС-СБОР” по результатам опытной эксплуатации;
  • утверждение порядка тиражирования “БИС-СБОР” на оставшиеся ведомства и учреждения с учетом их состояния.
Описанная методика внедрения системы эффективного управления общественными финансами на базе “БИС-СБОР” была разработана на примере Министерства финансов Республики Алтай с непосредственным участием их руководителей и специалистов. И сегодняшний результат, полученный в республике за столь короткий срок, – наилучшее подтверждение правильности этой методики».

Заместитель председателя правительства – министр финансов Астраханской области С. К. МИРОНОВ: «Я поражен результатами, увиденными в Министерстве финансов Республики Алтай. Ехал и думал: ну что там у них может быть? Маленькая республика, какие там достижения? А вот смотрю – и понимаю: как же далеко нам, да и многим другим, до них! И трехлетний бюджет принят, и перечень услуг разработан, и БОР внедрен! Да еще с такой степенью детализации, о которой мы сейчас только задумываемся. Этот опыт надо широко представлять и использовать, чтоб мы лишний раз не изобретали велосипед, не делали ненужных ошибок».

www.rostu-comp.ru

Источник: © Бюджет, 2008, № 8
Поделиться