Анализ объема и структуры внутреннего долга как Российской Федерации, так и входящих в нее субъектов и муниципальных образований дает смешанные результаты. В последние два года показатели объема государственного внутреннего долга Российской Федерации и субъектов РФ имеют схожую динамку (рисунок).
Рост объема долга, и в первую очередь Российской Федерации, в 2020 году в большей степени обусловлен нарастающим напряжением от распространения COVID‑19. В эпоху коронавируса каждое из государств мира столкнулось со снижением доходов и ростом расходов, направленных на борьбу с распространением эпидемии и последствиями вынужденных международных ограничительных мер, нарушивших большинство экономических связей и отлаженных логистических цепочек.
В 2021 году субъекты и муниципальные образования получили большой объем как прямой, так и косвенной помощи от государства. В связи с этим региональные и муниципальные органы власти смогли сбалансировать долговую нагрузку на бюджет благодаря снижению расходов на обслуживание государственного и муниципального долга, а также запустить множество местных программ поддержки граждан и бизнеса. В совокупности все эти меры помогли сохранить рабочие места и даже нарастить объемы производства.
К сожалению, текущая мировая экономико-политическая конъюнктура, характеризующаяся беспрецедентным санкционным давлением в отношении практически всех секторов экономики, не дала возможности в полной мере восстановить все экономические процессы в стране. И в очередной раз возникла необходимость действий со стороны федерального центра по поддержке региональных властей. В связи с этим 5 мая 2022 года постановлением Правительства № 815 были утверждены Правила предоставления субъектам и муниципальным образованиям РФ бюджетных кредитов на погашение задолженности по коммерческим заимствованиям (кредиты от кредитных организаций и облигационные займы).
Данная мера, наряду с резким колебанием значения ключевой ставки Банка России, практически полностью заморозила спрос субъектов бюджетной сферы на аукционы по предоставлению коммерческих кредитов. Во втором квартале 2022 года объем запрашиваемого финансирования по таким аукционам составил 29,9 миллиарда рублей, что даже ниже объема по итогам первого квартала (36,5 миллиарда рублей).
Соответствующе снижению спроса на коммерческие заимствования росло предложение банков-участников. Так, объем запрашиваемого финансирования по аукционам, на которых был хотя бы один участник, составил 15,3 миллиарда рублей. При этом в половине случаев на аукционе происходили торги двух и более участников. Доля таких аукционов во втором квартале составила 25% от общего объема запрашиваемого финансирования, тогда как в первом квартале этот показатель не превышал 2%.
Приведенные в статье данные рассчитаны на основе сведений, публикуемых на официальных сайтах Министерства финансов РФ minfin.ru, Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, а также Банка России cbr.ru.
Р. А. ГЛУШКИН, начальник управления аналитического сопровождения бизнеса департамента государственных финансов АО «СМП Банк»