Версия для печати 581 Материалы по теме
Социальный заказ набирает обороты

На Всероссийском семинаре-совещании, прошедшем в Уфе 28–29 июля, представители федеральных и региональных органов власти, эксперты подробно обсудили модели управления пилотными проектами и практику реализации инструментов социального заказа в рамках Федерального закона от 13 июля 2020 года № 189‑ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Мероприятие организовано Министерством финансов РФ совместно с Правительством Республики Башкортостан и федеральными органами исполнительной власти, курирующими отраслевые направления реализации Закона № 189‑ФЗ.

В работе семинара-совещания приняли участие А. М. Лавров, заместитель министра финансов РФ, А. Р. Кадыров, первый заместитель министра спорта РФ, Е. Г. Камкин, заместитель министра здравоохранения РФ, Г. В. Прокуронов, заместитель главы Ростуризма, Т. Н. Васько, директор Департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда России, М. В. Кирсанов, директор Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России.

Как отметил глава Республики Башкортостан Р. Ф. Хабиров, идея привлечения институтов гражданского общества к выполнению важных государственных задач в социальной сфере заслуживает повышенного внимания. Башкортостан участвует в пилотном проекте по двум направлениям: «спортивная подготовка» и «социальное обслуживание». По мнению главы, там, где государство в силу различных причин не находит решения задач, на помощь могут приходить негосударственные организации, которые профессионально, оперативно и качественно будут оказывать необходимые услуги. «Хочу сказать, у нас есть собственный похожий проект — дошкольные сертификаты на частные садики. В текущем году на эти цели мы выделили 138 миллионов рублей. Данная сумма позволит оказать услугу двум тысячам детей, для которых надо было бы построить 10 садиков, что обошлось бы республике значительно дороже», — рассказал Хабиров. К слову, АСИ данную практику признало успешной. Таким образом, с одной стороны, детям были обеспечены места в дошкольных учреждениях, а с другой — дошкольные частные учреждения получили гарантированный заказ, который дает им возможность понимать перспективы своего развития, а также становиться надежными поставщиками услуг.

В ходе семинара о практическом опыте реализации механизмов социального заказа в регионе подробно рассказала заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан — министр финансов Республики Башкортостан Л. З. Игтисамова (подробнее об этом читайте в следующем номере журнала «Бюджет»).

Социальный заказ — интерес для добровольцев

О том, как реализуется пилотный проект в рамках Закона № 189‑ФЗ, участникам совещания рассказал заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров. В частности, он отметил, что за последний год резко возросли масштабы проекта. В реализации Закона о социальном заказе участвуют 34 субъекта РФ, что позволяет говорить уже не о пилотном проекте, а о полноценной сфере регулирования. Но, как подчеркнул Лавров, участие в реализации проекта является по-прежнему добровольным и, может быть, таким останется всегда, поскольку некоторые субъекты Федерации идут своим путем. «Социальный заказ — чувствительная сфера, и здесь ни в коем случае не надо навязывать никаких готовых решений, — считает спикер. — Каждый субъект РФ должен найти для себя то, что подходит ему в конкретных условиях, и очень аккуратно соблюдать баланс между функционированием государственной сети учреждений и вовлечением частного сектора».

Замминистра напомнил, что социальный заказ внедряется для того, чтобы каждый гражданин имел возможность выбрать поставщика услуги и таким образом создать конкурентную среду или, по крайней мере, квазиконкурентную среду для поставщиков этих услуг. Борьба за потребителя и, соответственно, за бюджетное финансирование должна повысить доступность и качество услуг, а также создать дополнительный приток финансовых средств в социальную сферу, в том числе в рамках самых разных форм ГЧП. «Во всем мире работает такая система, — рассказал Лавров. — Государство выступает организатором и, конечно, главным финансовым источником, а собственно технологии предоставления большинства социальных услуг все больше и больше смещаются в негосударственный сектор». При этом задача вовлечения негосударственных организаций в процесс оказания услуг за счет бюджетных средств, безусловно, стоит, но не является главной.

Не менее важная задача состоит в том, чтобы абсолютно все организации, включая государственные, муниципальные, находились в конкурентном поле. «От существующего распределения государственного задания, которое в принципе может быть как конкурентным, так и административным инструментом, нам все больше нужно переходить к тому, чтобы и бюджетные, и автономные учреждения на равных конкурировали за потребителей не только с негосударственным сектором, но и друг с другом, — считает Лавров. — Наличие такой конкуренции будет стимулировать учреждения расширять свои программы и повышать эффективность работы». По его словам, уже сегодня и в бюджетных, и в автономных учреждениях регионов — участников пилота увеличивается разнообразие оказываемых услуг, программы подстраиваются под индивидуальные потребности населения.

Вовлечение негосударственного сектора в процесс оказания государственных услуг — очень значимое направление и с точки зрения предоставления ему доступа к стабильному бюджетному финансированию. «Грантовая поддержка — это хорошо, ее масштаб сегодня даже превосходит объем финансирования услуг в соответствии с социальными сертификатами, но гранты все-таки разовые мероприятия, сегодня они есть, завтра их могут перенаправить на другие цели или изменить условия, — подчеркнул Лавров. — На наш взгляд, очень важно создать постоянно действующий механизм, позволяющий негосударственным организациям чувствовать себя уверенно, строить свои стратегии развития, заниматься инвестициями, воспитывать кадры и т. д.».

Общая цель для всех

Также заместитель министра финансов РФ затронул проблему межведомственного взаимодействия. «Сегодняшнее мероприятие — одно из немногих, когда и финансисты, и те люди, которые отвечают за оказание социальных услуг, могут обсудить, что сбоит в механизме, что не получается, и выработать необходимые решения», — подчеркнул спикер.

По мнению Лаврова, сегодня очень важно специалистам финансовой и социальной сфер работать сообща. «Задача финансистов состоит в том, чтобы услуги оказывались вовремя, с высоким качеством, были доступными, а экономия денег, конечно, важна, но не является самоцелью. Максимальный результат за имеющиеся ресурсы — вот главная цель, и социальный заказ обеспечивает ее достижение», — отметил представитель финансового ведомства.

Конкурентные способы

Общий объем финансового обеспечения социального заказа по сравнению с прошлым годом возрос в полтора раза и достиг 83,1 миллиарда рублей. Это произошло за счет включения в текущем году в проект новых регионов и новой сферы — туризма. Охват получателей услуг в рамках социального заказа вырос за один год в 1,3 раза. Сегодня мы уже можем говорить о системном оказании социальных услуг пяти миллионам граждан.

Однако на очереди стоит вопрос: какими способами исполняется социальный заказ? Традиционными — через государственное задание, смету, последнее также не возбраняется, все зависит от специфики услуги, состояния территории, или через конкурентные инструменты — конкурс, социальный сертификат? Для финансового ведомства важно отрабатывать последние. С госзданиями бюджетная сфера работает с 2011 года, и сейчас более или менее все отлажено и системных проблем не возникает. «В основе пилота лежит внедрение конкурентных способов распределения объемов оказания услуг и даже не через конкурс, который во многом схож с распределением грантовой поддержки, а в большей степени через социальный сертификат», — отметил Лавров. За прошлый год отработаны три направления: содействие занятости населения, социальное обслуживание, спортивная подготовка. По масштабам применения конкурентного отбора сегодня лидирует сфера социального обслуживания, курируемая Министерством труда и социальной защиты РФ.

В текущем году запланированы конкурентные отборы по всем шести направлениям пилотного проекта. «Мы должны исходить из того, что главный смысл участия в пилоте — внедрение конкурентных механизмов определения исполнителей услуг хотя бы в одной отрасли по одной услуге, — подчеркнул Лавров. — Если у субъекта РФ по тем или иным причинам нет возможностей это сделать, то в эксперименте участвовать не стоит. Смысл пилота, повторюсь, в апробации конкурентных способов».

На сегодняшний день доля конкурентных способов не превышает 15% в общем объеме социального заказа. Это не устраивает финансовое ведомство. «Мы в прошлом году в Ханты-Мансийске договорились, что все субъекты, которые участвуют в пилотном проекте, будут стремиться увеличивать долю конкурентных способов до 20 процентов, — напомнил замминистра. — Сегодняшнее мероприятие должно нам помочь еще раз сформулировать подходы для того, чтобы по завершении года мы могли говорить о расширении сферы конкурентных услуг».

Еще один актуальный вопрос — разработка подходов к оценке эффективности бюджетных расходов. Вовлечение общественности в этот процесс — исключительно важное направление. В этой части, по мнению замминистра, большую роль играет Общественная палата РФ, с которой Минфин России находится на постоянной связи в рамках пилотного проекта. Во всех субъектах Федерации созданы коммуникационные площадки на базе существующих общественных институтов, где организации — поставщики услуг могут взаимодействовать напрямую с органами государственной власти и находить точки соприкосновения. Там же представлены и потребители.

Ну и в заключение своего выступления Лавров сообщил о том, что подготовлен законопроект[1] о расширении сферы Закона № 189‑ФЗ. Данный документ предлагает охватить физкультурно-оздоровительные услуги, профилактику социально значимых заболеваний и реализацию дополнительных образовательных программ. Если Государственная дума поддержит эти предложения, то со следующего года сфера социального заказа существенным образом расширится.

Социальный заказ в цифровом формате

В последние годы цифровая трансформация является одним из приоритетов в работе государственных органов. Новые технологии позволяют государству быть клиентоцентричным и предоставлять удобные для граждан сервисы и условия. Реализация Закона № 189‑ФЗ также не представляется без цифровых технологий. Так, проведение конкурсов в целях заключения соглашений на оказание государственных услуг в социальной сфере будет осуществляться с использованием системы «Электронный бюджет». Как отметил А. В. Семункин, заместитель директора Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России, в настоящее время осуществляется соответствующая доработка системы. «Необходимый функционал мы создаем на базе портала «Меры государственной финансовой поддержки» (promote.budget.gov.ru), который в этом году апробирован в пилотном режиме на субсидиях, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, производителям товаров, работ, услуг, — рассказал Семункин. — В рамках «Электронного бюджета» в соответствии с принципами клиентоцентричности была создана платформа, в максимально удобном формате позволяющая участникам конкурсных процедур найти меру государственной поддержки с учетом профиля деятельности организации, сформировать заявку, видеть процесс и результаты их рассмотрения организаторами. Кроме того, в рамках единой площадки обеспечено информационное взаимодействие с другими государственными информационным системами, что позволяет получать данные, на основе которых в автоматическом режиме осуществляется проверка потенциального получателя субсидии — участника процедур отбора. Организаторы процедур видят в системе, какие риски могут быть связаны с тем или иным получателем субсидии.

NAB_4488.jpg

А. М. ЛАВРОВ, заместитель министра финансов РФ, об итогах семинара-совещания, посвященного социальному заказу

Закон о социальном заказе реализуется с 2020 года, но мы уже видим не только расширение географии и сфер его апробации, но и рост получателей услуг, а также увеличение количества негосударственных организаций, вовлеченных в оказание гражданам таких услуг.

Для успешной реализации социального заказа мы ежегодно проводим семинары-совещания, позволяющие участникам проекта встретиться и обсудить промежуточные итоги, которые удалось достичь за год. Этот год также не стал исключением, а в качестве региона для проведения мероприятия был выбран Башкортостан, который демонстрирует значительные успехи в развитии социальной сферы.

В ходе семинара-совещания нам удалось не только обменяться лучшими региональными практиками, но также наметить дальнейший вектор развития и выявить недостатки, работа над которыми поможет сделать механизм более эффективным, чтобы граждане по итогу могли получить качественную бесплатную услугу.

Как рассказал спикер, в основе архитектуры создаваемого сервиса для проведения конкурсов в рамках соцзаказа лежат справочники. В первую очередь это запись социальных услуг, сформированная органами исполнительной власти в системе «Электронный бюджет» в составе социального заказа для публикации на едином портале бюджетной системы. Во-вторых, региональный перечень государственных услуг и работ, используемый для формирования социального заказа. В-третьих, показатели сводной бюджетной росписи бюджета субъектов РФ, муниципальных образований, которые формируются финансовыми органами для размещения на едином портале бюджетной системы, а также коды бюджетной классификации бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, которые тоже размещаются всеми на едином портале бюджетной системы. Семункин обратил внимание участников на то, что поддержание актуальности указанных справочников, их своевременное размещение в новом сервисе будет очень важным моментом. Срок завершения разработки инструмента для проведения конкурсов с использованием единой площадки — второй квартал 2023 года. Таким образом, начиная со второго полугодия 2023 года будет предоставлен сервис проведения конкурсов в целях заключения соглашений на оказание государственных услуг в социальной сфере.

Также Минфин России обеспечит возможность формирования и ведения в «Электронном бюджете» реестра исполнителей социальных услуг. Совместно с Министерством цифрового развития РФ ведомство разрабатывает функциональность, с помощью которой юридические лица — потенциальные исполнители услуг через свой личный кабинет на едином портале государственных услуг смогут подавать заявку на включение их в соответствующий реестр, а граждане через свой личный кабинет на портале смогут выбирать поставщиков необходимых им услуг. Для реализации этих сервисов будут сформированы справочник государственных услуг социального заказа и справочник исполнителей государственных услуг.

В первую очередь новый сервис будет апробироваться по направлению «социальное обслуживание», за исключением услуг в сфере социального обслуживания в стационарной форме.

Как было сказано ранее, формирование и ведение реестра исполнителей социальных услуг будет осуществляться в «Электронном бюджете» на основании заявок, поданных через личный кабинет юрлица на едином портале госуслуг. Функциональность по формированию и ведению реестра будет предусматривать возможность рассмотрения заявок и принятия решения по ним в части одобрения либо отклонения. Далее на основании утвержденных записей реестра будет формироваться справочник исполнителей услуг, из которого потребители в дальнейшем в своем личном кабинете смогут выбрать исполнителя услуги. Ожидаемый срок реализации доработок и «Электронного бюджета», и единого портала государственных услуг — четвертый квартал текущего года.

Что касается заключения по результатам отбора соглашений уполномоченного органа с исполнителем услуг, оно будет осуществляться в «Электронном бюджете» и включаться в реестр соглашений. Всю подготовку для этого Минфин России планирует завершить уже в первом полугодии 2023 года. Для унификации и представления регионам единого сервиса по заключению соглашений будет использоваться типовая форма для соглашений.

Информационные сервисы

Тему цифровизации продолжила раскрывать в своем выступлении Н. В. Бабко, заместитель начальника Управления развития информационных систем Федерального казначейства. Она рассказала о портальных решениях Федерального казначейства, Минфина России и совместных информационных ресурсах, которые позволяют публичить информацию о государственном (муниципальном) социальном заказе. Последнее предусмотрено частью 2 статьи 8 Закона № 189‑ФЗ. В ней определено, что информация и документы, формирование которых предусмотрено данным законом, подлежат размещению на едином портале бюджетной системы. В настоящее время уже публикуется информация об утвержденных государственных (муниципальных) социальных заказах, отчеты об их исполнении, ссылки на региональные портальные решения, где размещается информация о проведении и результатах отборов исполнителей. «Процедура размещения информации является стандартной для единого портала бюджетной системы, финансовые органы активно участвуют в размещении информации в „Электронном бюджете“, — рассказала спикер. — Одновременно с этим Министерство финансов разрабатывает единую площадку, на которой будет предоставлен целый комплекс различных сервисов. Поэтому те регионы, которые еще не разработали собственные инструменты, могут воспользоваться этими сервисами, начиная от проведения конкурсных процедур до заключения собственно соглашений в электронном виде и автоматического размещения их на едином портале бюджетной системы».

Информация о государственном муниципальном социальном заказе также будет публиковаться и на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru, далее — ГИС ГМУ). Набор данных, которые размещаются на официальном сайте, определен постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2020 года № 1789. Для чего это делается? Как отметила Бабко, все это направлено на создание единого информационного пространства, необходимого для формирования конкурентной среды и для предоставления возможности потребителю услуги выбирать между государственной и негосударственной организацией.

Рисунок. Социальный заказ на ГИС ГМУ

02.png

Спикер также заявила о том, что все сервисы будут доработаны в части предоставления организациям возможности публиковать не только информацию о себе, но и результаты оценок потребителей тех или иных услуг. Это необходимо для того, чтобы граждане смогли сделать качественный выбор исполнителя той или иной услуги. «Сейчас, как вы знаете, на ГИС ГМУ размещается информация о проведении независимой оценки качества условий оказания услуг, — отметила Бабко. — Мы хотим сделать шаг вперед и обеспечивать оценку качества уже самих оказанных услуг». Поскольку данный сайт не особо популярен у населения и ожидать, что оно сразу же начнет пользоваться новым сервисом, не приходится. В связи с этим Минфин России предполагает осуществлять плотное взаимодействие с единым порталом государственных услуг и с региональными площадками, на которых уже сейчас в пилотном режиме заключаются договоры на оказание услуг, например по социальному сертификату.

Процедура взаимодействия предлагается следующая: создаются сервисы системы межведомственного электронного взаимодействия, сервисы открытых данных API для того, чтобы на ГИС ГМУ аккумулировались оценки, полученные как на региональных порталах, так и на едином портале госуслуг (рисунок). Далее эта информация будет доступна для всех площадок, на которых осуществляются конкурсные отборы исполнителей услуг, поиск потребителями организаций, которые являются исполнителями тех или иных услуг, размещается рейтинг исполнителей, их оценки, полученные от других пользователей.

Как отметила спикер, на сайте ГИС ГМУ в прошлом году были разработаны новые сервисы для проведения независимой оценки, мобильные приложения для оператора и граждан. Сервисы мобильных приложений доступны в соответствующих маркетах, их можно скачать, установить и попробовать воспользоваться. Уже сейчас есть возможность оставлять отзывы об организациях, прикладывать фотографии. Все это создает возможность для пользователей лучше ознакомиться с оказываемыми услугами и делать выбор в пользу лучшего.

Общественные палаты: находим консенсус

Как уже было сказано выше, во многих регионах общественные палаты стали эффективными переговорными площадками в рамках пилотирования закона о социальном заказе. Как отметила Е. А. Тополева-Солдунова, председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ, такие площадки стали связующим звеном между всеми участниками процесса. Их главная задача состоит в том, чтобы ничей голос не был потерян. Чтобы мнение органа власти, поставщика услуг, получателя услуг, СМИ было услышано и учтено, чтобы все были проинформированы о том, что происходит, и имели возможность получить обратную связь.

Спикер напомнила, что в прошлом году на аналогичном совещании в Ханты-Мансийском автономном округе говорилось о том, что негосударственных поставщиков среди общего количества поставщиков услуг, включенных в социальный заказ, очень мало. На данный момент картина начала меняться. «Во многих регионах по некоторым услугам есть хорошая динамика по вовлечению негосударственных поставщиков, в частности социально ориентированных НКО, в процесс, — отметила Тополева-Солдунова. — Но пока этого недостаточно». По ее мнению, необходимо предпринять какие-то действия и обеспечить более широкий доступ негосударственных организаций к социальному заказу. При этом очень важно, чтобы органы власти, где происходит пилотирование заказа, были расположены к работе с негосударственным поставщиком. И тогда, по мнению спикера, все получится.

Прошедшее мероприятие было очень насыщенным и многоплановым. Рассказать в одном материале обо всех вопросах не представляется возможным. В следующем номере мы вернемся к данному мероприятию и расскажем о региональной практике и других рассмотренных темах.

О. В. ИЗУТОВА



[1] Пока верстался номер, законопроект одобрен Правительством РФ и внесен в Государственную думу.

Поделиться