Версия для печати 795 Материалы по теме

Сегодня в сфере цифровизации госуправления сложилась интересная ситуация: для всех участников этого процесса наступило время больших вызовов и вместе с тем новых возможностей. Государству приходится в довольно сложных условиях решать задачи совершенствования ИТ-инфраструктуры, радикально повышать эффективность работы с данными, укреплять информационную безопасность и обеспечивать цифровой суверенитет страны. При этом российские разработчики программного обеспечения получают шанс предложить государству новые решения и занять ниши уходящих иностранных компаний. Все эти вопросы обсудили на ежегодной конференции «Цифровая трансформация государственного управления», которая прошла в Казани.

Конференция, организованная БФТ-Холдингом совместно с Министерством финансов Республики Татарстан, собрала более 150 участников со всей России, на мероприятии также присутствовала делегация Республики Беларусь. В обсуждениях приняли участие представители Минфина и Минцифры России, Федерального казначейства, а также руководители региональных и местных финансовых органов, эксперты.

Дальнейшая (и все более всеобъемлющая) цифровизация, импортозамещение и формирование цифрового суверенитета, усиление датацентричности управления, рост требований к информационной безопасности — таковы современные ключевые тренды в государственном управлении. В своем докладе их озвучила первый заместитель генерального директора БФТ-Холдинга Н. Ю. Зейтениди. Об этом говорит и опыт БФТ-Холдинга, связанный с реализацией крупных проектов совместно с Минцифры (в первую очередь по разработке и сопровождению Национальной системы управления данными (НСУД) и витрин данных), Росреестром, Рострудом, Фондом социального страхования, Пенсионным фондом России. Схожие процессы идут на региональном и местном уровнях. К слову, на конференции был презентован ряд новых продуктов компании для нужд субъектов РФ и муниципалитетов — технологическая платформа «БФТ.Цифровой регион», Региональная система управления данными, а также продукты по отдельным направлениям работы органов власти и корпораций. Был анонсирован инструмент для управления эксплуатацией государственного и муниципального имущества, который позволяет существенно снижать расходы на его эксплуатацию при его использовании. Как подчеркнула Зейтениди, подход любых разработчиков к внедрению цифровых решений в интересах государства сегодня должен быть интегрированным и основанным на принципе «однократный ввод и многократное использование данных».

В свете задач импортозамещения для российских разработчиков ПО открывается широкое окно возможностей. Сравнительный анализ показывает кратное увеличение объемов государственных и муниципальных закупок программного обеспечения в первом полугодии 2022 года: в 3,27 раза в денежном и 8,9 раза в количественном выражении (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), рассказал директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» (ЦКИТ) И. И. Массух. Выросла и доля закупок отечественных решений — с 51,6 до 63%, причем муниципальные и региональные власти более активно покупают российское ПО, чем Федерация. Это серьезный стимул для российских разработчиков, а уход с рынка западных компаний — дополнительная возможность попасть на ранее монопольно занятые ниши, полагает эксперт. Массух назвал показатель 10% иностранного ПО «нормальным целевым ориентиром». Качественных отечественных продуктов, по его мнению, для этого достаточно во всех ключевых сегментах. В настоящее время уже приняты либо обсуждаются ряд поправок в федеральные законы № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ, направленных на дополнительное стимулирование российских разработчиков — в том числе это касается расширения возможностей закупок у единственного поставщика.

Вместе с тем очевидно, что абсолютно безболезненным переход на российское программное обеспечение не будет, особенно если он затрагивает крупные государственные информационные системы. Представители Федерального казначейства — как известно, одного из крупнейших операторов ГИС — рассказали о процессе перевода ключевых информсистем Федерального казначейства с СУБД Oracle на отечественный аналог (Postgres Pro Enterprise), а также подробно остановились на технологических особенностях импортозамещения в конкретных информационных системах. Основная сложность для ведомства связана с обеспечением доступности и безопасности ГИС при большой нагрузке — сотни тысяч пользователей и большое количество осуществляемых ими операций влекут за собой повышенные требования к проектированию архитектуры и выбору используемых технологий.

Федеральные приоритеты

В ходе конференции представители Минцифры России озвучили дальнейшие планы государства по развитию ключевых информационных систем. Конечная цель Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) остается неизменной: расширение доступа граждан и организаций к оказанию услуг в электронном виде. При этом продолжается работа по совершенствованию самой СМЭВ. Советник министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ С. В. Сергиенко напомнил, что сейчас развивается уже четвертая версия СМЭВ (СМЭВ 4.0), призванная обеспечить полноценный синхронный обмен сведениями между участниками взаимодействия и возможность получать данные в режиме реального времени. В целом СМЭВ сегодня — это более 1,8 тысячи различных сервисов и видов сведений, более 13 тысяч систем-участников и более 40 миллиардов запросов ежегодно. Причем в последние два года — благодаря как ковиду, так и объективному «цифровому созреванию» граждан и организаций — наблюдается экспоненциальный рост этих цифр. «Это серьезный вызов для нас, ведь СМЭВ как система, на которой построен весь межвед и госуслуги, должна работать как часы. Ранее с этим были проблемы, особенно в 2021 году, когда резко возросло количество запросов, однако в этом году показатель надежности приближается к 97–98%. В 2021 году он едва доходил до 90%, часто мы были вынуждены отключать сервисы из-за технических проблем», — подчеркнул Сергиенко. Сегодня ставится задача развития всех существующих элементов СМЭВ — повышение удобства всех участников взаимодействия, ускорение передачи сообщений, рост качества и надежности системы.

2022_06_24_БФТ_0225.jpg

Сергиенко также остановился на текущем этапе развития Национальной системы управления данными — ключевого элемента нового датацентричного госуправления. К задачам НСУД относится унификация процессов создания, сбора и использования государственных данных — как для предоставления госуслуг через ту же СМЭВ, так и для обеспечения доступа граждан к этим сведениям. Сегодня наиболее актуальной задачей НСУД является создание так называемых витрин данных — компонента НСУД, обеспечивающего загрузку, хранение и быстрое предоставление информации из информсистем госструктур — владельцев данных. По словам советника министра, сейчас работает всего несколько витрин, но к концу года их число планируется довести до нескольких десятков. Среди них, например, витрина миграционного учета МВД, витрина данных ГИБДД с отображением водительских прав, витрина ФСС с электронными больничными листами. Отдельная задача — создание региональных витрин данных по приоритетным государственным услугам (в первую очередь социального характера). Регионы, у которых есть техническая готовность к созданию таких витрин, Минцифры готово взять в пилотный проект, сообщил Сергиенко.

Сутью цифровой трансформации является управление на основе данных и цифровизация процессов, считает директор департамента систем управления данными БФТ М. Т. Зацепин. По его мнению, основные вызовы с точки зрения управления данными на региональном уровне заключаются в плохом качестве данных, а также отсутствии увязки региональных систем как между собой, так и с федеральными реестрами. «Без качественных и связанных между собой данных невозможно построить правильно функционирующие бизнес-процессы на территории региона», — отметил эксперт. Он рассказал о новом комплексном продукте БФТ-Холдинга — «Региональной системе управления данными» (РСУД), обеспечивающей накопление, структурирование и быстрый обмен данными между разными системами, а также соответствующую аналитику. «РСУД — это некая экосистема, состоящая из набора правил, методик, инструментов и сервисов, которые призваны решать задачи создания цифровых процессов, реализации функций и полномочий органов власти региона и быть основой для цифровизации государственных и муниципальных услуг», — пояснил он. Зацепин перечислил приоритетные задачи регионов в области цифровизации, которые могут быть решены с помощью РСУД. В частности, это создание региональных и муниципальных реестров населения, региональных перечней предприятий и организаций, сбор децентрализованной информации, необходимой для предоставления государственных и муниципальных услуг (данных в сфере образования, здравоохранения, других социально значимых направлений, которые есть у региональных отраслевых ведомств).

Региональный опыт

На конференции была представлена практика регионов и городов в сфере цифровизации госуправления, и в первую очередь управления финансами. Так, заместитель министра финансов Республики Татарстан Р. А. Аюкасов отметил, что этот год в регионе объявлен годом цифровизации, в связи с чем все органы исполнительной власти реализуют проекты цифрового развития. В числе решаемых задач — использование принципа однократного ввода и многократного использования информации, внедрение электронного документооборота для централизации бухгалтерской отчетности и развитие электронных сервисов.

Минфин республики планомерно с 2004 года занимается внедрением информационных систем по автоматизации деятельности управления государственными и муниципальными финансами. В настоящее время среди пяти крупнейших отраслевых региональных систем присутствуют и решения по исполнению, и планированию финансов, разработанные БФТ-Холдингом.

Первый заместитель председателя Комитета финансов Ленинградской области И. Г. Нюнин рассказал об опыте внедрения и развития единой облачной платформы по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и оплаты труда. В центре этой платформы находится ядро — система планирования и исполнения бюджета, к которой подключены все областные органы исполнительной власти, муниципальные образования. «Единая облачная платформа позволит сформировать единую учетную политику и методологию учета по отраслям, повысить финансовую дисциплину, расширить возможности мониторинга, минимизировать рутинные действия сотрудников», — пояснил Нюнин.

Белгородская область приступает к промышленной эксплуатации системы централизованного управления доступом и единой сертификации пользователей в рамках трех действующих систем линейки АЦК — «АЦК-Планирование», «АЦК-Финансы» и «АЦК-Госзаказ», сообщил заместитель министра финансов области В. Е. Чеботаев. В этих системах работает более 14 тысяч пользователей, что делает вопрос информационной безопасности особенно актуальным. Как рассказал замминистра, в области решили уйти от традиционных схем администрирования и внедрить новые технологические решения, которые не только обеспечивают безопасность, но и снижают трудозатраты, связанные с управлением доступом сотрудников к этим системам.

Решая задачу комплексной автоматизации управления общественными финансами, власти Екатеринбурга ставили во главу угла цель повышения открытости и прозрачности управления общественными финансами. Как отметил заместитель главы города А. А. Корюков, сегодня почти все основные позиции бюджетного процесса автоматизированы: система обеспечивает онлайн-контроль со стороны финансовых органов города на всех его этапах. При этом ядро системы «АЦК-Финансы» и «АЦК-Планирование» позволяет взаимодействовать со всеми ключевыми федеральными информационными системами. Корюков также рассказал о городском портале «Публичный бюджет», который аккумулирует открытую информацию из информационных систем Екатеринбурга.

Финансовый аспект

Помимо тем, непосредственно связанных с цифровизацией управления, на конференции традиционно обсуждался и более широкий круг вопросов, актуальных для финансистов. Так, председатель Совета Союза финансистов России Н. С. Максимова отметила успешное исполнение федерального бюджета 2021 года, позволившее профинансировать многие социально значимые мероприятия, поддержать экономику и регионы, а также рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в региональные бюджеты. Она отметила, что в первом полугодии 2022 года сохраняется положительная динамика — это касается доходов и Федерации, и регионов. Информация об исполнении была освещена заместителем начальника отдела Департамента межбюджетных отношений Минфина России К. В. Куркиным, который представил данные по исполнению консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2019–2022 годах. Исходя из данных, по состоянию на 1 июня 2022 года во всех регионах наблюдался рост налоговых и неналоговых доходов.

Об изменениях в системе управления государственными программами и национальными проектами рассказал директор Департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Минфина России Н. А. Бегчин. Часть важных новаций касается долгосрочных мероприятий госпрограмм, а именно определения показателей финансового обеспечения таких мероприятий и оценки бюджетных ассигнований на их реализацию. Бегчин также остановился на некоторых особенностях 2022 года, в частности «моратории» на продление госпрограмм и нацпроектов за пределы очередного финансового года и планового периода, требованиях к отчетности о реализации госпрограмм и их структурных элементов, критериях рассмотрения запросов органов власти на изменение паспортов госпрограмм и нацпроектов. Кроме того, представитель Минфина России рассказал об особенностях взаимодействия с регионами в рамках госпрограмм и нацпроектов и новшествах в этой части.

Заместитель директора Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России А. В. Семункин остановился на планах министерства по развитию системы «Электронный бюджет». Он отметил, что в 2021 году была проведена глубокая ревизия возможностей системы и предложены подходы по ее совершенствованию. Среди важных задач — информационное взаимодействие с иными государственными информационными системами (включая портал госуслуг и СМЭВ), а также консолидация значимых первичных данных финансово-хозяйственной деятельности, финансовой и управленческой документации и отчетности, оперативных данных об исполнении всех бюджетов бюджетной системы из региональных и местных информационных систем.

NZ5_166612.jpg

Кроме того, Семункин рассказал об одном из ключевых проектов, реализуемых Минфином России в рамках системы «Электронный бюджет» в соответствии с поручениями Правительства РФ, — создании и апробации в 2022 году Единого портала предоставления мер государственной финансовой поддержки (promote.budget.gov.ru). Портал ориентирован на принципы клиентоцентричного государства для поддержки отечественных производителей товаров, работ и услуг, что особо актуально в настоящее время. Говоря о планах по развитию портала, представитель Минфина России отметил, что сервис будет развиваться в той же логике, что и портал госзакупок, и в конечном счете это позволит физическим лицам, организациям и индивидуальным предпринимателям получать с использованием цифрового сервиса меры государственной финансовой поддержки, оказываемые органами власти всех уровней — федерального, регионального и муниципального.

Н. И. ШТОДА

Поделиться