№ 8 август 2022 — 22 августа 2022

Инфраструктурное меню для регионов

Версия для печати 617 Материалы по теме
Инфраструктурное  меню для регионов

Инструмент инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) рассматривается Правительством РФ как один из важных антикризисных механизмов поддержки регионов. Директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России Лариса Александровна ЕРОШКИНА констатирует большой интерес субъектов РФ к этой новации.

— Лариса Александровна, много ли поступает заявок на получение инфраструктурных бюджетных кредитов? Каково их качество с точки зрения соответствия установленным требованиям?

— Регионы проявили значительный интерес к этому новому финансовому инструменту. Кредиты предоставляются на привлекательных условиях: это длительный срок использования (15 лет), комфортная ставка — три процента годовых, погашение начиная с третьего года предоставления. Среди основных условий предоставления данных кредитов — окупаемость проектов, наличие внебюджетных источников и соответствие регионального бюджетам нормам бюджетного законодательства.

На период 2021–2025 годов регионам полностью распределен 1 триллион рублей бюджетных кредитов. При этом распределение бюджетных кредитов осуществлено пропорционально численности населения с учетом уровня долговой нагрузки.

В рамках первого транша поддержки в сумме 500 миллиардов рублей все заявленные регионами проекты, предлагаемые к реализации за счет бюджетных кредитов как в рамках лимитов, так и на основании проведенного конкурса, поддержаны. Что касается второго транша на 500 миллиардов рублей, то соответствующие региональные проекты в настоящее время активно рассматриваются заинтересованными федеральными органами государственной власти. Кроме того, в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов начата реализация отдельных проектов, направленных на выполнение поручений Президента Российской Федерации. Отмечу, что в текущем году предусмотрена возможность внесения изменений в ранее одобренные проекты или полная их замена.

Если говорить об отраслевой принадлежности проектов, то в основном регионы направляют средства в объекты транспортной, инженерной и дорожной инфраструктуры. Все проекты детально рассматриваются Минфином России на предмет окупаемости и соответствия нормам Бюджетного кодекса. По результатам готовятся заключения для дальнейшего одобрения Правительством Российской Федерации.

— Сколько субъектов РФ охвачено данным инструментом? В целом сколько дополнительных средств получат регионы до конца года?

— Лимит бюджетных кредитов распределен 84 регионам. В целях равномерного распределения нагрузки на региональные бюджеты принято решение о пропорциональном предоставлении бюджетных кредитов — по 250 миллиардов рублей ежегодно в 2022–2025 годах.

В соответствии с графиками предоставления бюджетных кредитов, на начало июля бюджетам 66 регионов перечислены средства в сумме 85,7 миллиарда рублей, при этом их кассовое освоение составило 48 миллиардов рублей.

— Планируется ли дальнейшее расширение либо трансформация этого механизма с учетом повышенного спроса регионов?

— Инфраструктурные бюджетные кредиты — это совершенно новый механизм, рассчитанный на поэтапное 5-летнее предоставление и значительный объем финансирования. При этом не стоит забывать о мерах, направленных на проведение регионами взвешенной долговой политики, которые длительное время предпринимаются федеральным центром. Предоставление основного объема кредитов только начато в текущем году, поэтому пока целесообразно посмотреть, как работает данный механизм, каковы его эффективность и результативность.

— Согласно утвержденной методике, Минфин России при подготовке своих заключений оценивает в том числе окупаемость проектов в 15-летнем периоде. Как происходит эта оценка? Ко всем ли проектам она применяется?

— Оценка инфраструктурных проектов осуществляется на основе методики, одобренной президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации. В рамках лимитного отбора Минфином России поддерживаются проекты, у которых значение регионального эффекта должно быть положительным, — то есть дополнительные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета региона от реализации инфраструктурного проекта за 15 лет должны превышать объем средств, направленных регионом на погашение и обслуживание инфраструктурного бюджетного кредита. Помимо окупаемости проектов Минфин России акцентирует внимание на соответствии параметров бюджета региона и размера государственного долга требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации с учетом реализации инфраструктурных проектов.

Формы Минфина России, предусматривающие отражение необходимых данных для оценки окупаемости проекта и соответствия параметров бюджета региона бюджетному законодательству Российской Федерации, были доведены до регионов, а также размещены на официальном сайте Минфина России. Отсутствие форм в составе заявки региона на отбор проектов является основанием для отказа в рассмотрении заявки региона и представления положительного заключения Минфина России.

Аналогичный подход к рассмотрению заявок региона сохраняется и в рамках конкурсного отбора проектов. Однако в случае конкурсного отбора значение регионального эффекта обязательно должно превышать единицу, то есть в данном случае применяется соотношение дополнительных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона от реализации инфраструктурного проекта за 15 лет и объема средств, направленных регионом на погашение и обслуживание инфраструктурного бюджетного кредита. Это необходимо для дальнейшего ранжирования проектов и отбора более эффективных.

— Одно из недавних антикризисных решений правительства связано с реструктуризацией бюджетных кредитов регионов. Используется ли уже этот механизм? О каких объемах средств может идти речь?

— Речь идет о еще одном механизме поддержки регионов — возможности направления средств, высвобождаемых в рамках продления программы реструктуризации задолженности бюджетных кредитов, на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов.

В 2020–2022 годах Правительство РФ приняло ряд решений по изменению сроков погашения реструктурированной задолженности с переносом их на более поздний срок. Благодаря этому у регионов появились высвобождаемые средства, объем которых на период 2021–2024 годов составляет 686 миллиардов рублей. Из них на реализацию новых инвестиционных проектов в настоящее время одобрено направление 38% высвобождаемых средств.

Приоритетными сферами реализации новых инвестиционных проектов для регионов стали: жилищное строительство, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, ЖКХ. При этом отмечу, что при направлении высвобождаемых средств на новые инвестиционные проекты у регионов есть возможность списать задолженность по бюджетным кредитам на сумму доходов от реализации проектов, поступивших в федеральный бюджет.

Сейчас эта программа начинает работать. Регионы, направившие в 2021 году высвобождаемые средства на реализацию новых инвестиционных проектов, уже обратились в Минфин России с просьбой о списании реструктурированной задолженности.

Вместе с тем в текущем году расширены направления использования высвобождаемых от реструктуризации бюджетных кредитов средств. К их числу отнесены мероприятия, связанные с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансового сектора, финансирование региональных проектов.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться