Версия для печати 763 Материалы по теме
75 раз отмерь:  Минфин Сахалинской области отмечает юбилей

Министерство финансов Сахалинской области в этом году отмечает юбилей. 75 лет ведомство исправно выполняет основные функции государственного финансового органа — формирование и исполнение бюджета. Однако за этой короткой формулировкой скрываются разноплановые и объемные направления работы.

Ольга Николаевна ЛОПАТИНА, министр финансов Сахалинской области

Сахалинская область является уникальным регионом с точки зрения формирования доходов областного бюджета. Основную долю в бюджете — более 60% — составляют доходы, поступающие от реализации заключенных почти 30 лет назад соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Подписание указанных соглашений в 1994–1995 годах Администрацией Сахалинской области и Правительством РФ с операторами проектов и собственно реализация проектов дали толчок развитию островного региона. Сахалинская область перестала быть дотационной c 2012 года и является одним из регионов в Российской Федерации с высоким уровнем бюджетной обеспеченности.

Курс на развитие

Развитию доходной базы бюджета Сахалинская область уделяет особое внимание. Одними из первых в России в островном регионе были приняты законы, позволяющие осуществить с 2015 года переход к расчету от кадастровой стоимости налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций по объектам торговой и офисной недвижимости, а также предоставляющие инвесторам возможность применять инвестиционный налоговый вычет с 2019 года. С точки зрения проводимой налоговой политики Сахалинская область неоднократно входила в число эффективных регионов по результатам оценки, проводимой компанией PWC в России.

Мы понимаем важность развития и других отраслей экономики, помимо нефтегазовой, привлечения в область инвестиций частного бизнеса и создания новых рабочих мест. На Сахалине и Курилах субъектам инвестиционной деятельности оказывают существенные меры государственной поддержки, в том числе созданы комфортные налоговые режимы. Так, в первые пять лет реализации новых проектов обнулены ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций для резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, в последующие пять лет ставки установлены в пониженном размере. Снижены ставки по упрощенной системе налогообложения для приоритетных отраслей экономики области, а в условиях отмены ЕНВД был своевременно принят закон, предусматривающий для субъектов малого и среднего бизнеса плавный двухлетний переход к общеустановленным ставкам по УСН. Все решения о введении налоговых преференций были приняты непосредственно при участии Министерства финансов Сахалинской области.

При реализации региональной политики не забыты и муниципальные образования — значительная часть доходов областного бюджета передана для формирования местных бюджетов. Так, в полном объеме переданы доходы по УСН и транспортному налогу, 30% — по налогу на имущество организаций, сверх предусмотренных Бюджетным кодексом нормативов — доходы по НДФЛ и акцизам на нефтепродукты. Это существенная финансовая поддержка для муниципалитетов — только в 2021 году доходы местных бюджетов по переданным налогам составили 8,2 миллиарда рублей, или 36% налоговых и неналоговых доходов.

К сожалению, бюджет Сахалинской области, как и других регионов, сталкивается со сложностями, обусловленными внешними условиями. В 2020— 2021 годах падение цен на нефть и пандемия стали серьезным вызовом для бюджета области. В целях поддержки отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, в Сахалинской области в 2020 году был принят закон, позволяющий существенно снизить налоговую нагрузку на бизнес.

В условиях внешнего санкционного давления в 2022 году область столкнулась с новыми вызовами и рисками формирования доходов бюджета в новом бюджетном периоде. Совсем скоро мы приступим к разработке проекта областного бюджета и очень надеемся, что принимаемые на федеральном уровне меры по стабилизации экономической ситуации, региональные меры поддержки экономики позволят сохранить доходный потенциал области и сформировать сбалансированный бюджет.

Приоритеты расставлены

Большое внимание Сахалинская область уделяет вопросам улучшения благосостояния граждан, повышения качества их жизни, о чем свидетельствует ежегодный рост бюджетных расходов на социально-культурную сферу. В 2021 году они составили около 90 миллиардов рублей, или 55% расходной части бюджета. Эти средства мы рассматриваем как вклад в будущее, так как уверены, что они будут многократно компенсированы. Эффективность таких вложений уже подтверждается тем, что по ряду показателей, характеризующих социальное развитие регионов, Сахалинская область занимает лидирующие позиции в стране.

Наибольший удельный вес в бюджете занимает раздел «социальная политика» — почти 32 миллиарда рублей. Доля бедных граждан в области ежегодно снижается. Во многом этого удалось достичь благодаря мощной финансовой поддержке из бюджета малоимущих граждан: в островном регионе действует порядка 200 видов мер социальной поддержки.

Отмечу, что из областного бюджета финансируется ряд мер, которые есть далеко не во всех регионах нашей страны. Например, ежемесячное вознаграждение опекунам совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными. Размер вознаграждения является самым высоким в стране по аналогичной поддержке: от 30 до 43 тысяч рублей в зависимости от местности проживания.

С 2019 года за счет средств областного бюджета предоставляется компенсация части платы (до 10 тысяч рублей в месяц) за присмотр и уход за детьми в возрасте от двух месяцев до семи лет, посещающими частные детские сады. Это позволило существенно снизить социальную напряженность, связанную с ожиданием места в муниципальные дошкольные учреждения.

Продовольственная независимость

Сельское хозяйство является ведущей системообразующей сферой экономики нашего региона. Ежегодно из областного бюджета сельхозтоваропроизводителям выделяют средства на возмещение части затрат на развитие растениеводства, животноводства, на мелиорацию сельскохозяйственных земель, техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, а также на создание общих условий для развития сельскохозяйственного производства.

За последние пять лет на развитие сельского хозяйства из областного бюджета направлено в виде субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, порядка 6,4 миллиарда рублей, при этом объем средств ежегодно увеличивается. В результате такой поддержки удалось добиться более высоких урожаев различных культур, создать условия для комплексного развития животноводства и увеличить объем товарной продукции сельского хозяйства в целом, что очень важно для островного региона.

UHSS_19.png

Транспортная доступность

Для Сахалинской области состояние транспортной системы имеет особое значение в связи с ее островным положением. Для обеспечения доступности транспортных перевозок пассажиров, груза и багажа на межмуниципальных и пригородных маршрутах предусмотрено субсидирование из областного бюджета перевозок воздушным, автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. За период с 2018 года дополнительно открыто авиасообщение по 11 маршрутам, в том числе за пределы области — в города Дальнего Востока, Сибири, Санкт-Петербург.

За период реализации политики импортозамещения самообеспеченность Сахалинской области по молоку увеличилась в 2,5 раза и составляет 64,1%. По данному показателю регион на третьем месте среди субъектов ДФО. Самая высокая самообеспеченность у нас по яйцу — 91,9%. Самообеспеченность по мясу увеличилась в 3,4 раза и сегодня составляет 22,3%, по картофелю — 95%, что соответствует Доктрине продовольственной безопасности. Самообеспеченность по овощам составляет 66,4%, и это самый высокий показатель среди субъектов ДФО.

Квартирный вопрос

Значительная часть областного бюджета ежегодно направляется на создание условий для обеспечения жителей острова комфортным и доступным жильем. Регион осуществляет поддержку различных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе молодых семей, ликвидирует аварийный и непригодный для проживания жилищный фонд.

За последние три года на переселение из аварийного жилья в муниципальные образования области из регионального бюджета было направлено 17,3 миллиарда рублей. Это позволило сократить ветхий и аварийный фонд и расселить более 272,7 тысячи квадратных метров аварийного жилищного фонда, улучшить жилищные условия почти 13 тысячам человек, а также снизить стоимость квадратного метра жилья путем увеличения объемов вводимых площадей экономкласса. В 2021 году в Сахалинской области введено в эксплуатацию 503,2 тысячи квадратных метров жилья. По объему ввода жилых домов на душу населения область занимает первое место в ДФО и седьмое место в России.

Финансовый контроль

Важной составляющей региональной бюджетной политики является финансовый контроль. Минфин региона осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю за соблюдением законодательства в сфере закупок. Показателем контрольной деятельности Минфина является высокая оценка профессионального сообщества.

Ведомство регулярно участвует в конкурсах среди контрольно-ревизионных органов и ГРБС и неизменно занимает призовые места. Так, победителем Всероссийского конкурса «Лучший контрольно-ревизионный орган государственного (муниципального) финансового контроля» в различных номинациях сахалинский Минфин становился четыре года подряд.

Инициативные и открытые

И еще немного о достижениях министерства. По результатам оценки качества управления региональными финансами, проводимой Министерством финансов РФ, за 2020 и 2021 годы у Сахалинской области высокое качество управления. В регионе ведется грамотная финансовая и бюджетная политика, управление государственным долгом осуществляется в соответствии с действующим бюджетным законодательством. На протяжении ряда лет просроченная кредиторская задолженность по итогам года отсутствует.

Итогом проводимой в Сахалинской области работы по повышению уровня открытости бюджетных данных и вовлечению граждан в бюджетный процесс стала лидерская позиция региона в рейтинге субъектов РФ по уровню открытости бюджета в 2021 году. Годом ранее островной регион занимал третью строчку в рейтинге среди 85 субъектов РФ, а в ДФО остается абсолютным лидером по открытости уже шесть лет подряд. Отмечу, что опыт Сахалинской области неоднократно пополнял библиотеку лучшей практики в Российской Федерации, в том числе в качестве примера представления аналитической информации о бюджете, использования специальных механизмов, направленных на повышение уровня открытости органов местного самоуправления, увеличение участников публичных слушаний.

Высокую оценку у мировых и российских экспертов получила наша программа развития инициативного бюджетирования, а практики «Молодежный бюджет» и «Развитие территорий» тиражируются по другим субъектам РФ. Мы первыми запустили в российской практике школьное инициативное бюджетирование. Уникальную возможность предложить собственные идеи по обустройству школ и развитию общественной инфраструктуры своих сел или городов получили старшеклассники всех общеобразовательных учреждений региона. На реализацию проектов учеников 9–11-х классов каждой школе из областного бюджета выделяется до 2,5 миллиона рублей. С 2018 по 2021 год было осуществлено 513 идей ребят. Еще 144 будут реализованы в 2022 году.

Поделиться