№ 8 август 2022 — 22 августа 2022

Рэнкинг регионов ПФО по уровню финансовой устойчивости

Версия для печати 565 Материалы по теме

Рейтинговое агентство АКРА подготовило для «Бюджета» анализ финансовой устойчивости регионов Приволжского федерального округа.

Елена Сергеевна АНИСИМОВА, старший директор — руководитель группы региональных рейтингов АКРА
Максим Андреевич ПЕРШИН, эксперт группы региональных рейтингов АКРА

В Приволжском федеральном округе (ПФО) расположено несколько крупных промышленных центров России, связанных с машиностроением. В ряде регионов ПФО значимая доля ВРП приходится на добычу полезных ископаемых. Также крупным сектором экономики является сельское хозяйство. Однако регионы, где наиболее высока его доля в структуре ВРП, характеризуются более низким показателем ВРП на душу населения. Это ограничивает возможности данных регионов по формированию доходной части бюджета.

Зависимость от трансфертов из федерального бюджета в регионах ПФО выше, чем в среднем по России. В 2017–2021 годах доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в среднем составила 73% их совокупных доходов, что ниже среднего по России показателя (77%).

Регионам ПФО присуща невысокая гибкость расходной части бюджетов. По оценкам АКРА, капитальные расходы[1] в федеральном округе в 2017–2021 годах в среднем составили порядка 10% совокупных расходов при среднероссийском показателе 12%. Лишь в трех регионах из 14 доля капитальных расходов превысила среднестрановой уровень.

В 2017–2021 годах бюджет регионов ПФО исполнялся преимущественно с профицитом. Лишь в 2020 году совокупный финансовый результат регионов ПФО был отрицательным, что было обусловлено увеличением расходов в связи с пандемией коронавируса и снижением собственных доходов у ряда регионов ПФО из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке нефти.

Долговая нагрузка регионов ПФО снижается. С 2017 по 2021 год соотношение долга регионов округа и их собственных доходов снизилось с 53 до 39%. Наибольшую долю в структуре долга занимают бюджетные кредиты, предоставленные на длительный срок по льготной процентной ставке.

Совокупные остатки на счетах регионов ПФО за последние пять лет выросли более чем в два раза. В пяти регионах остатки на конец 2021 года превысили среднемесячные расходы в указанном году, и лишь в двух регионах соотношение остатков и среднемесячных расходов было ниже 40%.

При составлении рэнкинга регионов ПФО по уровню их финансовой устойчивости АКРА выделило три группы регионов. Наиболее высокие показатели, характеризующие финансовую устойчивость региональных бюджетов, наблюдались в регионах с наиболее развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью. Регионы, попавшие в третью группу, отличаются значительными дефицитами исполнения бюджета, существенной долговой нагрузкой при невысоком уровне ликвидности бюджета.

Высокий уровень диверсификации экономики

Регионы ПФО характеризуются высоким уровнем диверсификации экономики. На территории округа расположены крупные промышленные центры с развитой химической и машиностроительной промышленностью, осуществляется добыча полезных ископаемых, главным образом нефти, развито сельское хозяйство.

Наибольшая доля ВРП в ПФО приходится на обрабатывающие производства (21,8% в 2020 году) (рисунок 1). В структуре отгруженной продукции обрабатывающей промышленности в 2020 году преобладали производство нефтепродуктов (21,3%), машиностроение (19,5%), химическая промышленность (15,3%) и производство пищевых продуктов (14,3%). В 9 из 14 регионов ПФО доля обрабатывающих производств в ВРП в указанном году превысила 20%. Наиболее высока доля обрабатывающих производств в ВРП Пермского края (29,8%), Кировской области[2] (28,2%) и Нижегородской области (28,1%). В Оренбургской области[3] доля обрабатывающих производств в ВРП является наименьшей среди всех регионов ПФО и в 2020 году составила 11,8%.

Доля добычи полезных ископаемых в ВРП сократилась с 15,6% в 2019 году до 11,9% в 2020-м, что, полагаем, может быть обусловлено неблагоприятной конъюнктурой на рынке углеводородов. В структуре отгруженной продукции по данному виду деятельности преобладает добыча нефти и природного газа (77,2% в 2020 году). Существенную долю в ВРП добыча полезных ископаемых составляет лишь в пяти регионах: Оренбургской области (35,5% ВРП в 2020 году), Республике Татарстан[4] (21,1%), Удмуртской Республике (20,9%), Пермском крае (17,1%) и Самарской области[5] (13,4%). В остальных регионах ПФО доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП составляла в 2020 году менее 5%.

По объему продукции сельского хозяйства ПФО занимал в 2020 году второе место среди федеральных округов. Из десяти крупнейших по объему продукции сельского хозяйства субъектов РФ три находятся в ПФО (Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Саратовская область). Наиболее высокая доля сельского хозяйства в ВРП в 2020 году была у Пензенской области (18,7%), Республики Мордовии[6] (15,7%), Республики Марий Эл (14,6%) и Саратовской области (14,5%).

ВРП на душу населения в регионах ПФО в 2020 году составил 73% от среднестранового показателя. Лишь в Республике Татарстан данный показатель в 2020 году превысил среднероссийский уровень. Также сравнительно высокий уровень ВРП относительно среднероссийского уровня (порядка 70–80%) наблюдается в регионах, в которых существенную долю ВРП занимает добыча полезных ископаемых: в Пермском крае, Оренбургской и Самарской областях. Наиболее низкий уровень подушевого ВРП среди регионов ПФО у Чувашской Республики и Республики Мордовия (порядка 45% от среднероссийского уровня).

Зависимость от трансфертов

В 2017–2021 годах доля собственных доходов в регионах ПФО в среднем составила 73% их совокупных доходов (рисунок 2), что ниже среднего по России показателя (77%). До 2019 года доля ННД в совокупных доходах бюджета составляла порядка 76–79%. В 2020 году регионы ПФО, как и другие субъекты РФ, получили дополнительные трансферты в целях финансирования мероприятий по борьбе с коронавирусом. Кроме того, в связи с неблагоприятной конъюнктурой на рынке углеводородов в целях замещения выпадающих доходов ряд регионов округа получили значительные дотации на меры по обеспечению сбалансированности бюджетов. В результате в 2020 году 38% доходов региональных бюджетов составляли трансферты из федерального бюджета. В 2021 году доля трансфертов сократилась до 31%.

12 из 14 регионов ПФО в 2021 году получили дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Исключение составили Республика Татарстан и Самарская область. Тем не менее доля дотаций в совокупных трансфертах из федерального бюджета в ПФО ниже, чем в среднем по России.

В 2021 году из регионов анализируемого федерального округа только в Республике Татарстан и Пермском крае доля собственных доходов превысила среднестрановой уровень (рисунок 3). В 2017–2019 годах доля собственных доходов была выше, чем в среднем по стране, не только в указанных двух субъектах РФ, но и в Самарской и Нижегородской областях. В 2020 году среди регионов ПФО лишь в Республике Татарстан указанный показатель был выше среднероссийского уровня. Наименьшую долю собственных доходов среди регионов ПФО в 2017–2021 годах имели Республика Марий Эл и Чувашская Республика (в среднем в указанном периоде ННД составляли порядка 50% совокупных доходов).

В абсолютном выражении одним из крупнейших получателей трансфертов из федерального бюджета в ПФО является Республика Башкортостан. Регион также лидирует по объему дотаций, получаемых на выравнивание бюджетной обеспеченности. Тем не менее относительно совокупных доходов средняя доля трансфертов за последние пять лет здесь составляла порядка 29%.

В структуре собственных доходов регионов ПФО наибольшая часть приходится на поступления по налогу на прибыль — в 2021 году порядка 40%. Поступления по налогу на прибыль распределены неравномерно: наиболее высока их доля в регионах, в экономике которых существенную долю занимают добыча полезных ископаемых и машиностроение. В 2021 году наиболее высокая доля налога на прибыль в структуре ННД наблюдалась в Пермском крае (53%), Оренбургской области (47%), Республике Татарстан (43%) и Самарской области (43%).

Капитальные расходы

Важным фактором, обеспечивающим устойчивость бюджета к возможному ухудшению ситуации в экономике, считается гибкость его расходной части. Для ее оценки, как правило, используется уровень капитальных расходов. В ряде случаев часть запланированных расходов — в отличие от выплат заработных плат, социальных пособий и расходов на поддержание текущей деятельности бюджетных организаций — может быть отнесена на будущие периоды, что позволяет сократить расходы при снижении доходов. В то же время в период роста доходов капитальные расходы способствуют развитию инфраструктуры в регионе, а значит, и экономическому росту.

По оценкам АКРА, капитальные расходы в ПФО в 2017–2021 годах в среднем составили порядка 10% совокупных расходов при среднероссийском показателе 12%. В Республике Татарстан, Самарской области и Республике Мордовия доля капитальных расходов превысила среднестрановой уровень (рисунок 4). Учитывая невысокую долю капитальных расходов в большинстве регионов ПФО, возможности сокращения их расходов в кризисных условиях ограниченны, равно как и невелики возможности развития собственной инфраструктуры.

Финансовый результат исполнения бюджетов

В 2013–2021 годах совокупный финансовый результат исполнения бюджетов регионов ПФО был отрицательным пять раз, положительным — четыре раза (рисунок 5). Наибольший дефицит за этот период зафиксирован в 2020 году (122 миллиарда рублей, или 11% ННД), а наибольший профицит — в 2021-м (92 миллиарда рублей, или 6% ННД).

В 2017–2021 годах бюджет регионов ПФО исполнялся преимущественно с профицитом. Лишь в 2020 году совокупный финансовый результат регионов округа был отрицательным, что было обусловлено увеличением расходов в связи с пандемией коронавируса и снижением собственных доходов у ряда регионов ПФО из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке нефти.

Лишь четыре региона ПФО в 2017–2021 годах в среднем[7] исполняли бюджеты с дефицитом: Республика Мордовия (—9%), Ульяновская область (—8%), Удмуртская Республика (—7%) и Республика Башкортостан (—5%). Наиболее значительный профицит бюджета относительно собственных доходов за последние пять лет имели Самарская область (7%), Оренбургская область (6%) и Республика Марий Эл (6%). Только три региона округа в 2017–2021 годах исполняли бюджет с ежегодным профицитом — Самарская область, Кировская область и Чувашская Республика.

Структура долга

С 2017 по 2021 год госдолг регионов ПФО увеличился на 5% в абсолютном выражении (+25 миллиардов рублей), однако их долговая нагрузка относительно собственных доходов снизилась с 53 до 39% (рисунок 6). В структуре государственного долга регионов ПФО преобладают бюджетные кредиты (70% на 1 января 2022 года). На облигации и банковские кредиты приходится 22 и 6% долговых обязательств соответственно, оставшуюся часть формируют государственные гарантии.

На 1 января 2022 года по уровню долговой нагрузки лидировали Республика Мордовия (соотношение долга и ННД — 166%) и Удмуртская Республика (95%) (рисунок 7). Указанное соотношение превысило 50% в Ульяновской, Саратовской и Нижегородской областях (77, 64 и 59% соответственно). Самый низкий уровень долговой нагрузки был отмечен у Пермского края (9%).

Бюджетные кредиты присутствуют в структуре долга у всех регионов ПФО. На 1 января 2022 года самая низкая доля бюджетных кредитов наблюдалась в Самарской области (40%). В Пермском крае, Чувашской Республике, Республике Татарстан и Республике Мордовия, напротив, практически весь объем долговых обязательств представлен бюджетными кредитами. Условия предоставления бюджетных кредитов предполагают длительный срок возврата и льготную процентную ставку, что делает их крайне привлекательным долговым инструментом.

Облигации в обращении на 1 января 2022 года имели девять регионов ПФО — Нижегородская область, Самарская область, Ульяновская область, Республика Башкортостан, Оренбургская область, Удмуртская Республика, Саратовская область, Республика Марий Эл и Кировская область. В Самарской области доля облигаций в структуре долга составила 60%, в Республике Башкортостан и Нижегородской области — 56 и 47% соответственно. У Кировской области в обращении находится лишь одна облигация номиналом 1 тысяча рублей.

На начало года банковские кредиты присутствовали в долговых портфелях только у половины регионов ПФО (Саратовская область, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Пензенская область, Кировская область, Республика Марий Эл и Ульяновская область). Наиболее высокую долю банковского долга имеет Республика Марий Эл (33%). С учетом того что срок погашения банковских кредитов, как правило, не превышает трех лет, высокая доля банковского долга в структуре портфелей создает для регионов повышенные риски рефинансирования долговых обязательств, а в долгосрочной перспективе несет существенные процентные риски.

В 2021 году Правительство РФ предоставило субъектам РФ бюджетные кредиты со сроком погашения до 2029 года. Эта мера позволила снизить процентные расходы регионов и риски рефинансирования долговых обязательств. Данная мера стала основным фактором снижения банковского долга регионов ПФО с 148 миллиардов рублей (26% долговых обязательств) на конец 2020 года до 37 миллиардов (6%) на конец 2021 года.

Остатки на счетах

Важным фактором, повышающим устойчивость бюджета к возможным кассовым разрывам, является наличие достаточного объема остатков на счетах. Остатки на счетах также могут использоваться региональными властями наряду с привлечением заимствований для финансирования бюджетного дефицита. Кроме того, у регионов с невысоким уровнем трансфертов есть возможность управлять своими временно свободными средствами путем размещения их на депозитах, а с 2021 года благодаря консолидации остатков средств бюджетов на едином казначейском счете все субъекты РФ могут получать процентные доходы от размещения остатков.

Совокупные остатки на счетах регионов ПФО по состоянию на конец 2021 года превысили сумму остатков на конец 2017‑го более чем в два раза. Наибольший прирост в процентном выражении произошел в Оренбургской области (с учетом депозитов остатки на счетах выросли в 123 раза) и Пензенской области (остатки увеличились в 43 раза), в абсолютном выражении — в Самарской и Нижегородской областях (на 31 и 24 миллиарда рублей соответственно). Лишь в двух регионах остатки на счетах за указанный период сократились (Республика Башкортостан и Удмуртская Республика).

Остатки на счетах распределены среди регионов ПФО неравномерно. По состоянию на 1 января 2022 года одна пятая часть всех остатков ПФО приходится на Самарскую область, на Нижегородскую область и Республику Татарстан — 16 и 15% соответственно.

По состоянию на указанную дату в пяти регионах округа (Оренбургская область, Самарская область, Чувашская Республика, Нижегородская область, Пермский край) остатки на счетах превышали среднемесячные расходы бюджета в 2021 году. В Республике Татарстан остатки на счетах покрывали 95% среднемесячных расходов. В 12 регионах ПФО соотношение остатков средств и среднемесячных расходов превысило 40%.

Наименьшее соотношение остатков на счетах на начало года и среднемесячных расходов в 2021 году имели Удмуртская Республика (3%) и Ульяновская область (3%). Небольшой запас собственной ликвидности увеличивает для данных регионов риски возможных кассовых разрывов и усиливает их зависимость от внешних источников ликвидности.

В 2021 году пять регионов ПФО осуществляли размещение временно свободных средств на банковских депозитах (Самарская область, Республика Татарстан, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Пермский край). Остальные регионы в 2021 году также получали доходы в рамках проведения Федеральным казначейством операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете.

При оценке финансовой устойчивости регионов ПФО и составлении рэнкинга АКРА учитывало следующие факторы[8]:

  • самодостаточность бюджета (среднее соотношение ННД и совокупных доходов в 2017–2021 годах);
  • гибкость расходной части бюджета (средняя доля капитальных расходов в совокупных расходах в 2017–2021 годах);
  • уровень дефицита бюджета (среднее соотношение дефицита/профицита и ННД в 2017–2021 годах);
  • уровень долговой нагрузки (соотношение долга и ННД на 1 января 2022 года);
  • уровень собственной ликвидности (соотношение остатков на счетах на 1 января 2022 года и среднемесячных расходов в 2020 году).

Исходя из показателей, приведенных в таблице, регионы ПФО можно разделить на три группы по уровню финансовой устойчивости (рисунок 8).

К первой группе агентство относит Самарскую область, Республику Татарстан, Оренбургскую область, Пермский край, Республику Башкортостан и Нижегородскую область. Данные регионы характеризуются сравнительно высокой долей налоговых и неналоговых доходов в совокупных доходах, относительно низкой долговой нагрузкой и значительными остатками на счетах, а также наиболее высоким среди регионов ПФО уровнем развития промышленности как добывающей, так и обрабатывающей.

Во вторую группу регионов ПФО по уровню финансовой устойчивости вошли Чувашская Республика, Кировская область, Пензенская область, Саратовская область и Республика Марий Эл. Данные регионы отличаются в среднем более низкой долей собственных доходов, более высокой долговой нагрузкой и более низким запасом ликвидности.

В третью группу рэнкинга АКРА вошли Республика Мордовия, Ульяновская область и Удмуртская Республика. В течение последних пяти лет бюджеты этих регионов исполнялись со значительными дефицитами, что обусловило высокий уровень долговой нагрузки и невысокий уровень ликвидности бюджета. Следование более консервативной бюджетной политике могло бы способствовать снижению долговой нагрузки и росту ликвидности бюджетов этих регионов в среднесрочной перспективе.

Таблица. Составленный АКРА рэнкинг регионов ПФО по факторам, характеризующим финансовую устойчивость

Регион ПФО

Самодостаточность бюджета, %

Гибкость расходной части бюджета, %

Уровень дефицита бюджета, %

Уровень долговой нагрузки, %

Уровень собственной ликвидности, %

Республика Башкортостан

71

10

-5

17

84

Республика Марий Эл

52

6

6

47

78

Республика Мордовия

57

14

—9

166

75

Республика Татарстан

82

17

1

34

95

Удмуртская Республика

69

7

—7

95

3

Чувашская Республика

53

10

4

22

143

Нижегородская область

78

8

0

59

137

Кировская область

56

3

5

48

83

Самарская область

80

15

7

21

172

Оренбургская область

72

7

6

18

203

Пензенская область

60

5

2

43

74

Пермский край

79

8

1

9

108

Саратовская область

65

6

2

64

45

Ульяновская область

73

6

—8

77

3



[1] Включает расходы по кодам видов расходов 241, 243, 400, 522, 821.

[2] Рейтинг АКРА — BBB+(RU), прогноз «стабильный».

[3] Рейтинг АКРА — A+(RU), прогноз «стабильный».

[4] Рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «стабильный».

[5] Рейтинг АКРА — AA(RU), прогноз «стабильный».

[6] Рейтинг АКРА — BB(RU), прогноз «стабильный».

[7] Рассчитывается как среднее за пять лет соотношение итогов исполнения бюджетов и ННД.

[8] Факторы, применяемые для оценки финансовой устойчивости, идентичны факторам, примененным в исследованиях «Рэнкинг регионов Дальневосточного федерального округа по уровню финансовой устойчивости» (журнал «Бюджет» № 7, 2021) и «Рэнкинг регионов Сибирского федерального округа по уровню финансовой устойчивости» (журнал «Бюджет» № 11, 2021). Интервалы оценок факторов для каждого федерального округа различны.

Поделиться