№ 8 август 2022 — 22 августа 2022

Карта жителя как единый механизм социальной поддержки граждан и инструмент повышения эффективности расходов бюджета

Версия для печати 1092 Материалы по теме
Карта жителя как единый механизм социальной поддержки граждан и инструмент повышения эффективности расходов бюджета

Начиная с августа 2020 года более 195 тысяч жителей Свердловской области оценили преимущества Единой социальной карты «Уралочка». ЕСК стала не просто единым механизмом социальной поддержки граждан, но и инструментом повышения эффективности и оптимизации расходов областного бюджета.

В современных условиях внешнего социально-экономического давления особое внимание государство уделяет дополнительным мерам поддержки социально незащищенных слоев населения. Для повышения доступности, эффективности и качества оказания мер социальной поддержки Свердловская область по инициативе своего губернатора Е. В. Куйвашева реализует проект «Единая социальная карта» (ЕСК).

Указом главы региона от 13 ноября 2018 года № 599-УГ «О Единой социальной карте» областное Министерство социальной политики определено исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на внедрение механизма оказания отдельных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством области, посредством ЕСК. Оператором проекта в середине 2019 года по результатам конкурса была объявлена компания «САПФИР». В мае 2020 года после народного голосования Единая социальная карта Свердловской области получила название «Уралочка».

Практическая реализация

С 17 августа 2020 года свердловчанам выдано более 192,5 тысячи карт. Функционирует два вида ЕСК: банковская (партнерами проекта сейчас являются три банка, а в скором времени к ним присоединятся еще три) и нефинансовая карта. Банковская ЕСК представляет собой пластиковую карту с банковским платежным приложением и нефинансовым функционалом, содержащим зафиксированную информацию и обеспечивающим в случаях, установленных законодательством, получение мер социальной поддержки. Это социальные, торгово-сервисные и транспортные услуги, в том числе в части установления отдельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении. Карта обеспечивает доступ к программам лояльности партнеров проекта ЕСК, круг которых на сегодняшний день достаточно широк: от торговых и аптечных сетей, до страховых компаний. Держатель ЕСК также может посещать со скидкой многие учреждения культуры Свердловской области. Нефинансовая ЕСК не может использоваться как платежный инструмент, но она поддерживает в полном объеме все остальные сервисы.

Пилотный проект по виртуализации социальных карт

05_04_2022_ЕСКСО_1500-38.jpg

Заместитель регионального министра социальной политики Алексей Сяитович Сабитов рассказал, что Свердловская область направила заявку в Минцифры России для участия в пилотном проекте по виртуализации социальных карт. «Наш проект был не единожды презентован и высоко отмечен экспертами на федеральном уровне. Это позволило региону претендовать на участие в пилотном проекте», — отметил Сабитов.

После изучения опыта других субъектов РФ в части реализации социальных карт, основным направлением которых является, как правило, транспортное приложение, ЕСК Свердловской области была создана как единый механизм социальной поддержки граждан, а также как инструмент повышения эффективности и оптимизации расходов областного бюджета. Так, за почти два года реализации проекта удалось снизить затраты на доставку в части региональных мер социальной поддержки на 10–13%, в годовом исчислении можно говорить о 10–12 миллионах рублей. Такая тенденция к снижению расходов, даже несмотря на увеличение в абсолютном значении объемов расходов бюджетов всех уровней по выплатам, пособиям, компенсациям, безусловно, сохранится и в дальнейшем.

С 2021 года все региональные меры социальной поддержки граждан осуществляются посредством ЕСК (как альтернатива сохранена возможность получения мер поддержки через доставочные организации). Для этого отдельными законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами региона заблаговременно внесены отлагательные нормы (вступившие в силу почти через 1,5 года после их опубликования), проведена разъяснительная работа с получателями мер социальной поддержки и иные организационные мероприятия.

Дополнительная поддержка

В условиях меняющейся конъюнктуры рынка, внешнего санкционного давления ЕСК, реализованная на базе платежной системы «Мир», обретает облик инструмента дополнительной поддержки социально незащищенных слоев населения. Помимо поступающих на нее мер социальной поддержки многие торгово-сервисные организации на территории региона предлагают по карте дополнительные скидки, бонусные программы. Это, по сути, позволяет минимизировать расходы граждан, являющихся держателями ЕСК, оптимизировать структуру их расходов. Ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет также постарались привязать к Единой социальной карте. Рассматривается возможность применения ЕСК как электронного сертификата для формирования «корзины помощи» для остро нуждающихся граждан (продукты и товары первой необходимости, молочные продукты, лекарства и медикаменты).

Важно, что ЕСК с точки зрения банковских механизмов реализуется на базе национальной платежной системы «Мир», а ИT-платформа — на базе отечественных программных разработок. Это позволяет обеспечить бесперебойную работу и доступность всех сервисов ЕСК. Держатели банковской ЕСК автоматически становятся участниками программы лояльности «Мир» — получают возможность пользоваться дополнительными скидками, бонусами и специальными предложениями, а также получать кешбэк до 20% от партнеров платежной системы.

ЕСК для бизнеса

Помимо прочего, ЕСК «Уралочка» — это возможность расширения бизнеса за счет привлечения новых клиентов через дополнительный и бесплатный канал взаимодействия с населением. Стать частью ЕСК могут торгово-сервисные предприятия, готовые предоставить держателям карты особые условия. Предприятие само определяет эффективные для себя инструменты. В личном кабинете акцептанта есть возможность получать подробные аналитические отчеты. Был даже опыт, когда компания приостановила участие в программе лояльности, потому что к ним стало приходить слишком много клиентов.

Сейчас в регионе функционирует более 181 тысячи банковских карт и более 14 тысяч нефинансовых. Предприятие получает дополнительный приток клиентов за счет информирования их о том, что в том или ином сегменте услуг и товаров предоставляется скидка при предъявлении ЕСК. Есть партнеры, которые участвуют в двух программах: предоставляют скидки по нефинансовой карте и кешбэк по банковской.

На сегодняшний день в программе более 60 компаний из разных сфер. Еще одно направление — использование карт в системе контроля и учета доступа. Например, УрГЭУ всем первокурсникам дает выбор: либо пропуск на белом пластике, либо ЕСК, либо обычная банковская карта.

Комментарии о Единой социальной карте «Уралочка»

05_04_2022_ЕСКСО_1500-6.jpg
Андрей Владимирович Злоказов, министр социальной политики Свердловской области

На «Иннопроме» — международной промышленной выставке, которая проходит в Екатеринбурге ежегодно с 2010 года, министр социальной политики Злоказов отметил, что Единая социальная карта все более прочно входит в жизнь жителей Свердловской области. Если год назад на «Иннопроме-2021» говорили о 70 тысячах выданных карт, то сегодня их число превысило 190 тысяч. По его мнению, в ближайшее время этот проект может стать ориентиром для других регионов по внедрению карт жителей.

Министр подчеркнул: самое главное и интересное для жителей — это то, что карта обрастает новыми интересными сервисами. Конечно, прежде всего это возможность получать выплаты, также сейчас реализуется серьезное транспортное приложение и до конца года будет полномасштабное его внедрение. Много сервисов предлагают торговые сети, предприятия бытового обслуживания, фармацевтика. Идет обсуждение дополнительных сервисов в здравоохранении, культуре, часть учреждений культуры, особенно в Екатеринбурге, уже подключена к проекту.

Злоказов отметил, что посещение через карты учреждений культуры — очень перспективное направление, которое позволяет реализовать механизм идентификации человека, например по льготному статусу. Пока этот сервис не реализован, но его развитие стоит в ближайших планах. Как и развитие электронного сертификата на базе ЕСК. Эти направления министром отмечены как приоритетные. Еще один импульс развитию социальных карт придаст их интеграция с сервисом «Госуслуги». Это решение должно появиться уже в текущем году.

05_04_2022_ЕСКСО_1500-12.jpg
Рустэм Хабибович Марданов, начальник Уральского ГУ Центрального банка РФ

Банк России является одним из партнеров развития проектов ЕСК на базе платежной системы «Мир», так как считает их важным инструментом для увеличения доли безналичных расчетов. И в том, что эта доля за последние несколько лет выросла с 30 до 73%, есть заслуга проектов по реализации и популяризации соцкарт. Карты в том числе позволяют повысить доступность финансовых услуг, прежде всего в отдаленных и труднодоступных территориях.

По мнению Марданова, Свердловская область в лучшую сторону отличается от других регионов по реализации проекта, как по количеству банков-участников, так и по числу реализованных и прорабатываемых приложений. «То, как развивается проект в Свердловского области, говорит о том, что это один из самых успешных, если не самый успешный проект, наиболее амбициозный с точки зрения реализуемых сервисов. В рамках него уже решены технологические проблемы, к которым в других регионах только подступаются», — отметил эксперт.

05_04_2022_ЕСКСО_1500-2.jpg
Павел Юрьевич ВЕДЕРНИКОВ, генеральный директор ООО «Сапфир-Эксперт», оператора Единой социальной карты Свердловской области «Уралочка»

«Уралочка» — это многофункциональная карта, с помощью которой жители Свердловской области могут освободиться от многочисленного пластика в кошельке, объединив скидки и бонусы на одной карте.

Банковская ЕСК является полноценной банковской картой с дополнительными полезными сервисами и позволяет зарабатывать выгодный кешбэк до 20% от платежной системы «Мир», а также бонусы от банков-партнеров (проценты на остаток, бесплатные услуги или особые условия по продуктам). Нефинансовая ЕСК не является платежным инструментом, но поддерживает все остальные сервисы в полном объеме.

Жители Свердловской области получают ЕСК бесплатно. Потратив 15 минут на оформление, человек имеет несколько услуг в одной карте с бесплатным банковским обслуживанием (в банках-партнерах), участие во всех программах лояльности банков, возможность бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте. Транспортное приложение позволяет пользоваться всеми тарифами на территории Екатеринбурга с учетом предоставления скидки. Функция оплаты проезда работает также и в Березовском, Верхней Пышме, Первоуральске, Краснотурьинске, Среднеуральске, Нижнем Тагиле, Ревде, Сысерти и п. г. т. Шаля. Помимо прочего, ЕСК дает возможность экономить на проезде за счет различных акций.

Держатели карты, благодаря личному кабинету и мобильному приложению, могут моментально получать информацию о льготах, актуальных скидках, о балансе транспортного счета. Функционал платформы и сервисов продолжает расширяться, в том числе в сфере медицины и образования.

Несмотря на то что карта называется социальной, 36% ее держателей — это обычные граждане. Более 28% получателей карт — молодежь в возрасте до 32 лет. Компания «САПФИР» выполняет сервисные функции, разрабатывает новые удобные приложения, является связующим звеном между правительством региона, банками, партнерами и держателями. Также компания занимается информационной работой с населением через различные каналы.

Компания «Сапфир»

05_04_2022_ЕСКСО_1500-81.jpg

Компания «Сапфир» — это один из ведущих разработчиков в сфере информационных технологий для органов государственной и муниципальной власти РФ. География оказания услуг — это более 20 регионов, более 300 муниципальных образований и свыше 20 тысяч пользователей программных комплексов. Среди основных продуктов компании — система планирования и анализа бюджета, а также программная платформа для работы Единой социальной карты жителя.

Вторая компетенция компании — это проектирование, монтаж и обслуживание комплексных систем безопасности мест массового пребывания людей. На базе «САПФИРА» работает учебный центр, целью которого является профессиональное обучение и оказание консультационных услуг специалистам в области информационных технологий.

Специалисты компании состоят в различных экспертных группах и сообществах, в том числе «Электронный бюджет» Министерства финансов РФ, Союз финансистов России, «Сколково», Фонд развития интернет-инициатив и др.

Программные комплексы «Сапфир» — ПК «ИСУФ» и ПК «САПФИР» включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Развитие концепции программных комплексов целиком вписывается в общероссийский тренд на импортозамещение и на использование решений группы Open-Source для разработки программных продуктов.

В 2021 году Аналитический центр при Правительстве РФ подвел итоги в номинации «Лучший проект года», и реализация проекта «Уралочка» была отмечена в категории «Большие и средние проекты», на премии Retail Finance Awards 2021 проект Единой социальной карты был отмечен в номинации «Лучший социальный проект».

В 2022 году компания «САПФИР» успешно вошла в тройку лидеров ИT-номинации премии «Номер Один» за разработку и поддержку ИT-технологий — систем планирования и анализа бюджета, платформы Единой социальной карты жителя, за успешно выполненные проекты комплексных систем безопасности, а именно: центрального стадиона «Екатеринбург Арена», конгресс-центра «Екатеринбург-Экспо».

Поделиться