Тема применения доказательного подхода к принятию управленческих решений в последние годы становится все более актуальной и популярной. Руководителям органов власти лучшие результаты научных исследований позволяют направлять бюджетные ресурсы именно на те решения, которые работают, корректировать или отменять безрезультативные программы и проекты. Так, например, благодаря математическому моделированию в Республике Бурятия спрогнозировано необходимое количество мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях региона, обоснована социальная политика в области демографии.
Ирина Владимировна Смоляк, заместитель руководителя Администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, председатель комитета по проектному управлению
Цырен Александрович Дармаев, консультант комитета по проектному управлению Администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия
Проблема доступности дошкольного и среднего школьного образования характерна для большинства субъектов РФ. Причины ее возникновения также схожие: износ зданий, изменение требований к зданиям и помещениям, увеличение числа детей в связи с вступлением в репродуктивный возраст многочисленного поколения
Мероприятия по повышению уровня доступности дошкольного и среднего образования в стране, и в частности в Бурятии, реализуются в рамках государственной программы РФ «Развитие образования», национальных проектов «Образование», «Демография», Единой Дальневосточной субсидии, а также отдельных поручений Правительства РФ. Кроме того, в республике действует государственная программа «Развитие образования и науки».
Наиболее сложная ситуация наблюдается в столице республики — городе Улан-Удэ. При всех запланированных на ближайшие годы мероприятиях сохраняется острая потребность в создании дополнительных новых мест в образовательных организациях. В условиях ограниченных материальных и временных ресурсов принятие тех или иных управленческих решений по данной проблеме требует обоснованного и доказательного подхода. Принимая во внимание это, а также растущую нагрузку на региональный бюджет, связанную с содержанием объектов социальной инфраструктуры, глава Республики Бурятия А. С. Цыденов поручил произвести расчет прогнозной численности детского населения до 2030 года с учетом влияния действующих государственных мер по поддержке семей и последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
В ходе реализации инициативы требовалось понять, насколько существующая инфраструктура с учетом запланированных на ближайшие годы мероприятий обеспечит доступность дошкольного и среднего школьного образования в республике в будущем. Также необходимо было оценить эффективность использования создаваемых мест в образовательных организациях с учетом снижения рождаемости, тенденции которого наблюдаются на территории всей страны.
Расчет населения
При реализации инициативы были применены методы статистического наблюдения за демографическими изменениями в республике за последние десять лет, использован сравнительный анализ при определении закономерностей в изменениях возрастных групп населения. В ходе проведения расчета предположительной численности населения республики в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) мы использовали методы прогнозирования. Расчет произведен в двух вариантах прогноза, низком и среднем, с учетом изменений возрастных коэффициентов рождаемости, численности женского населения и особенностей региона по очередности рождений.
При расчете населения в возрасте от 0 до 17 лет было принято предположение о позитивном влиянии принимаемых мер по финансовой поддержке семей при рождении детей, увеличению доступности дошкольных и общеобразовательных организаций. Предположительно на уровень рождаемости окажут влияние последствия распространения коронавируса. Таким образом, в прогноз было заложено снижение возрастных коэффициентов рождаемости в
При расчете значений возрастных коэффициентов рождаемости были использованы данные Территориального отделения Федеральной службы государственной статистки по Республике Бурятия (Бурятстат) о среднегодовой численности женщин в десяти возрастных категориях и численности рожденных детей по возрасту матери за последние 10 лет (моложе 16 лет,
В расчете было принято во внимание распределение рождений по возрасту матери. Так, по данным Росстата, в Республике Бурятия нынешнее поколение
По итогам проведенной работы получены прогнозные значения численности детского населения с учетом внутренних и внешних миграционных процессов, возраста матери, уровня рождаемости в каждой возрастной категории матерей, традиционного для Бурятии большого числа многодетных семей. Итоги расчета по низкому варианту прогноза (наиболее приближенному к фактическим данным за предыдущий период) показали, что возрастная группа населения республики
По данным Министерства образования и науки РБ на начало 2021 года, численность детей, посещающих организации дошкольного образования, сегодня в республике составляет 52 095 человек, в том числе 3145 человек ходят в дошкольные группы при средних образовательных школах (СОШ). При этом количество мест в организациях дошкольного образования республики составляет 113 781 место, в том числе 8015 мест в дошкольных группах при СОШ. Таким образом, существующие мощности в организациях дошкольного образования превышают число детей, посещающих эти организации, на 61 686 единиц. При этом в Улан-Удэ существует потребность в дополнительных местах.
Теперь обрисуем ситуацию с возрастной группой от 7 до 17 лет. К 2025 году предположительно число жителей республики этой возрастной категории увеличится на 7% и составит 176 823 человека, а уже к 2030 году ее численность сократится до 162 516 человек. По данным Министерства образования и науки РБ, численность детей и подростков, посещающих общеобразовательные организации, в регионе сегодня составляет 140 823 человека. Количество мест в общеобразовательных организациях республики — 153 540.
Ситуация в городах
Исходя из того что основная потребность в дошкольных и школьных местах сосредоточена в Улан-Удэ, аналогичным образом был произведен расчет предположительной численности городского населения республики. В качестве исходной информации были взяты данные Росстата о предположительной численности городского населения по одногодичным периодам по низкому варианту прогноза (наиболее приближенному к фактическим данным за предыдущий период). В результате проведенного расчета численность возрастной группы от 0 до 3 лет городского населения республики значительно не изменится. В ближайшие три года ее численность останется примерно на одном уровне с небольшим снижением. С 2024 по 2027 год предполагается рост численности этой возрастной группы с последующим незначительным снижением до 2030 года. Численность возрастной группы от 3 до 6 лет предположительно снизится до 2030 года на 18,3%: с 37 549 человек в 2021 году до 30 656 в
Поддержка частной инициативы
Правительство Республики Бурятия в 2017 году определило порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов частных детских садов, индивидуальных предпринимателей по осуществлению присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. В 2018 году субсидию получили два муниципальных образования в объеме 13,78 миллиона рублей, из бюджета муниципальных образований предоставлена субсидия 21 получателю; в 2019 году субсидию получили три муниципальных образования (46 получателей) — 31,62 миллиона рублей; в 2020 году — четыре муниципальных образования (81 получатель) — 144,95 миллиона рублей.
Частным детским садам, индивидуальным предпринимателям Улан-Удэ за счет средств субсидии предоставлено возмещение расходов по присмотру и уходу в 2019 году на 921 ребенка, в 2020 году — уже на 3297 детей. Таким образом, за счет республиканской поддержки частных дошкольных образовательных организаций, индивидуального предпринимательства реализуется право детей на получение дошкольного образования.
Таким образом, при создании дополнительных мест в организациях дошкольного образования необходимо принимать во внимание снижение нагрузки на организации в будущем. Альтернативным решением при этом может стать развитие негосударственного сектора дошкольного образования путем предоставления субсидий частным образовательным организациям. Республика сейчас активно использует этот инструмент. В рамках федерального проекта «Содействие занятости» в регионе ежегодно создается от 700 до 1000 дополнительных мест в частных дошкольных организациях. Отметим, что по результатам
Численность возрастной группы от 7 до 10 лет с 2020 года предположительно возрастет к 2024 году на 8,5% (с 35 775 человек в 2020 году до 38 883 в
Возрастная группа от 11 до 15 лет начиная с 2020 года предположительно увеличится к 2030 году на 20%: с 38 363 человек в 2020 году до 48 036 в
В конкурсе Счетной палаты РФ «Практики и инициативы доказательного подхода к принятию управленческих решений» в 2021 году Республика Бурятия заняла второе место (первое место не присуждалось) в номинации «Моделирование».
Численность возрастной группы от 16 до 17 лет также будет увеличиваться, что связано с переходом многочисленной возрастной группы
Таким образом, исходя из существующих мощностей в общеобразовательных организациях, с учетом уже запланированных мероприятий по созданию дополнительных мест, предполагается, что в будущем в Улан-Удэ ожидается увеличение нагрузки на указанные организации в связи с ростом численности городского населения в возрасте от 7 до 17 лет.
Профобразование как вариант ликвидации дефицита
Чтобы снизить нагрузку на общеобразовательные организации, за последние годы в Бурятии построено 12 школ на 5635 мест. Планируется строительство еще 28 школ общей проектной мощностью 10 245 мест.
Также одним из вариантов снижения нагрузки на организации среднего общего образования является развитие системы среднего профессионального образования. Мы видим тенденцию, что многие подростки после окончания девяти классов выбирают учебу в учреждениях среднего специального образования. Однако мощностей данных организаций на сегодня в регионе также недостаточно. Это усугубляется и нехваткой квот на обучение за счет бюджетных средств в этих учреждениях. При этом решение данной проблемы позволит снизить нагрузку на школы, укрепить базу среднего специального образования, обеспечить республику рабочими кадрами, эффективно использовать бюджетные средства.
Таким образом, мы установили причинно-следственные связи (выстроили цепочку изменений) и провели приоритизацию механизмов воздействия для достижения итоговых эффектов принимаемых мер. Полученные результаты и анализ данных представлены главе Республики Бурятия. Даны соответствующие поручения заинтересованным органам о необходимости учитывать их при планировании мероприятий по созданию социальной инфраструктуры.