Версия для печати 272 Материалы по теме
В основе бюджета — стабильность

Об основных параметрах бюджета Алтайского края рассказал заместитель председателя Правительства Алтайского края, министр финансов Данил Геннадьевич Ситников.

— Данил Геннадьевич, высокая доля сельского населения, значительное административно-территориальное деление и преобладание сельского хозяйства в структуре ВРП накладывают отпечаток на формирование финансового портрета Алтайского края. Какие особенности в связи с этим у бюджетной системы региона?

— Бюджетная система Алтайского края включает краевой бюджет, бюджет территориального фонда ОМС и 708 бюджетов муниципальных образований, из них 58 — это бюджеты муниципальных районов, 1 — муниципального округа, 10 — городских округов и 639 — городских и сельских поселений. В 2021 году часть муниципалитетов почувствовали инициативу населения и перешли к новой организационно-правовой форме — муниципальному округу. Муниципальные округа получат новый импульс социально-экономического развития, это позволит им повысить качество управления муниципалитетами, оптимизировать бюджетные расходы и получить дополнительные доходы от УСН и НДФЛ, а также сохранить взаимодействие с поселениями.

— Как сложилось исполнение бюджета региона в 2021 году, всего ли из намеченного удалось достичь?

— Доходы консолидированного бюджета Алтайского края в 2021 году составили 173,3 миллиарда рублей, или 112 процентов к уровню 2020 года. Из них налоговые и неналоговые доходы — 96,1 миллиарда, что выше показателя 2020 года на 20 процентов. Безвозмездные поступления в 2021 году выросли на четыре процента и достигли 77,3 миллиарда рублей. Расходы консолидированного бюджета составили 164,5 миллиарда рублей, это на 11 процентов больше, чем 2020 году.

Исполнение бюджета Алтайского края последние годы характеризует стабильный рост доходной и расходной частей. Мы целенаправленно работаем над увеличением параметров консолидированного бюджета края. Рост доходов обеспечивается в первую очередь за счет роста собственных доходов бюджетов.

На 2022 год доходы консолидированного бюджета региона запланированы в объеме 175,7 миллиарда рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы — 97 миллиарда. Расходы запланированы в сумме 204,4 миллиарда рублей.

24 июня на сессии Алтайского краевого Законодательного собрания депутатами был утвержден отчет об исполнении краевого бюджета за 2021 год. Так, в бюджет в прошлом году поступило 150,9 миллиарда рублей, рост относительно уровня 2020 года составил 12 процентов. Налоговых и неналоговых доходов привлечено 73,6 миллиарда рублей, или 123 процента к уровню 2020 года. Основной объем налоговых и неналоговых доходов сформирован за счет НДФЛ, налога на прибыль организаций, акцизов. Из федерального бюджета поступило 75,5 миллиарда рублей.

Расходы краевого бюджета исполнены в сумме 143,3 миллиарда рублей. По сравнению с предыдущим годом объем средств увеличился на 14,3 миллиарда, или на 11 процентов. В полном объеме в 2021 году были исполнены обязательства по выплате заработной платы, социальным выплатам, реализации госпрограмм и оказанию финансовой помощи бюджетам муниципальных образований.

Хотел бы отметить, что, несмотря на экономическую ситуацию, связанную с коронавирусом, параметры бюджета на протяжении ряда лет имеют положительную динамику. Она обеспечена взвешенной бюджетной политикой региона и своевременной поддержкой федерального центра.

Алтайский край в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 2579-р включен в перечень субъектов РФ, на территории которых реализуется Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Что касается бюджета 2022 года, то во исполнение поручения Президента РФ об увеличении с 1 июня 2022 года на 10 процентов размеров пенсий, прожиточного минимума и МРОТ нами были подготовлены и утверждены на июньской сессии изменения в закон о краевом бюджете на текущий год. Основные изменения связаны с уточнением объема налоговых и неналоговых доходов, отражением дополнительных поступлений из федерального бюджета, увеличением заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат.

Доходы краевого бюджета с учетом поправок увеличиваются на 8,6 миллиарда рублей и составят 153 миллиарда. В том числе налоговые и неналоговые доходы вырастут на 6,2 миллиарда и составят 74,3 миллиарда рублей, а поступления из федерального бюджета увеличатся на 3,4 миллиарда и составят 77,3 миллиарда рублей. Расходы краевого бюджета увеличиваются на 9,2 миллиарда и составят 178,5 миллиарда рублей. Дефицит составит, соответственно, 25,5 миллиарда.

— Алтайский край вошел в число пилотных регионов по апробации механизмов социального заказа. Как осуществляется работа в данном направлении?

— По решению Правительства РФ и в соответствии с соглашением между Минфином России и Правительством Алтайского края о сотрудничестве в сфере апробации новых механизмов оказания государственных и муниципальных услуг в социальной сфере регион до конца 2024 года участвует в соответствующем пилоте. В регионе утверждена дорожная карта по внедрению новых подходов к оказанию социальных услуг, в соответствии с ней сформирована нормативная правовая база о государственном социальном заказе. Это порядок формирования соцзаказов, порядок формирования и выдачи социальных сертификатов и другое.

В настоящее время продолжается работа по формированию нормативной правовой базы для внедрения конкурентных способов выбора исполнителей государственных услуг. Мы считаем, что механизм государственного социального заказа способствует устранению неравенства в сфере финансирования деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг.

— Данил Геннадьевич, в Алтайском крае с 2017 года активно развивается инициативное бюджетирование. Чего краю удалось достичь по этому направлению?

— Всего за шесть лет существования проекта поддержки местных инициатив в Алтайском крае будет реализовано 1608 проектов общей стоимостью более 1,6 миллиарда рублей, из них средства краевого бюджета — порядка 1,2 миллиарда рублей. Количество реализованных проектов увеличилось почти в шесть раз — c 75 проектов в 2017 году до 409 в 2022 году.

За все время реализации ППМИ максимальный размер субсидии из краевого бюджета на реализацию одного инициативного проекта был увеличен с 700 тысяч рублей в 2017 году до 1,3 миллиона в 2022-м.

В рамках ППМИ были реализованы инициативные проекты в 58 муниципальных районах, одном муниципальном округе, пяти городских округах, что составляет 93 процента от общего числа муниципальных образований Алтайского края. В 2022 году к участию в проекте допущены малые города с численностью населения до 50 тысяч человек.

Типология проектов ППМИ обширна, в их числе реконструкция дорог, ремонт домов культуры и библиотек, благоустройство парков и скверов, замена объектов водоснабжения и другие. Но наибольшей популярностью, причем несколько лет, у жителей края пользовалось возведение современных детских и спортивных площадок. В 2022 году приоритеты населения изменились: почти в два раза увеличилось количество проектов по установке освещения и ремонту дорог.

Одним из направлений развития инициативного бюджетирования является конкурс «Я считаю» — конкурс школьных проектов на право получения из краевого бюджета гранта в объеме 350 тысяч рублей. Средства предназначены на развитие объектов школьной инфраструктуры, улучшение учебно-воспитательного процесса, повышение финансовой и бюджетной грамотности, гражданской активности старшеклассников. За три года проведения конкурса школьных инициатив «Я считаю» реализовано 174 проекта общей стоимостью 63,9 миллиона рублей, в том числе средства краевого бюджета — 56,2 миллиона. Наиболее популярными школьными инициативами являются проекты по обустройству рекреаций, актовых залов, учебных кабинетов, гардеробов и спортивных раздевалок.

Подготовила Н. И. ШТОДА

Поделиться