В свое время Алтайский край в сфере государственных закупок сделал ставку на централизацию процедур, интеграцию муниципального заказа в региональную систему закупок и абсолютную цифровизацию. О том, каких результатов удалось достичь, мы поговорили с заместителем министра экономического развития Алтайского края, начальником управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Денисом Владимировичем Тишиным.
— Денис Владимирович, у Алтайского края лидирующие позиции в рейтинге эффективности и прозрачности закупочных систем регионов РФ за 2021 год. Какие меры обеспечили региону высокие результаты?
— Высоких результатов в рейтинге мы достигли благодаря правильно выстроенной архитектуре региональной контрактной системы. В ее основу положен комплексный подход к регулированию всех аспектов, связанных с госзакупками: от организационной структуры, нормативно-правовой базы, информационных технологий до кадрового ресурса.
Уникальным инструментом, созданным в крае для борьбы с нецелевым расходованием бюджетных средств, является механизм предварительной многоуровневой системы оценки обоснованности закупок. Он предусматривает создание рабочих групп при органах исполнительной власти региона, межведомственной рабочей группы при правительстве края.
Интересным примером региональных наработок можно назвать и информационные решения автоматизации сферы закупок. АИС «Госзаказ Алтайского края» — главный цифровой инструмент для повышения эффективности расходования бюджетных средств, оптимизации бизнес-процессов, развития конкуренции. Кроме того, в рамках мер по стандартизации закупочных процедур в прошлом году мы разработали электронный сервис «Мастер формирования закупки». Он позволил автоматизировать работу заказчика в части заполнения заявки на определение поставщика, обоснования начальной цены контракта, подготовки технического задания и проекта контракта. Все эти наработки и позволили сделать нашу контрактную систему эффективной и занять соответствующую позицию в рейтинге.
— Первые шаги на пути централизации закупок и интеграции муниципального заказа в региональную систему закупок Алтайский край сделал еще в 2007 году. Сегодня, практически 15 лет спустя, вы можете сказать, что централизация закупок — правильное решение?
— В Алтайском крае 29 органов исполнительной власти, 501 подведомственное им учреждение и более 2,4 тысячи заказчиков в 69 муниципальных образованиях. Такая глубокая дифференциация региона, сложное и перманентно меняющееся законодательство о контрактной системе, дефицит высококвалифицированных специалистов в сфере госзаказа потребовали эффективного организационно-управленческого решения. Ставка была сделана на централизацию процесса обеспечения потребностей заказчиков. Функции по регулированию контрактной системы в сфере закупок в настоящее время возложены на Министерство экономического развития Алтайского края. Полномочия на определение поставщиков переданы КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» (далее — Центр госзакупок).
Реализация централизованного подхода к размещению заказов способствовала увеличению удельного веса стоимости контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур, в общем объеме государственного заказа. Если в 2007 году доля таких контрактов составляла 58 процентов, то в 2021 году она достигла 74 процентов. Благодаря централизации повысилась конкуренция на торгах. В 2021 году на участие в одной закупочной процедуре было подано в среднем 3,3 единицы заявок, для сравнения: в 2007 году — 2,9 единицы. Показатель конкуренции на закупках, объявленных для субъектов малого предпринимательства, составил 3,7 заявки участников на контракт, что на 0,7 единицы превышает среднероссийский показатель. По итогам 2021 года экономия превысила 4,7 миллиарда рублей. Всего с 2007 по 2021 год региону удалось сэкономить свыше 33 миллиардов рублей.
Также централизация закупок позволила нам консолидировать спрос на рынке государственных и муниципальных закупок через механизм совместных торгов. Всего в 2021 году проведено 1437 совместных процедур. К примеру, по сравнению с 2015 годом их число увеличилось в 2,3 раза. Совместные торги способствуют росту экономии за счет увеличения масштаба закупок, а соответственно, получения оптовых скидок; привлечению крупных и системных поставщиков на региональный рынок госзакупок.
Ну и наконец, централизация помогла успешно интегрировать муниципальный заказ и перевести его преимущественно на конкурентную основу. Со всеми 69 администрациями муниципальных районов и городских округов Алтайского края подписаны соглашения о передаче полномочий на определение поставщиков Центру госзакупок. Поэтому ответ на ваш вопрос: да, решение было абсолютно правильным!
— Эффективность региональной системы закупок можно охарактеризовать количеством допущенных нарушений норм законодательства. Какая у вас здесь ситуация?
— В 2021 году Центр госзакупок провел 18,9 тысячи закупок. За аналогичный период в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило 269 жалоб на действия краевых и муниципальных заказчиков. По итогам их рассмотрения только в 16 процентах случаев выявлены нарушения законодательства. Если сравнивать полученные результаты со статистикой по заказчикам, осуществляющим закупочную деятельность децентрализованно, то там количество обоснованных жалоб превышает 26 процентов от числа рассмотренных. Очевидный вывод — централизация улучшает качество закупочного процесса, обеспечивает законность действий субъектов контрактных отношений.
— А можно говорить о том, что благодаря централизации окончательно искоренены те или иные нарушения, ошибки?
— Говорить о том, что централизация может полностью искоренить те или иные ошибки и нарушения, не стоит. Мы прекрасно понимаем, что в мире нет ничего абсолютного. В этой связи мы ставим перед собой реальные задачи, заключающиеся в сведении негативных явлений до возможного минимума. На мой взгляд, пока нам это удается.
Вместе с тем централизация вкупе с другими инструментами контрактной системы позволяет нивелировать ошибки и нарушения. Главным из этих инструментов является АИС «Госзаказ Алтайского края». Алтайский край одним из первых в России перешел на полный электронный юридически значимый документооборот. Автоматизированный процесс обработки электронных документов сократил время от момента создания заявки до публикации закупки до нескольких дней.
Первый в девяти номинациях
В рамках рейтинга эффективности и прозрачности закупочных систем регионов РФ за 2021 финансовый
год Алтайский край признан лидером в девяти номинациях:
1) «Оценка информационной инфраструктуры закупок региона»;
2) «Нормативная база закупок региона»;
3) «Нормативная база муниципальных закупок региона»;
4) «Оценка профессионализма заказчиков и обеспеченности квалифицированными кадрами»;
5) «Оценка профессионализма муниципальных заказчиков и обеспеченности квалифицированными кадрами»;
6) «Исполнение требований законодательства о закупках»;
7) «Снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о региональной системе государственных закупок»;
8) «Снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о региональной системе муниципальных закупок»;
9) «Оценка организационной структуры муниципальных закупок региона».
Для контроля закупочной деятельности заказчиков введены дополнительные механизмы: ведомственный контроль, рабочие группы по оценке обоснованности закупок, согласование по целевым программам и региональное общественное обсуждение закупок. Глубокая структуризация данных от планирования до проведения закупки позволила выстроить многоступенчатую систему контроля вводимой информации на соблюдение законодательства.
Если же говорить о централизации в общем, то благодаря единству практики осуществления закупок мы смогли исключить коррупционную составляющую, дискриминацию хозяйствующих субъектов в процессе определения поставщиков, предоставление неоправданных преимуществ отдельным участникам.
— На многих дискуссионных площадках звучит: «бизнес не хочет идти в госзакупки, потому что не доверяет государству». Как вы в регионе работаете с бизнесом в плане завоевывания доверия?
— Если говорить о недоверии предпринимателей к сфере госзаказа, то в основном оно характерно для новичков. Они еще плохо ориентируется в данной теме и руководствуются достаточно распространенными стереотипами: «тендеры — это технически сложный процесс: сайты, законы, подписи, заявки...», «нужны большие финансовые вложения, чтобы участвовать в закупках», «на рынке закупок коррупция, большая конкуренция...», «маленькая маржа, там невозможно заработать».
Чтобы развеять эти мифы, Минэкономразвития Алтайского края совместно с общественными организациями, отраслевыми ассоциациями и союзами, Алтайской торгово-промышленной палатой осуществляет методологическую поддержку участников закупок. На постоянной основе проводятся обучающие семинары, конференции, осуществляется консультирование представителей частного сектора по вопросам участия в закупочных процедурах.
Дорожные карты по повышению конкуренции
В Алтайском крае утверждены дорожные карты, предусматривающие комплекс мероприятий, направленных на стимулирование развития предпринимательства, содействие росту конкуренции. Среди основных мер: повышение правовой грамотности бизнес-субъектов, их информационная поддержка и методологическое сопровождение, расширение доступа к закупкам малого объема, создание благоприятных условий для участия в закупках, адаптация предпринимателей к условиям открытого рынка.
Большую роль в снятии информационных барьеров, препятствующих участию предпринимателей в закупках, играют интернет-ресурсы. В текущем году мы разработали новую версию сайта «Государственные закупки Алтайского края». Теперь он ориентирован не только на заказчиков, но и на поставщиков. Информация о закупочных процедурах структурирована, удобна для использования как опытными поставщиками, так и компаниями-новичками. Методические материалы, календарь закупочных процедур, планы закупок крупнейших заказчиков региона, информация об обучении, импортозамещении — все это и многая другая полезная информация размещается на сайте госзакупок края.
Используя представленные возможности, поставщики могут повысить шансы на победу в торгах, найти новые рынки сбыта, получить надежного контрагента в лице государства, нарастить объемы продаж и развивать свой бизнес. Кроме того, созданию равных условий для участников торгов, снятию административных барьеров способствует стандартизация закупочной деятельности заказчиков. Разработаны единые формы протоколов, заявки на определение поставщика, типовые контракты и технические задания.
— Какова ситуация с малыми закупками? Здесь также бытует мнение, что чужому войти на этот рынок можно только при наличии большого энтузиазма и личного везения.
— Уверен, что это не так. Закупки на специализированных ресурсах очень удобны для выхода на рынок госзакупок и могут рассматриваться как стартовая площадка для дальнейшего участия в более сложных процедурах: конкурсах и аукционах. В Алтайском крае с начала 2019 года действует региональный электронный магазин «Портал поставщиков Алтайского края». Сервис предусматривает два способа выбора контрагента: по результатам закупочной сессии, объявленной заказчиком, или определение заказчиком поставщика на основании выбранного в прайс-листах предложения. По итогам 2021 года количество поставщиков, работающих на портале, достигло 3,8 тысячи, что на 177 единиц превысило значение 2020 года.
— Какова доля закупок малого объема?
— Мы ведем планомерную работу по популяризации Портала поставщиков Алтайского края. У нас организовано взаимодействие с органами власти, подведомственными им учреждениями, некоммерческими организациями. Издаем и распространяем среди предпринимательского сообщества печатные материалы о закупочной системе, действующей в Алтайском крае, о преимуществах работы в электронном магазине, механизмах и инструментах поддержки бизнеса. Разрабатываем видеоматериалы для бизнес-субъектов о порядке работы на портале.
Мы стараемся сделать так, чтобы предпринимателям было максимально удобно. Подчеркну, что использование электронного магазина не требует никаких финансовых вложений. По итогам 2021 года на портале размещено около 52 тысяч закупок на сумму 3,6 миллиарда рублей. Заключено 42 тысячи контрактов, общая стоимость которых 2,8 миллиарда рублей, прирост к 2020 году составил 6 и 19 процентов соответственно. Было сэкономлено 30,7 миллиона рублей, среднее снижение цены составило 7,7 процента. Доля закупок малого объема в общей стоимости заключенных государственными и муниципальными заказчиками контрактов составила 13 процентов.
— Представить современные госзакупки без цифровизации невозможно. АИС «Госзаказ Алтайского края» введена в промышленную эксплуатацию в 2015 году. Как изменилась система за это время?
— Цифровизация закупок — это не просто слепое следование моде, а необходимость, продиктованная технологическим развитием всех сфер жизнедеятельности современного государства. Наша региональная система является мультисервисной и включает в себя три модуля: «44‑ФЗ», «223‑ФЗ» и «Портал поставщиков Алтайского края». Модульный принцип построения способствует комплексному решению задачи в областях регулирования, мониторинга, контроля и осуществления закупок. Вся процедурная часть закупочной деятельности, одна из самых сложных, погружена в «цифру». Для пользователей создан интуитивно понятный интерфейс.
Сегодняшняя АИС «Госзаказ Алтайского края» имеет развитую систему формирования отчетов: от документов, необходимых для закупки, до крупных сводных данных для анализа. Так, например, автоматически формируются документы к каждой закупке: требования к содержанию и составу заявки участника, информация об объекте закупки, а также крупные отчеты по закупкам в рамках национальных проектов, целевых программ, краевой адресной инвестиционной программы. Автоматизированы отчеты деятельности сотрудников Центра государственных закупок Алтайского края, что позволяет более равномерно распределять нагрузку между ними.
Более 54 тыс. заявок заказчиков на определение поставщика было обработано в 2021 году АИС «Госзаказ Алтайского края»
В системе предусмотрен контроль содержания заявки заказчика, то есть будущей закупки, на соответствие всем требованиям законодательства о контрактной системе. Он реализован с максимально возможным включением блокирующих контролей, а там, где в отношении условий закупки необходимо принятие решения заказчиком, — предупреждающий контроль.
Для пользователей с определенными ролями система отслеживает регламентированные сроки выполнения функций. Например, интерфейс автоматизированного рабочего места предупреждает о сроках принятия решений членами рабочих групп, проверки специалистами заявок заказчиков.
Сейчас мы участвуем в проекте объединения данных разных информационных систем в деятельности Минэкономразвития Алтайского края. Через API-интерфейс АИС «Госзаказ Алтайского края» предоставляет агрегатору данные о закупках в рамках краевой адресной инвестиционной программы.
— Денис Владимирович, в заключение не могу не спросить: какие меры предпринимаете, чтобы нивелировать трудности в сфере госзакупок, вызванные жесткими санкциями?
— В текущем году контрактной системе пришлось отвечать на серьезные вызовы. Ограничение торговых операций с зарубежными странами, уход многих иностранных компаний с российского рынка, стремительный рост цен практически на все товары поставили под вопрос возможность своевременного обеспечения государственных нужд и исполнения поставщиками своих обязательств, в том числе по уже заключенным госконтрактам.
С учетом антикризисных мер по стабилизации социально-экономической ситуации, принятых на федеральном уровне, мы провели соответствующую нормотворческую работу: региональное законодательство приведено в соответствие с федеральными требованиями, принят ряд правовых новелл. В частности, было принято решение об установлении в Алтайском крае дополнительных случаев закупок у единственного поставщика.
В рамках методологической поддержки разработаны информационные материалы с описанием мер поддержки заказчиков и участников закупок в рамках Федерального закона № 44‑ФЗ в условиях санкций.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА