Версия для печати 609 Материалы по теме
Финансовый штаб Ростовской области

13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край был разделен на два отдельных региона — Краснодарский край и Ростовскую область. В состав второго вошли семь городов и 61 район. С того самого момента Ростовская область начинает свою славную историю как самостоятельный субъект страны и в 2022 году празднует свой юбилей — 85 лет. Этот год юбилейный и для финансовой системы региона. Именно в 1937 году было создано областное финансовое управление, преемником которого является Министерство финансов Ростовской области.

Лилия Вадимовна Федотова, заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов

В процессе становления и развития Ростовской области региональный финансовый орган преобразовывался неоднократно, менялись его функции, однако главная задача оставалась неизменной — проведение финансово-бюджетной политики, направленной на обеспечение условий для экономического роста, повышения уровня жизни и благосостояния жителей Ростовской области.

Без_имени-3.jpg

Без_имени-4.jpg

Image00004_(1).jpg

На сохранившихся архивных документах видно, что центрально-областной бюджет на 1938 год включал в себя несколько страниц, отпечатанных на пишущей машинке, и был достаточно простым по наполняемости цифрами. По доходам и расходам он составлял 144,6 миллиона рублей. Большая часть средств расходовалась на просвещение и социальное обеспечение.

Современный бюджет Ростовской области насчитывает порядка двух тысяч страниц, содержит подробную информацию по каждой строке доходов и расходов. Консолидированный бюджет региона уже превышает 300 миллиардов рублей. И большая часть расходов, как и в те времена, идет на социальную сферу.

В годы войны

В годы Великой Отечественной войны, когда экономика страны встала на военные рельсы, от финансовых служб требовалась исключительная оперативность в работе, предельная краткость и конкретность даваемых указаний. Уменьшение плательщиков подоходного налога, эвакуация предприятий, сокращение выпуска предметов широкого потребления, снижение объема бытовых услуг, розничного товарооборота, пассажирских перевозок привели к существенному снижению доходов бюджета.

Расходы в этот период были направлены на стимулирование предприятий к наращиванию выпуска военной продукции. Одновременно после освобождения территории области от оккупации потребовались средства на капитальные расходы, финансовую поддержку производства строительных материалов, предприятий легкой, текстильной и пищевой промышленности.

В ходе ожесточенных боев народному хозяйству Ростовской области был нанесен огромный ущерб, разрушены объекты социальной сферы. Из 3096 предприятий сохранилось всего 652. Ростов-на-Дону вошел в число десяти наиболее пострадавших от войны городов страны, 85% донской столицы лежало в руинах.

После освобождения области от фашистов Ростовский региональный финансовый отдел возобновил свою деятельность 21 февраля 1943 года. Возглавил его Иван Васильевич Гречко, который занимал эту должность более 20 лет.

Послевоенный период

В послевоенные годы в стране началась грандиозная стройка, восстанавливались разрушенные заводы и фабрики, учреждения социально-культурной сферы. Для этого требовались значительные финансовые средства.

В 1950-е годы бюджет утверждался в целом по региону, или, как сейчас это принято называть, в форме консолидированного бюджета области. Одновременно утверждались областной бюджет и бюджеты районов и городов областного подчинения. Все основные элементы доходной и расходной частей бюджетов того периода базировались на показателях народно-хозяйственного плана. Это делало бюджеты всех уровней бюджетной системы СССР устойчивыми и бездефицитными.

В силу единства бюджетной системы СССР доходы союзных, республиканских и местных бюджетов формировались в подавляющей части путем распределения поступлений от общих источников. Каждый бюджет получал необходимую сумму средств из общего источника для покрытия расходов, вытекающих из народно-хозяйственного плана.

В Советском Союзе между областным и местными бюджетами межбюджетные отношения выстраивались через систему отчислений в местные бюджеты от поступлений государственных доходов и налогов. Проводя параллель с сегодняшним днем, можно констатировать, что система межбюджетных отношений существенно изменилась. Разграничено поступление налогов по уровням бюджетной системы, на местный уровень передаются дотации для регулирования уровня обеспеченности различных муниципальных образований, выделяются средства на поддержку инвестиционных и инфраструктурных муниципальных проектов, поддерживаются инициативы граждан. В качестве поощрения за хорошие результаты развития территорий предусмотрены стимулирующие трансферты. Но в то же время контроль, мониторинг за деятельностью на местах проводятся на постоянной основе.

После СССР

Конец 1980-х — начало 1990-х годов ознаменовались новыми радикальными переменами как в политической, так и в хозяйствующих сферах страны. Все происходившее в экономике, управлении и других сферах жизни страны, естественно, отражалось на бюджетах. 24 марта 1998 года финансовое управление было преобразовано в Министерство финансов Ростовской области.

Документ_Acrobat1.jpg

Значительные экономические преобразования, первый дефолт сказались и на бюджете Ростовской области. Дефицит более 25%, просроченная кредиторская задолженность — вот основные проблемы того времени. Несмотря на новые горизонты рыночной экономики, работа финорганов еще не была компьютеризирована, платежки заполняли вручную, в ежедневном режиме их доставляли в банк для проведения операций. Первоочередными статьями расходов были заработная плата, питание, медикаменты.

В бюджетах области в 1990-е годы появились новые источники доходов: средства от выкупа, акционирования имущества и реализации государственной собственности; налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление; отчисления средств объединениями и предприятиями в связи с утверждением временных цен на новые изделия улучшенного качества и ассортимента.

Современный Минфин

Начиная с 2006 года в бюджете Ростовской области отмечается высокий темп роста доходов и многие проблемы остались в прошлом. Было сформировано полноценное областное бюджетное законодательство. Внедрены информационные системы и автоматизирован бюджетный процесс. Совершенствовалась структура бюджета, система его исполнения и контроля.

Сканирование_односторонее_со_стекла_1.png

С 2016 года полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в регионе были возложены на Министерство финансов области. Это позволило повысить эффективность работы на всех этапах бюджетного процесса. Как результат — объем консолидированного бюджета области вырос со 100 миллиардов в 2008 году до 300 миллиардов рублей в 2021-м (рисунок). В апреле 2022 года за высокий уровень организации контрольной деятельности Министерство финансов Ростовской области было удостоено наград Минфина России и Казначейства России.

На государственные программы приходится более 90% всех расходов бюджета региона. Ростовская область является лидером в Российской Федерации по объему расходов на социальную сферу (более 70% бюджета), по уровню доходов входит в число крупнейших бюджетов среди субъектов РФ. Уровень государственного долга в Ростовской области значительно ниже среднероссийских позиций и отмечен рейтингом как высокоустойчивый.

Минфин области большое внимание уделяет открытости и прозрачности бюджета, повышению финансовой грамотности населения. Информация о бюджете в доступной и наглядной форме регулярно публикуется на официальном сайте ведомства, а также на официальных аккаунтах в социальных сетях. Разработаны программы по обучению базовым знаниям о финансах, семейном бюджете со школьной скамьи.

Активная работа с федеральными структурами по развитию бюджетной системы, вопросам межбюджетных отношений, совершенствованию бюджетного законодательства не осталась незамеченной. Качество региональных финансов Ростовской области всегда имеет положительную оценку. Коллектив отмечен благодарностями Министерства финансов РФ и почетной грамотой Министерства финансов РФ. Надежность, профессионализм финансистов Ростовской области, их значительный вклад в финансово-экономическое и социальное развитие региона в значительной степени обеспечивают его экономическую безопасность. Минфин — финансовый штаб области и особый орган в структуре региональных органов власти.


Поделиться