Если взять все постановления, приказы, законы, методические указания, инструкции и так далее, в написании которых участвовала сегодняшняя героиня нашей рубрики «Профессия — финансист», то получится многотомное издание. Узнали, кто это? Конечно же, Татьяна Васильевна Саакян, директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов РФ.
— Татьяна Васильевна, в вашей профессиональной жизни были такие крутые виражи... Как случилось, что, изначально выбрав тихую профессию библиотекаря, вы сменили ее на сложную динамичную сферу финансов?
— Объясняется просто — реалии
— В 1996 году вас назначили на должность главного казначея недавно созданного Управления Федерального казначейства по Тюменской области, да и само казначейство создано было тремя годами раньше. То есть вы попали в период становления и самого ведомства, и управления. Где черпали знания, ведь система была новая для страны?
— Это было очень интересное время! На первых порах все наше управление размещалось в трех небольших комнатах. Приходилось сидеть вдвоем за одним столом, так как рабочих мест не хватало. Нормативных актов тоже не было, не говоря уже о Бюджетном кодексе. На всю систему было два инструктивных письма: одно по доходам, второе по расходам, — по ним работали и учились. Но главными учителями того времени были казначеи из других субъектов, где управления были созданы раньше. Все казначеи были целеустремленными и дружными! Вот эти дружба, взаимовыручка помогали создать казначейскую систему.
—
— Сложно, но, повторюсь, интересно. В то время и инструменты были другие: казначейские облигации, казначейские налоговые освобождения, зачеты. Когда я перешла работать в Главное управление казначейства, увидела, как люди неделями сидели в минфиновских коридорах, пытаясь оформить «суррогатное финансирование».
Но, несмотря на неразбериху вокруг, уже тогда создавалось правовое регулирование казначейского исполнения бюджетов, определялись единые термины и понятия, казначейская система «заговорила на одном языке». Происходила ревизия законодательства, в том числе по разграничению полномочий и расходных обязательств. А когда в 1998 году был принят Бюджетный кодекс, то появились нормы о кассовом обслуживании исполнения бюджетов, о полномочиях казначейства — «кассира» бюджетов бюджетной системы РФ.
— Переход в Главное управление Федерального казначейства Минфина России еще один вираж на вашем пути. Не страшно было покидать родную область и обустраиваться в столице, в главном финансовом ведомстве страны?
— Переезд семьи в Москву был также же обусловлен временем. Летный отряд, где работал муж, ликвидировали. Компания «Аэрофлот», куда мог устроиться на работу муж, сконцентрировалась в Москве. Пришлось переезжать. Конечно, отрывались тяжело.
В то время кадрами в управлении казначейства занимался Сергей Петрович Дюков. Я обратилась к нему. В первую же встречу он мне сказал: «Мы своих не бросаем». Вот так произошел мой переход в Главное управление казначейства. Помню, прилетела в Москву вечерним рейсом, а на следующее утро уже вышла на работу. Как ни странно, новичком себя не почувствовала, большинство вопросов было знакомо, выручала практика работы в УФК. Ну и, конечно же, помогали коллеги, которые были рядом со мной, и в первую очередь заместитель руководителя Федерального казначейства Валентина Григорьевна Зуева, она до сих пор остается для меня ориентиром в отношении к работе, к людям.
— В 2008 году вы перешли работать в Департамент бюджетной методологии. Почему методолог победил казначея?
— Собственно, никакого сражения не было, ведь в казначействе я тоже занималась методологией. С приходом в Главное управление Федерального казначейства Татьяны Геннадьевны Нестеренко началась системная нормативная работа. Разрабатывали приказы Минфина России, Федерального казначейства, постановления Правительства РФ, потом работали над поправками в Бюджетный кодекс. Я с головой окунулась в эту работу. И когда Татьяна Геннадьевна перешла работать в Минфин России, я перешла вместе с ней и продолжила заниматься методологией.
— Методолог — это тот человек, который разрабатывает новые механизмы, подходы и невольно находится в зоне риска. Ведь новый механизм, хорошо работающий на бумаге, на практике может быть недейственным. Были ли у вас случаи, когда приходилось признаваться в том, что над чем-то недоработали, не додумали?
— Как говорила Валентина Ивановна Малышева, заместитель руководителя ФК: методолога всегда будут критиковать, потому что он несет перемены, а нормальный человек невольно страшится любых изменений, поэтому критика новых нормативных правовых актов естественна. Невозможно на стадии проекта акта предусмотреть все нюансы его реализации, и в этой связи, как правило, после первого года внедрения нового механизма всегда идут его корректировки. Другое дело, что результаты внедрения оказываются не всегда теми, которые планировались, но ни за один акт мне не стыдно, потому что они все были нацелены на изменение к лучшему, сейчас бы сказали, на клиентоцентичность.
Например, до 2018 года для обеспечения базовых мер по исполнению закона о бюджете каждый год принималось новое постановление. Учитывая, что этот акт по сроку мог быть утвержден только после принятия Закона о бюджете, каждый раз в начале года возникала ситуация неурегулированности важных норм, особенно, если в наступившем году изменялось законодательство. Чтобы исключить непредсказуемость правового регулирования, в 2017 году Минфин России (наш департамент) подготовил проект, на основании которого Правительство РФ утвердило постоянно действующее положение, содержащее основные основополагающие нормы по реализации Федерального закона о федеральном бюджете (постановление № 1496), а ежегодные постановления теперь принимаются только для урегулирования особенностей очередного финансового года.
— Татьяна Васильевна, вы участвовали во многих масштабных проектах по реформированию бюджетной сферы. Однако какой из всех для вас стал самым запоминающимся?
— Каждый проект, разработанный департаментом, — это кусок жизни, и не только для меня как директора, но и для всего коллектива. Однако если говорить об актах, то в первую очередь, конечно, нужно назвать Федеральный закон № 83‑ФЗ, настолько масштабны были введенные им изменения в организации оказания государственных услуг. Его нормы повлияли на деятельность органов власти всех уровней, государственных и муниципальных учреждений, на потребителей услуг. Это была маленькая «революция»: устанавливалась прямая зависимость финансирования учреждения от результатов его деятельности, прозрачность расчетов объема субсидии на выполнение государственного задания на основе единых базовых нормативов на одноименные услуги, были введены типы учреждений, в зависимости от которых определялись границы финансово-хозяйственной свободы учреждения. Главной задачей всей реорганизации Правительство РФ поставило повышение качества и доступности государственных услуг.
— Летом на всероссийском финансово-экономическом семинаре в НИФИ Михаил Михайлович Котюков, заместитель министра финансов, заявил о необходимости ревизии результатов реализации Закона № 83‑ФЗ? Что, на ваш взгляд, пошло не так в этой реформе?
— Со дня принятия закона прошло более 10 лет, поэтому пришло время проанализировать результаты его внедрения и получить ответы на вопросы: все ли поставленные задачи достигнуты? Почувствовало ли население повышение качества услуг? Получили ли бюджетные и автономные учреждения обещанную финансовую независимость, в том числе по распоряжению имуществом? Насколько оптимальна действующая сеть учреждений?
Для того чтобы ответить на поставленные вопросы и определить новые задачи бюджетной реформы, в правительстве создана межведомственная группа, движущей силой которой является рабочая группа, созданная в Минфине России. Но эта работа не зачеркивает те результаты, которые были достигнуты за прошедшие годы, а продолжает реформу оказания услуг, в том числе путем введения конкурентных способов определения исполнителя услуги.
— В недрах вашего департамента рождаются тысячи самых разных нормативных правовых актов. В течение дня вам приходится читать, править, писать и так далее все новые и новые документы. Когда уже не можете четко воспринимать информацию, что предпринимаете для перезагрузки?
— Для меня перезагрузка — сон, но и на него приходится не более четырех часов. Ну и, разумеется, любая творческая составляющая нашей деятельности сама по себе увеличивает работоспособность. Иногда так увлечешься новым документом, что усталость чувствуешь, когда на часах в кабинете больше 21 часа.
— Татьяна Васильевна, продолжите, пожалуйста, фразу: «Минфин России для меня — это...»
— Минфин России для меня — это самая интересная и любимая работа, самый классный коллектив, самые профессиональные руководители, самая надежная верная команда.
— А что важнее работы для вас?
— Конечно, близкие люди: любимые муж, сыновья, внуки, сестры, племянники, крестники. У нас большая семья, и это здорово! Очень греет мысль, что у меня есть мои подруги юности, что не растерялись с ними по жизни.
— Когда-то ваша работа была связана с миром книг. Наверняка вы много читали. А сейчас, кроме документов на работе, удается еще что-то читать? Отслеживаете новинки?
— Раньше не представляла жизни без чтения. Сейчас, конечно, не хватает времени, читаю только легкое чтиво и исключительно в самолете. Но моя подруга Наталья (вместе заканчивали библиотечный институт) все время подкидывает задания: прочитать очередную новинку из серии «серьезной» литературы. Одна из них — «Вечная мерзлота» Виктора Ремизова — сейчас лежит на столе приличным кирпичом. С весны прочитано не более 30 страниц. Наверное, если бы смогла одолеть больше, то уже не оторвалась бы, но как-то не получилось пройти критическую массу. Надеюсь, книга еще дождется своего часа...
— У вас есть любимое произведение, которое вдохновляло вас и в юности, и сейчас?
— По-прежнему остаются любимыми Булгаков, «Мастер и Маргарита», и Маркес, «100 лет одиночества».
Подготовила О. В. ИЗУТОВА