Версия для печати 534 Материалы по теме
Об основных результатах деятельности Министерства финансов Чеченской Республики в 2018–2022 годах

В статье представлены основные результаты деятельности Министерства финансов Чеченской Республики в 2018–2022 годах в части повышения качества управления региональными финансами, совершенствования бюджетного процесса и межбюджетных отношений с муниципальными образованиями республики.

Султан Хумаидович Тагаев, заместитель председателя Правительства Чеченской Республики — министр финансов

Повышение качества управления региональными финансами

Основные результаты:

1 Инициировано внесение изменений в законодательство Российской Федерации по приостановлению в 2020, 2021 годах действия норм отдельных федеральных законов в части возврата привлеченных остатков средств бюджетных (автономных) учреждений на казначейские счета, с которых они были ранее перечислены, при завершении текущего финансового года (федеральные законы от 15 октября 2020 года № 327‑ФЗ, от 29 ноября 2021 года № 384‑ФЗ). (Позволило обеспечить дополнительный источник финансирования первоочередных расходных обязательств субъектов РФ в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции.)

2 Инициировано внесение изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, направленных на обеспечение учета прогнозируемой динамики численности населения регионов при распределении указанных дотаций (постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 года № 1903 «О внесении изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации»). (Позволило сократить дифференциацию субъектов РФ по уровню бюджетной обеспеченности.)

3 Инициирован, находится в стадии проработки вопрос о внесении изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в части смягчения ограничений на прирост дотации в очередном финансовом году к уровню предыдущего года. (Позволит дополнительно сократить дифференциацию субъектов РФ по уровню бюджетной обеспеченности.)

4 Инициирован, находится в стадии проработки вопрос о внесении изменений в методику распределения дотации бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели в части учета при распределении дотации прогнозируемой на очередной финансовый год численности потребителей государственных и муниципальных услуг. (Позволит обеспечить объективный подход к распределению дотаций с учетом прогнозируемой динамики численности потребителей государственных и муниципальных услуг.)

5 Обеспечено внесение изменений в формы федерального статистического наблюдения в части дополнения их показателями численности работников списочного состава на конец отчетного периода и численности работников, размер заработной платы которых соответствует МРОТ. (Позволяет повысить точность планирования потребности в средствах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на содержание новой сети (доукомплектование) государственных (муниципальных) учреждений и доведение уровня оплаты труда до МРОТ.)

Совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений

Основные результаты:

1 Установлены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов региона и налоговые преференции по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, в виде дифференцированных в зависимости от численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства налоговых ставок. (Позволило создать дополнительные стимулы для повышения деловой активности и значительно увеличить поступления в консолидированный бюджет Чеченской Республики от уплаты указанного налога.)

2 Установлены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов региона от транспортного налога. (Позволяет обеспечить дополнительный источник формирования муниципальных дорожных фондов и повышение заинтересованности органов местного самоуправления в мобилизации транспортного налога).

3 Установлены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов региона от отдельных видов неналоговых доходов, подлежащих зачислению в республиканский бюджет. (Стимулирует муниципальные образования к расширению доходной базы по соответствующим неналоговым доходам местных бюджетов, позволяет повысить финансовую самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения.)

4 В результате реализации налоговой политики в 2018–2021 годах обеспечено увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики по итогам 2021 года на 7739,5 миллиона рублей, или на 50,9% к уровню 2017 года.

5 Проведена реструктуризация долговых обязательств по бюджетным кредитам из федерального бюджета. (Позволило значительно сократить уровень долговой нагрузки на республиканский бюджет.)

6 Организована и проведена работа по урегулированию обязательств Чеченской Республики по государственной гарантии региона по обязательствам НАО ИСТ «Казбек», в результате чего государственный долг Чеченской Республики сокращен на 700 миллионов рублей.

7 Внедрен и используется механизм предоставления субсидий («отрицательных трансфертов») из местных бюджетов республиканскому бюджету. (Позволяет повысить эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет перераспределения части средств наиболее обеспеченных муниципальных образований в пользу наименее обеспеченных муниципальных образований региона.)

8 Разработана нормативно-правовая база, внедрена практика ежегодного предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в форме дотаций на стимулирование достижения наилучших результатов по увеличению налогового потенциала муниципальных образований региона. (Позволяет повысить заинтересованность органов местного самоуправления в наращивании экономического и налогового потенциала муниципальных образований.)

Успешная реализация налоговой политики в 2018–2021 годах обеспечила увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики по итогам 2021 года на 7739,5 млн руб., или на 50,9% к уровню 2017 года

9 Внедрены и широко используются механизмы ограничения доведения лимитов бюджетных обязательств (в процентном отношении от утвержденных бюджетных ассигнований) до главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, а также ограничения контрактации доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом исполнения бюджета по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета. (Сокращает риски принятия бюджетных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.)

10 Внедрена практика доведения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств республиканского бюджета при соблюдении условий, установленных законом. А именно: лимиты бюджетных обязательств по расходам республиканского бюджета, по которым требуется утверждение или внесение изменений в порядок (правила) предоставления (распределения) субсидий юридическим лицам, утверждение распределения субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, местным бюджетам, а также утверждение пообъектного распределения бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Чеченской Республики доводятся до главных распорядителей средств республиканского бюджета только после утверждения или внесения изменений в соответствующие порядки (правила) предоставления (распределения) средств, утверждения распределения субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, местным бюджетам, а также утверждения пообъектного распределения бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Чеченской Республики. (Позволяет обеспечить соблюдение требований бюджетного законодательства, устранить имеющиеся пробелы в правовом регулировании предоставления отдельных средств из республиканского бюджета.)

11 Разработана нормативно-правовая база, реализуется ряд мер, направленных на повышение эффективности управления муниципальным долгом муниципальных образований региона. А именно реструктуризация задолженности муниципальных образований по бюджетным кредитам из республиканского бюджета, возможность частичного списания задолженности по бюджетным кредитам в случае направления высвобождаемых средств от реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам на реализацию приоритетных проектов.

12 Разработана нормативно-правовая база, внедрены и широко используются механизмы управления ликвидностью счета республиканского бюджета, предусматривающие ежедневное привлечение временно свободного остатка средств бюджетных и автономных учреждений Чеченской Республики, средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств республиканского бюджета, а также средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета. Объем привлеченных средств в отдельные периоды достигает 2,8 миллиарда рублей. (Позволяет обеспечить покрытие временных кассовых разрывов в ходе исполнения бюджета, своевременность финансирования первоочередных расходов бюджета, повысить эффективность использования финансовых ресурсов Чеченской Республики, а также увеличить объем доходов республиканского бюджета от размещения временно свободных остатков бюджетных средств.)

13 Разработана нормативно-правовая база, внедрены и широко используются механизмы предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из республиканского бюджета местным бюджетам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты. (Позволяет осуществлять эффективный текущий контроль за использованием целевых межбюджетных трансфертов муниципальными образованиями, минимизировать остатки целевых средств республиканского бюджета на счетах местных бюджетов за счет предоставления целевых средств «под фактическую потребность», повысить потенциал операций по управлению ликвидностью счета республиканского бюджета и эффективность использования финансовых ресурсов региона.)

14 Реализован комплекс мероприятий по повышению уровня открытости бюджетных данных Чеченской Республики. По результатам оценки уровня открытости бюджетных данных республика в 2020 году впервые включена в группу регионов с максимальным уровнем открытости бюджетных данных по разделу «Первоначальный бюджет».

15 Обеспечен перевод счетов автономных учреждений региона на обслуживание в УФК по Чеченской Республике с закрытием открытых им ранее в кредитных организациях (филиалах) банковских счетов. (Позволяет обеспечить экономию бюджетных средств, направляемых на оплату услуг кредитных организаций по расчетно-кассовому обслуживанию, а также значительно увеличить потенциал операций по управлению ликвидностью счета республиканского бюджета за счет привлечения остатков средств автономных учреждений региона.)

16 Разработана нормативно-правовая база, внедрены и реализуются механизмы инициативного бюджетирования, предусматривающие ежегодное предоставление на конкурсной основе субсидий муниципальным образованиям региона на реализацию инициативных проектов. (Позволяет расширить участие населения в определении приоритетов планирования и расходования бюджетных средств, повысить заинтересованность жителей муниципальных образований в решении вопросов местного значения посредством их участия в реализации инициативных проектов, а также эффективность использования бюджетных средств за счет осуществления общественного контроля со стороны жителей за реализацией инициативных проектов.)

17 Внедрен электронный документооборот между Министерством финансов Чеченской Республики и главными распорядителями средств республиканского бюджета в рамках исполнения республиканского бюджета. (Позволило исключить документооборот на бумажных носителях при ведении сводной бюджетной росписи и кассового плана исполнения республиканского бюджета, повысить оперативность и прозрачность проведения процедур в рамках исполнения бюджета, оптимизировать временные и трудовые затраты на их проведение.)

18 Реализован переход к единой технологической платформе планирования и исполнения местных бюджетов на основе облачных технологий. (Позволяет обеспечить единое информационное пространство планирования и исполнения местных бюджетов, обеспечить в режиме реального времени текущий контроль за соблюдением бюджетного законодательства при исполнении местных бюджетов, оперативный мониторинг хода исполнения местных бюджетов. Также механизм позволил обеспечить экономию средств местных бюджетов за счет сокращения затрат на техническое сопровождение информационных систем исполнения местных бюджетов и экономии расходов на закупку и поддержание в рабочем состоянии серверного оборудования, обслуживание серверных помещений. Значительно повысилась оперативность представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и сократились трудозатраты на свод и консолидацию указанной отчетности за счет внедрения электронного документооборота. Созданы предпосылки для формирования полноценного регионального «Электронного бюджета».)

19 Инициирован, находится на стадии реализации проект по созданию с использованием облачных технологий единой информационной базы для учета объектов налогообложения имущественными налогами, ведения реестра муниципального имущества, администрирования доходов местных бюджетов от использования муниципального имущества. (Позволит увеличить доходную базу муниципальных образований региона по имущественным налогам, повысить эффективность использования муниципального имущества и сократить затраты на администрирование доходов местных бюджетов от использования муниципального имущества.)

20 Внедряются элементы казначейского сопровождения отдельных средств, предоставляемых из республиканского бюджета. (Позволяет повысить эффективность и результативность использования бюджетных средств.)

21 Разработаны и реализованы новые подходы к применению бюджетной классификации при исполнении бюджета по расходам. (Позволило значительно оптимизировать и упростить процедуры получения и анализа информации о расходах на содержание органов государственной власти и государственных учреждений региона.)

В совокупности указанные меры в условиях жестких бюджетных ограничений и высокого уровня дефицита республиканского бюджета позволили обеспечить в 2018–2021 годах, а также в истекшем периоде 2022 года безусловное исполнение социальных обязательств, полное и своевременное освоение выделенных из федерального бюджета целевых средств. Созданы условия для достижения установленных для Чеченской Республики целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также обеспечен надлежащий уровень качества управления региональными финансами (по оценке Минфина России).

Поделиться