Версия для печати 472 Материалы по теме
Актуальное о казначейском сопровождении целевых средств

При анализе ключевых радикальных изменений в сфере управления общественными финансами необходимо отметить актуальность механизма казначейского сопровождения бюджетных средств. Как УФК по Республике Башкортостан применяет этот инструмент, а также механизм бюджетного мониторинга на практике, рассказано в статье.

Светлана Ревмеровна Марварова, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан

На уровне бюджета субъекта и бюджетов муниципальных образований в УФК по Республике Башкортостан (далее — Управление) открыто более 190 лицевых счетов с кодом «71». В 2022 году значительно расширился перечень целевых средств, которые подлежат казначейскому сопровождению. Так, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 декабря 2021 года № 390‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в текущем году казначейскому сопровождению в том числе подлежат:

  • расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, по контрактам (договорам), заключаемым республиканскими и муниципальными бюджетными и автономными учреждениями на сумму 100 миллионов рублей и более;
  • бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса, субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), предоставляемые из бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
  • расчеты по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 600 тысяч исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения вышеназванных государственных (муниципальных) контрактов, (контрактов, договоров), соглашений, концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 мая 2022 года № 146‑ФЗ);
  • все расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, а также по контрактам, договорам, заключаемым исполнителями и соисполнителями, источником финансового обеспечения которых являются инфраструктурные бюджетные кредиты.

С 2022 года основы казначейского сопровождения бюджетных средств закреплены в Бюджетном кодексе

К сожалению, в отношении средств, предоставленных из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта по поддержке сельхозтоваропроизводителей, казначейское сопровождение в текущем году не предусмотрено.

Эффективность механизма

Управление продолжает работу по казначейскому сопровождению ранее предоставленных указанных средств на 59 лицевых счетах. При проведении платежей имелись случаи, когда в подтверждающих документах наименование приобретаемого оборудования, сельхозтехники не соответствовало указанному в утвержденном госзаказчиком плане расходов. То есть денежные средства предполагалось направить на цели, не соответствующие указанным в заключенных договорах (соглашениях). Такие платежи Управление отклоняло. В дальнейшем они проводились только в случае внесения изменений в договоры и планы расходов. Можем сказать, что казначейское сопровождение данных средств является эффективным механизмом: выделяемые из федерального бюджета средства контролировались, а не уходили на счета, открытые в кредитных учреждениях.

Сопровождение инфраструктурных кредитов

Новый механизм развития регионов — это инфраструктурные бюджетные кредиты. В своем Послании Федеральному собранию 21 апреля 2021 года Президент РФ В. В. Путин, анонсируя предлагаемый инструмент, отметил, что предоставляться эти средства будут под полным государственным финансовым контролем Федерального казначейства. В соответствии с приказом Федерального казначейства от 10 января 2022 года № 1 «Об утверждении Временного порядка организации работы при осуществлении Федеральным казначейством государственного финансового контроля за использованием бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов» в Управлении создан инфраструктурный бюджетный комитет. Его деятельность будет направлена на ведение мониторинга реализации инфраструктурных проектов и контроль за бюджетными кредитами. Сведения о результатах санкционирования операций, связанных с реализацией инфраструктурных проектов, результаты казначейского сопровождения будут являться источниками информации для осуществления контроля.

Новое в законодательстве

Правительство РФ для упрощения и ускорения расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товаров, работ, услуг вносит изменения в действующее законодательство. 29 марта 2022 года принято постановление Правительства РФ № 505, которое приостановило действие отдельных положений некоторых актов Правительства РФ и установило положения о включении в контракты (договоры) условий об авансовых платежах. Федеральным законом от 28 мая 2022 года № 146‑ФЗ установлена возможность перечисления средств на расчетный счет за поставку товаров, строительных материалов, выполнение строительных работ (услуг) без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

В 2022 году Республике Башкортостан утвержден бюджетный кредит в сумме более 14 миллиардов рублей на срок до 2037 года на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. В рамках реализации инфраструктурных проектов за счет бюджетного кредита Управление довело до финансового органа Республики Башкортостан, главных распорядителей бюджетных средств, государственных (муниципальных) заказчиков требования нормативных правовых актов, в том числе по оформлению платежных и обосновывающих документов.

Бюджетный мониторинг

В текущем году территориальные органы Федерального казначейства осуществляют бюджетный мониторинг. Данная работа в Управлении и в ряде других территориальных органов Федерального казначейства уже велась ранее, в рамках пилотного проекта, в отношении средств по поддержке сельхозтоваропроизводителей. В Республике Башкортостан были выявлены следующие признаки нарушений:

  • несоответствие количества фактически поставленного товара информации, отраженной в документах-основаниях;
  • несоответствие наименования приобретаемого оборудования, сельхозтехники фактически приобретаемым товарам.

В результате бюджетного мониторинга в бюджет возвращено около 70 миллионов рублей. Как отметил руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин при рассмотрении итогов пилотного проекта, территориальные органы апробировали подходы и практические приемы бюджетного мониторинга, отработали механизм межведомственного и информационного взаимодействия Федерального казначейства, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы. В результате успешного завершения пилота в Бюджетный кодекс включена статья 242.13-1 «Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей», а также приняты нормативные правовые акты, регулирующие осуществление бюджетного мониторинга при открытии лицевых счетов и проведении на них операций.

Следует отметить, что бюджетный мониторинг Управление ведет также и в отношении региональных участников казначейского сопровождения. Для обеспечения должной организации мониторинга сделано следующее:

  • разработан и утвержден порядок взаимодействия при обмене документами с финансовыми органами, который в том числе определяет сроки направления информации;
  • предоставлены полномочия финансовому органу Республики Башкортостан для получения и отправки произвольных документов (информационных сообщений) в «Электронном бюджете».
Поделиться