УФК по Алтайскому краю с 1 января 2022 года на основании поступивших обращений от Правительства Алтайского края и всех 708 администраций муниципальных образований осуществляет отдельные функции финансовых органов, связанные с исполнением краевого и местных бюджетов.
Валентина Михайловна Костина, руководитель Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
Максим Викторович Прокин, начальник отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
С 1 января 2022 года вступившие в силу новые положения бюджетного законодательства РФ изменили схему взаимодействия Федерального казначейства с финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований. В случае обращения высшего исполнительного органа государственной власти региона (местной администрации) Федеральное казначейство осуществляет отдельные функции финансового органа субъекта РФ (муниципального образования), предусмотренные статьей 220.2 БК РФ.
Порядок направления обращений о передаче отдельных функций финансовых органов в Федеральное казначейство утвержден приказом Министерства финансов РФ от 31 марта 2020 года № 50н. УФК по Алтайскому краю (далее — Управление) с 1 января 2022 года на основании поступивших обращений от Правительства Алтайского края и всех 708 администраций муниципальных образований осуществляет отдельные функции финансовых органов, связанные с исполнением краевого и местных бюджетов. Ранее заключенные соглашения о передаче Управлению отдельных функций по исполнению бюджетов прекратили свое действие 1 января 2022 года.
Предпосылки передачи полномочий
В начале 1990-х годов появилась объективная необходимость контроля за осуществлением функций по исполнению бюджетов. Государством одной из основных целей экономической политики на тот период был установлен полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов органами Федерального казначейства.
Алтайский край вошел в число 37 субъектов РФ, передавших все функции финансового органа по исполнению бюджетов в органы Федерального казначейства
Алтайский край к 2000 году входил в число высокодотационных регионов. Статьей 37 Федерального закона № 36‑ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» был определен перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов не только высокодотационных субъектов РФ, но и тех, кто систематически не обеспечивал своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетной сферы. Администрация Алтайского края в феврале 2000 года приняла решение о переводе на казначейскую систему исполнение краевого бюджета.
В период с 2000 по 2002 год аналогичные решения были приняты администрациями городов и районов края. Управление осуществляло кассовое обслуживание исполнения краевого бюджета, бюджетов 11 городов, 60 районов, бюджета ЗАТО «Сибирский», а в связи со вступлением в силу с 1 января 2006 года Федерального закона № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — и 725 бюджетов сельских поселений Алтайского края.
Перевод на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства позволил:
- сократить задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы. На 1 января 2000 года задолженность составляла 77 миллионов рублей, по состоянию на 1 января 2008 года задолженность была погашена;
- остановить рост кредиторской задолженности;
- сократить сроки прохождения бюджетных платежей (исчезли дни банковского «пробега» между счетами соответствующих бюджетов и бюджетополучателями);
- на постоянной основе получать оперативную информацию для принятия управленческих решений;
- обеспечить прозрачность исполнения бюджета.
Высшим органом исполнительной власти края и администрациями муниципальных образований была дана высокая оценка механизму кассового обслуживания исполнения бюджетов, что, безусловно, положительно сказалось на решении вопроса по передаче с 1 января 2022 года отдельных функций финансового органа Управлению.
Подготовительные мероприятия
С целью упорядочения действий финансовых органов муниципальных образований и территориальных отделов Управления главы администраций муниципалитетов и территориальные отделы Управления до апреля 2021 года подписали планы мероприятий — дорожные карты, которые в том числе включали в себя:
- проведение совещаний-семинаров, разъяснительной работы территориальных отделов Управления с финансовыми органами муниципальных образований;
- направление методических материалов, образцов заполнения сведений о бюджетных и денежных обязательствах, распоряжений о совершении казначейских платежей;
- проверку, настройку и доработку функционала прикладного программного обеспечения.
Пилотный бюджет
Перед Управлением и финансовыми органами края стояла одна из главных задач — в максимально короткие сроки адаптировать финансовую и казначейскую системы к новым механизмам. Именно для этих целей был определен пилотный бюджет — город Барнаул и с 1 июля 2021 года в течение полугода отрабатывались механизмы по учету денежных обязательств получателей средств бюджета города Барнаула.
Понимая, что переход на новые механизмы будет непростым, территориальным отделам была предоставлена возможность на реальных документах получателей средств бюджета города Барнаула изучить технологические процедуры осуществления постановки на учет бюджетных и денежных обязательств, оформления сведений о БО и ДО.
В результате проведенных мероприятий с первого рабочего дня 2022 года все территориальные отделы Управления, 708 муниципальных образований приступили к работе и обеспечили своевременное доведение лимитов бюджетных обязательств, постановку на учет бюджетных и денежных обязательств, осуществление кассовых выплат.
По новым правилам
Приказ Минфина
1 января 2022 года вступили в силу изменения в приказ Минфина России № 50н. Из шести функций, которые могут быть переданы органам ФК, только одна не носит императивный характер — функция, связанная с открытием и ведением лицевых счетов для учета операций со средствами участников казначейского сопровождения.
С целью исключения рисков неравномерного исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края в течение года и достижения 100% контрактации с первых дней 2022 года Управление ведет:
- мониторинг доведения лимитов бюджетных обязательств, постановки на учет сведений о бюджетных и денежных обязательствах получателей средств муниципальных образований;
- мониторинг количества не принятых к исполнению документов получателей средств муниципальных образований.
Но, как и все новое, отработка технологий требует времени. Процент не принятых к исполнению документов получателей средств местных бюджетов в январе 2022 года достигал 43% (рисунок). На 1 сентября наблюдается снижение этого показателя до 14%. Отмечается, что в 12 районах доля возвратов не превышает 5%.
Конечно, на это есть объективные причины. Прежде всего это стремительная текучка бухгалтерских кадров муниципальных образований. Кроме того, для получателей бюджетных средств сведения о бюджетных и денежных обязательствах являются новыми документами, а порядок их заполнения по разным документам-основаниям отличается. Однако результаты совместной работы с финансовыми органами муниципальных образований не заставили себя ждать, и после ряда проведенных совещаний наблюдается снижение количества не принятых к исполнению документов.
Преимущества
Очевидными преимуществами казначейского обслуживания исполнения бюджетов являются:
- минимизация бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов;
- отсутствие необоснованной кредиторской задолженности;
- наличие актуальной информации об операциях по исполнению бюджета для своевременного принятия управленческих решений.