Ольга Анатольевна Унщикова, руководитель финансового отдела Администрации Грачевского района Оренбургской области, рассказала о текущем исполнении местного бюджета, проблемах формирования его доходной части. Также в материале освещены вопросы модернизации системы образования за счет привлечения дополнительных источников финансирования, рассказано о достижениях в сфере открытости бюджетных данных в проектах бюджета для граждан.
Текущее исполнение бюджета
По состоянию на 1 сентября 2022 года исполнение бюджета муниципального района по доходам составило 351,7 миллиона рублей, или 107,3% к аналогичному периоду прошлого года. Плановые показатели местного бюджета за восемь месяцев достигнуты практически по всем доходным источникам.
Доходным источником, регулярно пополняющим с положительной динамикой районный бюджет и бюджеты поселений, являются налоги на совокупный доход. Расширение применения УСН за счет повышения пороговых значений доходов (со 150 до 200 миллионов рублей) и занятости (со 100 работников до 130) способствовало увеличению поступлений в районный бюджет, которые в 2021 году составили 11,1 миллиона рублей, за восемь месяцев 2022 года — 7,8 миллиона. Расширение применения патентной системы налогообложения на отдельные виды предпринимательской деятельности, где ранее применялся режим ЕНВД, позволило пополнить районный бюджет в 2021 году на 0,8 миллиона рублей, в первом полугодии 2022 года — на 0,7 миллиона. Единый сельскохозяйственный налог благодаря увеличению облагаемой базы увеличил доходную часть бюджета района и поселений в 2021 году в целом на 39,7 миллиона рублей, за восемь месяцев 2022 года — на 27,3 миллиона.
Проблемы формирования доходов
В целом исполнение консолидированного бюджета Грачевского района будет обеспечено в пределах утвержденного бюджетного плана на 2022 год.
Вместе с тем в части формирования доходов бюджетов муниципальных образований есть системные проблемы. Назову две основные.
1 Недостаточный объем налога на доходы для эффективной деятельности и исполнения расходных обязательств бюджета. Бюджетообразующим налогом районного бюджета является НДФЛ, удельный вес которого в общем объеме налоговых и неналоговых доходов Грачевского района представлен на рисунке 1.
Динамика поступлений от НДФЛ в 2022 году характеризуется спадом ввиду того, что в 2021 году были поступления по повышенной ставке НДФЛ в размере 15%, которая действует в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период. Сумма составила 6,3 миллиона рублей, но эти платежи носили единовременный характер.
Кроме того, на снижение поступлений налога повлияло сокращение облагаемого фонда оплаты труда в результате сокращения среднесписочной численности работников по основным плательщикам. Многие хозяйствующие субъекты в текущем году не повышали своим сотрудникам заработную плату. В результате сумма поступлений в районный бюджет может снизиться до
2 Неполноценное обеспечение бюджетов поселений местными налогами. Основным доходным источником бюджетов поселений является земельный налог, но после внесения изменений в Земельный кодекс большинство плательщиков начали реализовывать свое право на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков. В результате большинство бюджетов поселений понесли налоговые потери от 0,3 до 2 миллионов рублей (рисунок 2), что в значительной степени затруднило исполнение расходных обязательств бюджетов поселений.
Бюджет и образование
Бюджет Грачевского района был и остается социально ориентированным. До 70% расходов идут на социально-культурную сферу, около 56% общего объема расходов направляется на нужды образования.
Образовательная сфера Грачевского района является стабильно развивающейся системой. Она включает в себя 22 образовательные организации разных типов, видов и подведомственности: 13 школ, шесть детских садов, восемь дошкольных групп при школах, три учреждения дополнительного образования (Детско-юношеская спортивная школа, Центр развития творчества детей и юношества, Детская школа искусств).
Сегодня основную роль в развитии образования играет национальный проект «Образование». В 2022 году Грачевский район продолжает активно участвовать в реализации региональных проектов, мероприятия которых направлены на решение стратегической задачи по вхождению России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.
Так, в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» отремонтирован спортивный зал Новоникольской средней школы, для него закуплено оборудование и спортинвентарь. С 2019 года по нацпроекту «Образование» в Грачевском районе капитально отремонтировали и обновили материально-техническую базу четырех спортивных залов. На эти цели направлено около 10 миллионов рублей.
Кроме того, в рамках регионального проекта «Современная школа» Грачевский район продолжил создавать центры образования «Точка роста». В первых открывавшихся «Точках роста» акцент делался больше на цифровую и гуманитарную компетентность, в том числе на предметы «Технология», «Информатика», «ОБЖ». С 2021 года концепция мероприятия по созданию центров образования «Точка роста» изменилась. Теперь они обеспечивают внедрение новых образовательных технологий и методов обучения по основным и дополнительным общеобразовательным программам естественно-научной и технологической направленностей. В сентябре 2022 года центры образования «Точка роста» нового профиля открылись в трех школах района. Здесь проходят уроки физики, химии и биологии. Всего в районе функционирует шесть центров «Точка роста». Они оснащены оборудованием по робототехнике, ноутбуками, принтерами, цифровыми лабораториями, квадракоптерами, конструкторами, шахматами. Безусловно, открытие центров «Точка роста» на базе школ дает педагогам импульс для профессионального роста, а ребятам — возможность осваивать новые технологии, используя современное оборудование.
По программе «Модернизация школьных систем образования» в текущем году проведен капитальный ремонт в Александровской средней школе. Программа не ограничивается ремонтными работами, а подразумевает масштабное развитие школы: закупку оборудования, повышение квалификации учителей. Все это позволяет создать комфортную и современную образовательную среду. Общая стоимость модернизации школы превышает 12 миллионов рублей.
Дополнительное образование детей является важной составляющей единого образовательного пространства и представлено тремя организациями, где обучаются более 2,3 тысячи детей и подростков в возрасте от пяти до 18 лет. Охват детей в возрасте от пяти до 18 лет услугами дополнительного образования составляет 85%.
Действует 133 творческих объединения по различным направлениям деятельности. Два творческих объединения детей («Феерия» и «Разноцветная палитра») имеют звание «Образцовый детский коллектив Оренбургской области».
Важнейшее направление деятельности по укреплению здоровья подрастающего поколения — организация регулярных занятий спортом. Так, в 2021 году благодаря выделенной Правительством Оренбургской области дотации из областного бюджета в размере 4,3 миллиона рублей в районе установлена спортивная площадка для подготовки и приема нормативов ГТО. Модернизация инфраструктуры спорта поможет поднять заинтересованность подрастающего поколения в здоровом образе жизни, сформировать систему выявления и поддержки одаренных детей.
Ярким событием этого года стало поступление новых музыкальных инструментов и оборудования в рамках регионального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура» в Детскую школу искусств. На инструменты и оснащение из бюджетов всех уровней выделили 6,7 миллиона рублей, в том числе средства федерального бюджета — 5,4 миллиона, областного бюджета — 1,2 миллиона, местного бюджета — 0,1 миллиона рублей.
Все мероприятия, направленные на развитие системы образования района, реализуются в программном формате с применением механизмов проектного управления.
Просто о сложном
В настоящее время представление информации о бюджете в простой и понятной форме становится правилом. Сегодня недостаточно просто обеспечить открытость информации, важно представить ее таким образом, чтобы она была понятна гражданам, не имеющим профессиональной подготовки в области управления общественными финансами, и не требовала значительных временных затрат на поиск и анализ. Для раскрытия информации мы используем официальный сайт финансового отдела (fin-otdel.ru), где во вкладке «Бюджет для граждан» размещаем информацию о бюджете, его исполнении, отраслевом финансировании, реализации инициативных проектов.
Стараемся соответствовать тенденциям времени и представляем информацию в различных формах. Это:
- информационные панели (дашборт);
- интернет-брошюры, составленные по показателям проекта бюджета, решения о бюджете, исполнения бюджета, отраслевых бюджетов;
- аналитическая информация в графическом виде по показателям исполнения бюджета и реализации муниципальных программ.
Для вовлечения населения Грачевского района в бюджетный процесс также используется цифровой сервис «Интерактивный бюджет для граждан». Жители нашего района имеют возможность в доступной форме ознакомиться с информацией о бюджете, дать свои предложения по изменению параметров бюджета, выйти с бюджетными инициативами на будущий период.
С 2016 года финансовый отдел участвует в ежегодном региональном конкурсе проектов по представлению бюджета для граждан, обеспечивающем открытость и доступность информации об управлении общественными финансами. И на протяжении ряда лет мы являемся победителями в представленных номинациях. Этот год также не стал исключением. На конкурс от Грачевского района было представлено шесть конкурсных работ, из них от финансового органа — четыре работы. По итогу имеем три диплома I степени и три диплома III степени. То есть все конкурсные работы стали победителями, каждая в своей номинации. Активное участие в подготовке проекта «Бюджет для граждан» принимают муниципальные учреждения, представляя сведения о бюджете в сферах образования и культуры. Активным участником конкурса является МБУК «Централизованная библиотечная система» Грачевского района, ежегодно учреждение становится победителем по представленным проектам.