Версия для печати 423 Материалы по теме
Не опускать руки и двигаться вперед

Заместитель главы Администрации МО по финансово-экономическим вопросам — начальник Финансового управления Оренбургского района Оренбургской области Марина Викторовна Витова рассказала журналу «Бюджет» об особенностях исполнения районного бюджета этого года, уроках пандемии и способах оптимизации расходов.

— Марина Викторовна, как обстоят дела с доходной составляющей бюджета? Как отразилось на доходах и расходах введение экономических санкций?

— За восемь месяцев текущего года бюджет района исполнен на 64,7 процента. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то темп роста составил 6,3 процента. Основным доходным источником районного бюджета является налог, взимаемый в связи с применением УСН. Он обеспечивает половину наших налоговых поступлений. Собираемость налога достаточна высокая. За восемь месяцев в бюджет района поступило 337 миллионов рублей, что на 45 миллионов рублей больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Рост поступлений обусловлен применением повышенных ставок для налогоплательщиков, которые превысили по итогам отчетного (налогового) периода установленные ограничения по доходам и средней численности работников.

Второй по значимости доходный источник — НДФЛ. На 1 сентября текущего года в бюджет района поступило 206 миллионов рублей, что составляет 70 процентов плановых годовых назначений. Рост фонда оплаты труда на территории муниципального образования позволяет стабильно увеличивать объем поступлений по НДФЛ, несмотря на некоторое снижение норматива отчислений от данного налога в бюджет района.

При этом основной проблемой остается теневая занятость и зарплата в конвертах. Решается она комплексно: действует комиссия по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет района, а также рабочая группа по легализации заработной платы. Основными задачами этих объединений является адресная работа с работодателями по декларированию реально выплачиваемой зарплаты и мобилизация поступлений НДФЛ в бюджет района, взыскание задолженности по платежам за использование муниципального имущества и так далее. Суммарно в результате усилий комиссии и рабочей группы в бюджет района дополнительно поступило 11,5 миллиона рублей.

Кроме того, мы продолжаем совместную с налоговой инспекцией работу по привлечению к декларированию и налогообложению доходов физических лиц — собственников имущества, ранее не задействованного в процессе налогообложения. По результатам такой деятельности в бюджет района в 2022 году поступило 0,5 миллиона рублей.

Основной источник неналоговых поступлений — доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в пределах поселений Оренбургского района. На него приходится 40 процентов всех неналоговых доходов. За восемь месяцев текущего года поступило 45 миллионов рублей, или 44 процента от плановых годовых назначений. К сожалению, процент исполнения не так высок, и есть риск недополучения поступлений по данному доходному источнику по объективным причинам. Одна из них — снижение платежеспособности потенциальных покупателей. Кстати, отмечу, с каждым потенциальным покупателем мы работаем индивидуально, оказываем ему консультативную поддержку.

За истекший период финансового года нам удалось аккумулировать собственных (налоговых и неналоговых) доходов в сумме 649 миллионов рублей, что составляет 72 процента от годовых плановых назначений. Это, на наш взгляд, неплохой результат.

Что касается введения экономических санкций, могу сказать, что бюджет Оренбургского района уже почувствовал на себе их влияние. Но, несмотря на это, прогнозные показатели доходов и расходов пока остаются на том же уровне. Предприятия и субъекты МСП Оренбургского района осуществляют свою деятельность в обычном режиме. При исполнении бюджета Оренбургского района в условиях введения экономических санкций и роста цен на товары и услуги (в среднем на 12–20 процентов) в приоритете остаются финансирование первоочередных расходов и, безусловно, экономия бюджетных средств.

— Как вы считаете, есть ли у района неиспользованный доходный потенциал?

— Поиск дополнительных источников наполнения бюджета района — это еще одна задача, которая стоит перед нами. И мы ведем эту работу по нескольким направлениям.

Первое — это учет имущества. Мы должны иметь понимание того, какие объекты находятся на территории нашего района и кому они принадлежат. Полагаю, что резервы для увеличения прежде всего неналоговых доходов за счет полного и эффективного использования имущества, находящегося в распоряжении муниципалитета, у нас есть. В этом году мы ожидаем дополнительно получить порядка 5 миллионов рублей от реализации муниципального имущества.

В отношении работы с муниципальным имуществом серьезных проблем мы не видим — все объекты учтены. Иначе обстоит дело с теми объектами, которые в базах Росреестра числятся как ранее учтенные, но не имеющие определенных собственников — они выпадают из-под налогообложения. Мы активно включились в работу по выявлению потенциальных собственников ранее учтенных объектов. Она небезуспешна, а значит, у налогового органа будет возможность принять предоставленные нами данные к налоговому учету, тем самым пополнить бюджет района неналоговыми доходами.

Еще один источник неналоговых доходов, на который мы возлагаем надежды как на дополнительный, — плата за предоставление прав на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта. В настоящее время район проводит работу по актуализации и увеличению количества мест для размещения объектов. Результат, я надеюсь, не заставит себя ждать, и мы получим еще порядка 2 миллионов рублей дополнительных неналоговых доходов.

Второе направление — развитие социального партнерства. Оренбургский район более 10 лет тесно сотрудничает с ООО «Сервиснефтегаз». Ежегодно в бюджет района в рамках заключенного с этой компанией договора социально-экономического партнерства поступает по миллиону рублей. ООО «Газпром нефть-Оренбург» (учредитель — ПАО «Газпром нефть») ежегодно перечисляет в бюджет нашего района по 8,5 миллиона рублей. Кроме этого, безвозмездные поступления поступают в бюджет района и по отдельным договорам социально-экономического партнерства с ПАО «Газпром нефть». Дополнительные безвозмездные поступления позволяют нам проводить ремонты в школах, детских садах, учреждениях культуры, обновлять материально-техническую базу наших учреждений, финансировать социальные программы муниципального образования, приобретать автобусы для организации школьных перевозок и многое другое. Только за последние три года ПАО «Газпром нефть» безвозмездно перечислило в наш бюджет более 35 миллионов рублей.

Благодаря тесному сотрудничеству с Оренбургским областным союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) в бюджет района безвозмездно поступило 34,6 миллиона рублей. Это позволило своевременно завершить реализацию проекта по строительству школы на 264 места в поселке Пригородный. 5 миллионов рублей безвозмездных поступлений от ПАО «Акционерная нефтяная компания „Башнефть“» позволили нам заменить оконные блоки в трех школах района.

В текущем году в бюджет муниципалитета уже поступили дополнительные доходы в рамках заключенных договоров социально-экономического партнерства в сумме 10,2 миллиона рублей. Мы благодарны нашим партнерам за оказанную помощь, каждый рубль для нас очень важен.

Наши образовательные учреждения принимают участие в грантовых конкурсах, которые проводит наш постоянный партнер ООО «Газпромнефть-Оренбург». В 2020 году четыре школы Оренбургского района победили в грантовом конкурсе «Героев наших помним имена», заработав 130 тысяч рублей. В 2021 году две школы победили в грантовом конкурсе «Эврика», заработали 80 тысяч рублей, две школы — в конкурсе «Родные города», сумма гранта составила 708 тысяч рублей. А в 2022 году в конкурсе «Родные города» победителями стали уже три школы района, получив 825 тысяч рублей.

Дополнительные средства направлены в основном на обновление материально-технической базы школ (приобретены цветной принтер, МФУ и канцелярские товары для детей творческих объединений «Точка роста», закуплено оборудование для лабораторных исследований, наборы по легоконструированию и робототехнике, стеллажи в школьные библиотеки, стенды для музеев).

— Мы уже пережили сложный период 2020–2021 годов, когда значительно сократились поступления в бюджеты всех уровней. Какие уроки вы вынесли из этого периода и как сможете их использовать в настоящее время?

— 2020–2021 годы внесли серьезные изменения в нашу жизнь и стали проверкой на прочность для всех нас. На протяжении всех этих месяцев мы получали важный опыт принятия точечных, выверенных, но своевременных решений.

Оперативность реагирования на происходящие события, сдержанность в расходах, расстановка приоритетов для первоочередных расходов — первое, чему нас научила пандемия

Оперативность реагирования на происходящие события, сдержанность в расходах, расстановка приоритетов для первоочередных расходов — первое, чему нас научила пандемия. Второе — эффективное использование трудовых ресурсов: у нас кто-то был на больничном, часть работников ушла на удаленку, поэтому с меньшим трудовым ресурсом нам приходилось решать гораздо больший объем возникавших задач. Пандемия заставила нас быть гибче и оперативнее. Пожалуй, главный вывод — полагаться нужно только на свои силы, не опускать руки, а двигаться вперед.

В 2021 году нам удалось мобилизовать в бюджет Оренбургского района собственных доходов (налоговых и неналоговых) 808,6 миллиона рублей, что на 28,9 миллиона рублей, или на 3,7 процента, выше уровня 2020 года. Мы сумели сократить недоимку по сравнению с 2020 годом на 14,3 миллиона рублей. Цифры говорят сами за себя, но за этими цифрами стоят люди, благодаря слаженной работе которых нам удалось сохранить социальную стабильность и положительную динамику развития района, исполнив принятые обязательства в полном объеме.

— Как сейчас строится работа по оптимизации расходов?

— Оптимизация расходов — это одна из главных обязанностей любого финансиста.

В основе нашей бюджетной политики лежат два принципа — обеспечение сбалансированности и устойчивости районного бюджета. На сегодня приоритетной задачей, стоящей перед нами, финансистами, является сохранение устойчивости бюджета, что требует повышения эффективности расходования средств. Одной из мер оптимизации расходов является централизация бухгалтерского и бюджетного учета.

Не стану скрывать, что практически в каждой структуре у нас работал бухгалтер, и не один. В 2020 году мы наконец запустили процесс централизации бухгалтерского учета. При этом пошли не по самому простому пути, мы решили централизоваться с учетом изменений Бюджетного кодекса (статья 264.1), постановления Правительства РФ от 27 декабря 2019 года № 1890 по общим требованиям централизуемых полномочий и, конечно, с учетом введения новых федеральных стандартов бухгалтерского учета «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Что мы сделали?

Во-первых, при Финансовом управлении Администрации муниципального образования Оренбургский район создали казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета и отчетности». Во-вторых, было принято постановление главы муниципального образования Оренбургский район «О централизации бухгалтерского учета», которое разбило процесс централизации на три этапа.

Первый этап централизации начался 1 августа 2020 года, был централизован бухгалтерский и бюджетный учет восьми учреждений, в том числе Администрации МО Оренбургский район. Второй этап стартовал 1 января 2021 года — централизовали учет еще шести учреждений культуры и самого управления по культуре и молодежной политике. Третий этап реализовывали с 1 января 2022 года — централизовали учет еще порядка 80 учреждений в сфере образования.

На первых двух этапах централизация оказалась довольно непростой задачей, так как необходимо было не только осуществить сам процесс централизации (что само по себе масштабная задача), но и экономически обосновать передачу полномочий центру бухгалтерского учета. Благодаря тому, что была разработана и утверждена единая учетная политика, мы смогли справиться со сложностями переходного периода и противостоять аргументам бухгалтеров: «А мы так вели...», «А мы так подписывали...», «А мы так формировали...»

Единая учетная политика — большое подспорье при централизованном учете. Она позволяет унифицировать отдельные вопросы его организации и наметить единый путь его ведения. Взаимодействие между Центром бухгалтерского учета и учреждениями по обеспечению документального оформления фактов хозяйственной жизни организуется в соответствии с едиными для всех правилами документооборота, установленными в рамках единой учетной политики.

Еще одна сложность заключалась в том, что у каждой организации есть и будут свои нюансы хозяйственной жизни: организационные особенности, специфика деятельности учреждений. Связанную с этим проблему было решено устранить с помощью созданных так называемых участков, на которых специалисты работают по определенным направлениям. Иными словами, на данный момент существует два участка, каждый с набором своих учреждений. Эти участки ведут единый бухгалтерский учет, но при этом принимают во внимание организационные моменты, присущие только данным учреждениям.

Немаловажным вопросом при реализации проекта централизации был выбор единой технологической платформы. В результате остановились на программном продукте «1С», что обосновано с практической точки зрения: не возникло необходимости в переобучении специалистов и кардинальном изменении устоявшегося рабочего процесса. Эта программа позволяет иметь доступ всем задействованным в учетном процессе сотрудникам, осуществлять контроль за правильным отражением и ведением операций, оказывать практическую помощь. Важный фактор — информация находится в единой программе, что, во-первых, позволяет экономить на обслуживании программы, во-вторых, без запросов и ожиданий осуществить сбор данных.

Подводя итог хочется отметить плюсы централизации. Первое — это соблюдение единых требований к оформлению первичной учетной документации и формированию отчетности. Второе — взаимозаменяемость сотрудников (при проведении централизации ни один человек не попал под сокращение, все получили рабочие места). Возросло качество работы — рабочая нагрузка на одного человека направлена на определенный участок, что увеличивает внимательность и, соответственно, эффективность. Третье — это, конечно, применение единой методологии учета и возможность технологического управления, что в свою очередь обусловило прозрачность, открытость и подотчетность финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а также достоверность и оперативность формирования их отчетности.

И конечно, хотелось отметить, что только ежедневная и планомерная работа по реализации ответственной бюджетной политики позволит решить наши главные задачи — обеспечение устойчивого развития районной инфраструктуры и повышение качества жизни жителей нашего района.

Диплом I степени, полученный нами в XV Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», свидетельствует о том, что мы на правильном пути и в Оренбургском районе эффективное управление финансово-бюджетным комплексом.

Огромную благодарность хотелось бы выразить Министерству финансов Оренбургской области и лично Татьяне Геннадьевне Мошковой за помощь и поддержку в решении возникающих вопросов, и не только связанных с финансами.

Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА

Поделиться