25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4490 Материалы по теме
Евгений Танзыков
Задача резкого повышения эффективности системы государственного управления в России оказалась нерешаемой без формирования качественно новой, дееспособной системы государственного финансового контроля, имеющей четкую структуризацию и функциональную ориентацию как по вертикали, так и по горизонтали, эффективно работающей на уровне субъектов РФ. Сегодня контрольно-счетные палаты играют важную роль в системе государственного финансового контроля и помогают достичь поставленных правительством целей. О специфике деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Алтай рассказывает ее председатель Евгений ТАНЗЫКОВ.

–– Евгений Витальевич, Контрольно-счетной палате Республики Алтай в этом году исполняется 10 лет. Какие изменения произошли за эти годы в методах работы органа? Какие направления деятельности Вы можете выделить?

– Мы начинали в такое время, когда ни Бюджетного кодекса, ни прочих нормативных документов, регламентирующих деятельность КСП, еще не было, а основным нарушением считалось нецелевое использование средств – с ним и боролись. Сейчас остались лишь единичные случаи таких нарушений, и мы большей частью проводим контроль степени эффективности использования бюджетных средств, поскольку по всей стране осуществляется переход к программно-целевому методу финансирования, ориентированному на результат. Сейчас формируются критерии, которые позволят оценить эффективность деятельности органа государственной власти и работу бюджетного учреждения.
Принципиальное отличие контрольно-счетной палаты от других ревизионных ведомств в ее подотчетности исключительно представительному органу – Госсобранию Республики Алтай. Контрольно-счетная палата отвечает за осуществление контроля в сфере публичных финансов, отслеживая движение средств республиканского бюджета. К тому же мы не только проверяем, но и анализируем, почему нарушение стало возможным, предлагаем возможные пути устранения, а также проводим работу по оценке эффективности использования бюджетных средств.
Мы уверены, что все нарушения и злоупотребления возникают в тех случаях, когда в законодательстве, в нормативной базе есть лазейки. Одно из направлений работы контрольно-счетной палаты и состоит в том, чтобы находить такие лазейки и перекрывать их на законодательном уровне, жестко регламентируя нормативную базу. В том числе через аудит эффективности, который определяет целевое назначение и эффективность затрат финансовых ресурсов, предоставляет общественности точную и полную информацию о результатах работы органов власти. Сейчас также ставится вопрос о применении методологии стратегического аудита, направленного не только на будущее, но и на настоящее – с точки зрения интересов государственности. К примеру, очень важным направлением нашей работе является контроль за средствами, направляемыми на реализацию национальных проектов.

– Каким образом отслеживается эффективность расходования средств по национальным проектам?
– Мы проверяем не только то, сколько денег выдано, допустим, на родовые сертификаты или доплаты учителям, но и то, ощущают ли граждане повышение качества жизни: улучшилось ли обслуживание рожениц, стали ли классные руководители больше заниматься с детьми. Например, два одинаковых образовательных учреждения получают одинаковую сумму, но одна школа и олимпиаду выиграла, и процент успешных выпускников у них увеличился, а у другой результаты гораздо хуже. Или взять районные больницы – на одну жалобы есть, на другую нет. В чем тут дело? В неэффективности потраченных бюджетных средств. И с этими проблемами надо разбираться.
Например, при проверке школ Турочакского муниципального образования выяснилось, что учителя надбавку за классное руководство восприняли как очередное повышение жалованья. Приходилось объяснять, что доплата полагается за возросший объем работы, возросшую ответственность, дополнительные обязанности. В сфере здравоохранении обнаруживались ситуации, когда оборудование поступило, а нормального помещения для его установки или специалистов, которые могут работать на этом оборудовании, нет. Бывает и так, что помещение найдено, специалист есть, но нет денег на расходные материалы: например, расходники для томографа стоят десятки тысяч рублей и должны приобретаться за счет муниципального бюджета, в котором, естественно, таких средств нет. В результате дорогостоящее оборудование оказывается неработоспособным. Мы были вынуждены обращаться к муниципалитетам с предложением, чтобы они, если уж закупили высокотехнологичное оборудование, закладывали в бюджете средства на обеспечение его расходными материалами.
В целом по республике финансовая дисциплина по нацпроектам хорошая. Явных случаев хищения нет. У нас очень жесткая система контроля от федерального центра до конечного получателя денег. Контрольно-счетная палата входит в состав рабочей группы при федеральном инспекторе, и мы по нескольку раз в год проверяем районы. В общем желающих баловаться «президентскими» деньгами нет.

– Расскажите, пожалуйста, об основных итогах работы контрольно-счетной палаты за 2007 г.
– В 2007 г. КСП Республики Алтай проведено 46 контрольных мероприятий (в 2006 г. – 38), в том числе 43 – по использованию бюджетных средств (федерального, республиканского и муниципальных бюджетов), 1 – по использованию средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, 2 – по использованию средств Фонда жилищного строительства. Проверками охвачен 71 объект различных форм собственности, среди которых государственные и муниципальные учреждения, органы государственной власти, унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, муниципальные образования, фонды, акционерные общества и т.д.
Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 165 932,8 тыс. руб. В их числе:
– нецелевое использование бюджетных средств;
– неэффективное использование средств республиканского бюджета;
– незаконное расходование средств республиканского бюджета на оплату труда;
– нарушения бюджетного законодательства при использовании средств республиканского бюджета;
– нарушения при использовании средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
– приобретение товаров и услуг для государственных нужд с нарушениями федерального законодательства и др.

– Несколько лет назад, в пору серьезных сельскохозяйственных дотаций, ряд лиц уличили в махинациях. Участвовала ли в их разоблачении КСП республики?
– Да, мы тогда проводили большие проверки по выплате дотаций. В итоге были заведены уголовные дела в отношении жителей Улаганского района, которые сдавали мясо на Соузгинский мясокомбинат и претендовали на получение дотаций за повышенное поголовье. Когда мы начали разбираться, выяснилось, что в хозяйственной книге сельской администрации за «фермерами» ничего не числится. А по документам они проходили как сдатчики, например, 30 коров.
По результатам наших проверок в прошлом году возбуждено уголовное дело в отношении предпринимателя из Чемальского района, который якобы продал племенной скот. Мы очень плотно взаимодействуем с правоохранительными органами, они оказывают нам серьезную помощь в сопровождении материалов. Мы, в свою очередь, при необходимости выходим на проверки по линии МВД или прокуратуры. Система финансового контроля в Республике Алтай действует эффективно.

– Вы проводите проверки по просьбам населения?
– Нет, иначе нас бы просто засыпали жалобами. Даже сейчас многие приходят с обращениями. В России около 40 контролирующих органов, и если каждый хотя бы раз проведет проверку на том или ином объекте, деятельность предприятий и учреждений будет парализована. Мы работаем по плану, утвержденному Государственным Собранием, а кроме него выполняем запросы МВД, прокуратуры. Внеплановых проверок стараемся не проводить. Если возникает острая проблема республиканского уровня, сессия может поручить нам провести ту или иную внеплановую проверку.

– Удается ли оставаться вне политики?
– Это сложно, но мы стараемся не обращать внимания на партийную принадлежность сотрудников: если контролер станет пропагандировать свои политические убеждения, ему будет тяжело соблюдать объективность при проверках. А ведь за нашими проверками судьбы людей.

Справка «Бюджета»
Евгений Витальевич ТАНЗЫКОВ, председатель Контрольно-счетной палаты Республики Алтай
Родился 28 июня 1970 г. в с. Чоя Республики Алтай.
В 1995 г. окончил Ленинградский финансово-экономический институт, затем – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ.
1995–1998 гг. – начальник отдела госдоходов Минфина Республики Алтай.
С 1998 г. по настоящее время – председатель КСП Республики Алтай

Материал подготовила Елена КОЛНООЧЕНКО


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно