Ирина КЛЮКОВА, руководитель Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике
Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета в Плане деятельности УФК по Чувашской Республике на 2008 г. – одно из важнейших направлений работы, предполагающее организацию эффективной и прозрачной системы исполнения федерального бюджета. При этом должны выполняться такие условия как: федеральный бюджет исполняется в соответствии с требованиями законодательства; учитываются положения концепции единого казначейского счета (ЕКС); платежи производятся максимально оперативно.
Анализ работы за истекшее полугодие показал, что созданы все условия для успешной реализации целей и задач, стоящих перед коллективом.
В органах Федерального казначейства республики обслуживаются 727 клиентов, из них в Сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета включены 253, средств республиканского бюджета – 42, местных бюджетов – 432. Открыто 1 378 лицевых счетов, 96 уполномоченных подразделений обслуживаются без открытия лицевых счетов, в том числе 26 подразделений судебных приставов-исполнителей, включенных в Сводный реестр.
В первом полугодии 2008 г. продолжалась работа по совершенствованию обеспечения процедур своевременного и полного доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования..
Автоматизация обмена информацией с участниками бюджетного процесса позволила оптимизировать работу и добиться совершенствования кассового обслуживания исполнения бюджетов. Без подписания соглашений об информационном взаимодействии с распорядителями и получателями средств федерального бюджета мы бы испытывали трудности. В связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. изменений в инструкции № 46н, 142н, 57н, 50н, внесенных приказами Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 101н, 102н, 106н, 107н, в первом квартале текущего года со всеми восемью распорядителями и 36 получателями средств федерального бюджета (кроме закрытой сети) соглашения перезаключены. Во втором квартале текущего года подписано соглашение с новым получателем средств федерального бюджета – Следственным управлением следственного комитета при Прокуратуре РФ по Чувашской Республике, открывшим в 2008 г. лицевой счет в УФК.
Важным направлением развития информационного взаимодействия является и организация электронного документооборота с бюджетополучателями. Сегодня к системе электронного документооборота подключены практически все распорядители и получатели средств федерального бюджета, обслуживаемые в УФК: 100% распорядителей средств федерального бюджета, 92,7% получателей, 92,5% администраторов поступлений. Во втором квартале 2008 г. в этой системе налажен обмен данными с государственными внебюджетными фондами – Пенсионным фондом и Фондом социального страхования.
Полномасштабное вовлечение всех участников бюджетного процесса в электронный документооборот значительно повышает оперативность обмена информацией. Сроки предоставления клиентами платежных документов и приема их к исполнению определены графиком приемки платежных документов.
Электронный документооборот позволяет получить достоверную и полную информацию о проведенных операциях по расходованию средств. Расходные расписания в тот же день доводятся Казначейством до распорядителей и получателей средств бюджета, что дает им возможность принимать управленческие решения и планировать кассовые расходы на следующий рабочий день без выписки по лицевому счету. Каждый клиент в состоянии отслеживать все стадии обработки предоставленного им расчетно-платежного документа.
Широкие возможности программных продуктов «Центр-КС» и «СЭД ФК» позволяют оптимизировать санкционирование кассовых расходов получателей средств бюджетов, проверку их обоснованности.
Важным инструментом в процессе кассового исполнения федерального бюджета является Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, который ведется в порядке, утвержденном приказом Минфина России от 4 июля 2005 г. № 83н.
В отчетном периоде для санкционирования платежей клиентами УФК по системе электронного документооборота было представлено 39 тыс. платежных документов. Из них 3,8 тыс. (9%) в связи с непрохождением процедуры контроля возвращены или в их исполнении отказано. Причинами большей части отказов являются:
1. Ошибки, допускаемые клиентами при оформлении платежных поручений:
– несоответствие кода классификации операций сектора государственного управления в поле «Назначение платежа» экономическому содержанию проводимой операции – 31%;
– технические ошибки (неверно указаны даты, номера представленных для оплаты договоров, счетов на оплату товаров, работ и услуг, не заполнены необходимые поля платежных поручений) – 29%.
2. Непрохождение платежными документами контроля, установленного БК РФ:
– непредставление получателем средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств, – 13%;
– превышение кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств – 5%.
Отметим, что причина возврата платежных документов своевременно сообщается бюджетополучателям.
Одной из задач по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета является организация работы в соответствии с утвержденным Порядком управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета. Все кассовые выплаты производятся только за счет средств, поступивших на счет УФК в соответствии с заявкой. С начала года со счета Федерального казначейства на счет УФК переведено 4,6 млрд руб. При этом соблюдены сроки направления заявки в Федеральное казначейство, платежного поручения на перечисление неиспользованного остатка средств федерального бюджета – в Центральный Банк России, проводился мониторинг времени поступления сумм подкрепления на счет УФК.
Во втором полугодии предстоит напряженная работа по реализации не только всех запланированных мероприятий, но и решение новых задач. Так, в платежной системе Банка России функционирует система банковских электронных срочных платежей (система БЭСП), предназначенная для проведения срочных платежей и обеспечения расчетов в режиме реального времени в валюте Российской Федерации. Расчеты ведутся непрерывно в течение операционного дня системы БЭСП по мере поступления электронных платежных сообщений. Расчеты в системе БЭСП осуществляются на основании расчетного документа – платежного поручения, где в поле «Вид платежа» указывается «срочно». Федеральное казначейство поставило перед территориальными управлениями задачу вступить в систему БЭСП в качестве ассоциированных участников расчетов в части счетов, открытых на балансовых счетах № 40105 «Средства федерального бюджета» и № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации». Для ее решения предстоит выполнить ряд условий. В УФК по Чувашской Республике уже начата организационная работа в этом направлении. В рамках мероприятий, проводимых Федеральным казначейством, в ГРКЦ Национального банка Чувашской Республики Банка России направлено заявление о включении УФК в состав ассоциированных участников расчетов.
В ближайшей перспективе специалистам УФК предстоит:
– провести тестирование технических средств, программного обеспечения и обмена электронными сообщениями с платежной системой Банка России на уровне Национального банка республики;
– подготовиться к работе с техническими средствами и программным обеспечением для проведения платежей через систему БЭСП;
– заключить с Национальным банком и ГРКЦ дополнительные соглашения к договору об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России и к договору банковского счета.
Мы уверены, что коллектив федеральных казначеев Чувашии справится поставленными задачами.