Мировой опыт№8 Август 2008 — 29 августа 2008

Аудиторское бюро Токио – опыт проведения регионального финансового контроля

Версия для печати 5200 Материалы по теме
Анатолий Кузнецов
В Японии, стране с населением 127,8 млн человек и территорией 372,2 тыс. кв. км, достаточно сложное административно-территориальное деление. Государство разделено на 47 префектур, крупнейшей из которых является столица – Токио – с населением 11,9 млн человек. При общем объеме бюджета префектуры в 6,6 трлн иен (со специальными счетами – 13 трлн) и численностью работников префектуры 43 тыс. человек (вместе с сотрудниками силовых структур и сферы образования – 170 тыс.) вопросами проведения финансового контроля занимается специально созданный орган – Аудиторское бюро Токио. 
Анатолий КУЗНЕЦОВ, начальник отдела макроэкономических исследований ГНИИ Счетной палаты РФ, член экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты РФ, кандидат экономических наук 

Организационная структура Аудиторского бюро Токио представлена пятью аудиторами, назначаемыми губернатором префектуры с одобрения префектуриального собрания города на четыре года из числа депутатов, независимыми от исполнительной власти и отстраняемыми от должности только по состоянию здоровья, и пятью отделами, включая отдел технического аудита, общей численностью 90 человек.
Аудиторское бюро занимается:
•    текущим (регулярным) аудитом;
•    аудитом по запросам граждан, префектуриального собрания, губернатора Токио;
•    другими видами аудита, включающими в себя технический аудит, аудит организаций, финансируемых из бюджета префектуры Токио, и аудит, проводимый с привлечением независимых экспертов-аудиторов.
Текущий аудит в соответствии с пп. 1, 2, 4 ст. 199 закона «О местном самоуправлении» подразумевает проведение регулярных аудиторских проверок (минимум один раз в финансовый год). Особое внимание аудиторы обращают на соответствие закону контроля за ведением и управлением делопроизводством префектуры и обеспечение его экономичности, эффективности и результативности. В 2006 г. (в статье используются данные за 2006 г., поскольку финансовый год в Японии начинается 1 апреля) проверено 481 подразделение префектуры.
Так, было выявлено, что при прокладке водопровода и устройстве шахтных стволов в округе Ота Южная водопроводная станция № 1 департамента водоснабжения в соответствии с заявлением получила от администрации округа разрешение на безвозмездное пользование территорией окружных парков. Однако проверка установила, что в отношении некоторых парков в округе Ота заявление на освобождение от платы за пользование территорией подано не было; в итоге дополнительные расходы в виде платы за пользование территорией в общей сложности составили порядка 2 млн иен. По результатам проверки департаменту водоснабжения выдано указание об обязательном обеспечении наличия точной информации об объектах, плата за пользование которыми снижается или отменяется, а также надлежащей подаче соответствующего заявления.
Предметом технического аудита являются работы, выполняемые департаментами администрации префектуры Токио. Контроль осуществляется техническими сотрудниками (специалистами в области инженерных, строительных работ и др.). Проверяются технические аспекты (составление сметы, проектирование, производство работ, контроль за безопасностью и др.) с целью выявления неэкономного расходования средств, некачественного выполнения работ и т.п. В 2006 г. проверено 1 436 работ на общую сумму 248,1 млрд иен.
Например, в ходе ремонта здания отделения полиции в районе Коива Токийского управления полиции при выполнении внутренних отделочных работ в камере хранения вещественных доказательств, туалетах и ряде других помещений были установлены сравнительно дорогие перегородки повышенной звукоизоляции с облегченным металлическим каркасом. Однако технические требования к перегородкам в помещениях, содержащиеся в нормах проектирования управления полиции, предусматривали установку указанных перегородок только в требующих повышенной звукоизоляции помещениях для допросов. Поскольку для перегородок камер хранения вещественных доказательств и ряда других помещений такие характеристики не нужны, сметная сумма оказалась необоснованно завышенной примерно на 5,95 млн иен. По результатам проверки Токийскому управлению полиции выданы указания о недопустимости несоблюдения технических требований при проведении строительных работ.
При проведении аудита организаций, финансируемых из бюджета префектуры Токио, особое внимание уделяется вопросам контроля со стороны департаментов столичной префектуры за такого рода организациями. В 2006 г. проверено 155 предприятий и организаций. В частности, проверка Департамента социального обеспечения и здравоохранения показала, что в 2005 г. департамент выделил Корпорации здравоохранения и медицинского обслуживания префектуры Токио субсидию в размере 5,0 млрд иен. Несмотря на то что основными принципами предоставления субсидий предусмотрено, что сумма субсидии должна рассчитываться отдельно по каждой статье финансирования, департамент выделил корпорации субсидию в размере всей недостающей суммы баланса. Таким образом, фактическая структура субсидии неясна‚ и это не позволяет судить об эффективности и результативности работ по субсидированию местной системы медицинского обслуживания для ее дальнейшего развития. По результатам проверки Департаменту социального обеспечения и здравоохранения предписано принимать решения о предоставлении субсидий на эксплуатационные расходы, определяя их суммы с учетом основных принципов предоставления таких средств, тем самым способствуя повышению эффективности и результативности выполнения субсидируемых работ.
Аудиторские проверки по запросам граждан призваны выявлять противоправные действия губернатора и других исполнительных органов и их сотрудников, а также факты нецелевого расходования общественных средств, приобретения и управления имуществом и др. В случае поступления от гражданина или группы граждан запроса на проведение аудита проверка проводится при условии соответствия запроса юридическим требованиям. Так, в 2006 г. проверки были осуществлены по шести из 16 поступивших запросов.
Интересным направлением деятельности Аудиторского бюро Токио – прежде всего с точки зрения апробации такого рода опыта региональными контрольно-счетными органами Российской Федерации – являются проверки, проводимые на основе договоров на осуществления внешнего аудита. Договоры заключаются губернатором с аудиторами, имеющими соответствующие лицензии на ведение аудиторской деятельности. Аудиторская проверка проводится третьим лицом и носит независимый характер, всеобъемлющие внешние аудиторские проверки проводятся в обязательном порядке каждый финансовый год по специально выбранным направлениям. В 2006 финансовом году были заключены договоры на проведение проверок департамента промышленности и труда и одной сторонней организации, получившей субсидии из бюджета префектуры по направлению «средние и малые предприятия, политика развития туризма и меры по повышению занятости населения». Сумма договора составила около 35 млн иен.
В целом за 2006 г. Аудиторским бюро Токио по вышеперечисленным видам аудита было направлено 195 указаний о выявленных нарушениях и высказано 25 пожеланий. Отмечено неэкономное расходование средств на сумму около 300 млн иен. Все указания и пожелания были исполнены в полном объеме и в установленные сроки.
Проанализировав опыт работы Аудиторского бюро Токио как органа финансового контроля крупнейшей префектуры Японии и рассмотрев отдельные его элементы с точки зрения использования в работе контрольно-счетных органов России, на наш взгляд, допустимо рекомендовать к применению опыт заключения договоров с аудиторскими компаниями (лицами) на внешний аудит – своего рода аутсорсинг, расширяющий возможности контрольно-счетного органа любого уровня.
Поделиться