Версия для печати 318 Материалы по теме
Новации налогового и бюджетного законодательства

Союз финансистов России, по традиции используя телекоммуникационную инфраструктуру Федерального казначейства, в начале ноября провел вебинар. Присутствующие на мероприятии региональные и муниципальные финансисты получили ответы на свои вопросы, касающиеся введения единого налогового платежа, развития института казначейского сопровождения средств и других новаций бюджетного законодательства.

Новый бюджет

Депутат Государственной думы, председатель секции СФР «Финансисты субъектов РФ» В. Н. Артамонова рассказала об основных положениях проекта федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов, который 26 октября был принят Госдумой РФ в первом чтении. Конечно, формировался он в непростых условиях, и даже были предложения сузить горизонт планирования и ограничиться формированием бюджета только на предстоящий год. Но Правительство РФ приняло решение не снижать достигнутую однажды планку и остаться в трехлетнем планировании.

Объем расходов федерального бюджета на предстоящие три года обеспечивает решение ключевых задач бюджетной политики. Это прежде всего выполнение социальных обязательств. Все они не только сохранены, но и проиндексированы с 1 января 2023 года. Например, средний размер страховой пенсии в новом году составит 21 тысячу рублей. Кроме того, введено новое универсальное пособие для малообеспеченных семей с детьми, которое тоже будет профинансировано в полном объеме.

Не менее важная задача бюджетной политики — достижение национальных целей развития страны. То есть реализация национальных проектов продолжается. И третья задача — обеспечение обороноспособности страны и безопасности ее граждан.

В основу проекта бюджета по доходам положены показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и плановый период, и во внимание принят базовый вариант развития ситуации. В соответствии с проектом федерального бюджета ожидается снижение поступления доходов по сравнению с 2022 годом: с 27 до 26 триллионов рублей. Но в 2024–2025 годах прогнозируется восстановление доходов.

Что касается бюджетных расходов, то их объем составляет по 29 триллионов рублей ежегодно. В 2023 году дефицит бюджета спрогнозирован на уровне 2%, постепенно он будет снижаться до 0,7% в 2025 году. Основными источниками финансирования дефицита являются государственные внутренние заимствования и использование средств Фонда национального благосостояния.

В проект бюджета заложены средства на индексацию дотаций субъектам РФ. Общая сумма дотаций увеличивается на 8,5%. Также предусмотрена компенсация региональным бюджетам выпадающих доходов в результате отмены консолидированных групп налогоплательщиков. Общий объем межбюджетных трансфертов в 2023 году составит 3,2 трлн руб.

Долговая нагрузка

Начальник отдела Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина России А. В. Страус рассказал о состоянии государственного долга российских регионов и муниципалитетов. Он отметил, что на сегодняшний момент уровень долговой нагрузки является приемлемым и признаков долгового кризиса не наблюдается. В частности, за девять месяцев 2022 года задолженность субъектов РФ выросла на 9% и составила 2,4 триллиона рублей, за этот же период долг муниципальных образований снизился на 2%, до 0,4 триллиона рублей. Средний показатель в субъектах РФ на 1 октября 2022 года — около 22% от ожидаемых в текущем году доходов без учета безвозмездных поступлений, в муниципальных образованиях — около 19%.

Тем не менее ситуация в ряде регионов сложилась рискованная. Более чем у трети субъектов РФ уровень долговой нагрузки превышает 50% от объема ожидаемых собственных доходов. «В этом году нами проведена оценка долговой устойчивости субъектов РФ. 49 субъектов отнесено в группу с высоким уровнем долговой устойчивости, 34 — к средней и два субъекта — к низкой. За последний год ни один субъект не перешел в группу с более низкой долговой устойчивостью, а десять субъектов перешли в группу с более высокой», — отметил Страус. Законопроект по новации бюджетного законодательства, касающийся последствий оценки долговой устойчивости, еще не вступил в силу. Редакция, содержащая нормы об отсрочке еще на один год влияния оценки долговой устойчивости на возможности заимствования, находится в Госдуме. И Минфин России считает, что регионам и муниципалитетам со средним и низким уровнем долговой устойчивости пока не надо направлять свои программы заимствований на согласование в вышестоящие органы. Следует дождаться, когда заработает новая система.

Это дает определенные преимущества всем группам субъектов РФ и муниципальных образований. Регионы с высокой долговой устойчивостью будут иметь большую степень самостоятельности, а субъекты с низкой долговой устойчивостью — дополнительную поддержку для решения своих долговых проблем, не дожидаясь кризисной ситуации. До вступления в силу новаций Бюджетного кодекса, то есть в 2022–2023 годах, регионы должны осуществлять заимствования в привычном порядке. Минфин России разработал два документа для субъектов, которые могут быть использованы и муниципалитетами: рекомендации по проведению субъектами РФ ответственной заемной/долговой политики и методические рекомендации для субъектов РФ по осуществлению заимствований на финансовых рынках. Оба документа размещены на сайте Минфина России.

Единый налоговый платеж

С 1 января 2023 года в налоговое законодательство внедряется новый институт — единого налогового платежа, который будет предусматривать консолидацию всех обязанностей налогоплательщиков в единых расчетах с бюджетом бюджетной системы. Доклад заместителя директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России В. В. Сашычева был посвящен влиянию изменений в порядке уплаты налогов на экономику субъектов РФ и наполнение доходной части их бюджетов. По его словам, введение единого налогового платежа — это революционная мера, предусматривающая кардинальную перестройку всей действующей системы учета налоговых поступлений в налоговых органах. Внедрение единого налогового счета позволяет существенно изменить и упростить для налогоплательщика механизм исполнения обязанностей по уплате налогов. Исчезает необходимость перечисления большого количества платежей, налогоплательщик может заполнять одну платежку на перечисление единого налогового платежа, в которой будет всего две графы: реквизиты зачисления платежа и сумма платежа.

Для действовавшей системы налогового учета характерно избыточное количество показателей, которые нужно вносить в платежные поручения. Это требует значительных издержек и неизбежно приводит к ошибкам при перечислении платежей, что, в свою очередь, обуславливает формирование больших сумм невыясненных поступлений. Значительная часть денежных средств уходит не по назначению, в результате по какому-то из бюджетов формируется недоимка, соответственно, начисляются пени, осуществляются взыскания.

«С внедрением единого налогового счета мы не только упрощаем процедуру уплаты налогов, объединяя разные суммы в одной платежке, но и исключаем такую ситуацию, как наличие одновременно задолженности и переплаты по разным платежам у одного налогоплательщика. По нашим предварительным оценкам, внедрение этого института позволит существенно снизить вариативность заполнения налогоплательщиком платежных реквизитов. Более чем в три раза сократится количество платежей, что позволит исключить ошибки в зачислении налогов, и, как следствие, в два раза уменьшить число процедур взыскания налоговой задолженности», — пояснил Сашычев. Предполагается, что принадлежность платежа будет определяться автоматически, что практически исключает влияние человеческого фактора и, соответственно, наличие ошибок со стороны сотрудников налоговых органов в перечислении этих платежей. Автоматизация процесса определения принадлежности платежа призвана существенно сократить время с момента уплаты налога до момента зачисления соответствующих платежей на счета бюджетной системы. Определяться принадлежность будет в день уплаты. На следующий день распоряжение налогового органа должно поступить в Федеральное казначейство для распределения платежей по соответствующим бюджетам.

При подготовке законопроекта разработчики учли многие предложения и замечания субъектов РФ. Предусмотрен ряд мер, направленных на нивелирование возможных негативных эффектов от внедрения единого налогового платежа. Например, регламентирована возможность формирования на основе заявления налогоплательщика целевой излишней уплаты денежных средств по конкретному налогу, что позволит сохранить излишне уплаченные денежные средства в соответствующих бюджетах, в том числе при формировании единого налогового платежа на 1 января 2023 года. Денежные средства будут храниться на этом счете и учитываться в предстоящей обязанности по уплате налогов до ее возникновения либо до образования отрицательного сальдо единого налогового счета.

Казначейское сопровождение

Т. П. Манюк, заместитель начальника отдела казначейского сопровождения средств Управления казначейского сопровождения Федерального казначейства, рассказала о законодательных новациях, которые позволяют непосредственно финансовому органу региона или муниципалитета осуществлять функции по казначейскому сопровождению. Как известно, если высший орган исполнительной власти региона, местная администрация принимают решение передать функцию казначейского сопровождения определенных собственным нормативным актом средств в ФК, они направляют соответствующее обращение. Сейчас в органы Федерального казначейства переданы 55 обращений от субъектов РФ и более 2,5 тысячи — от муниципалитетов, входящих в состав 60 субъектов. Самостоятельно осуществляют казначейское сопровождение 23 региона, и семь регионов пока готовятся принять решение.

Функция самостоятельного казначейского сопровождения для финансовых органов новая, и есть общие требования к порядку его осуществления, установленные постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2021 года № 2155. За финансовыми органами закреплена обязанность ежедневного предоставления в органы Федерального казначейства информации о государственных, муниципальных контрактах, договорах, соглашениях, а также лицевых счетах, которые открыты в финансовых органах, и об операциях по зачислению специальных целевых средств на указанных лицевых счетах. «Все это необходимо для того, чтобы информацию было возможно загрузить в нашу подсистему информационно-аналитического обеспечения ГИИС „Электронный бюджет“ и анализировать, какой поток информации, какие средства аккумулируются непосредственно в финансовых органах и какие именно средства они контролируют», — сказала Манюк.

На сегодняшний момент из 23 субъектов РФ только 18 предоставляют эту информацию. Представитель Федерального казначейства предположила, что это может быть связано с тем, что перечень средств, подлежащих сопровождению региональным законом, установлен, но лицевые счета еще не открыты. Возможно, регионы и предоставляют информацию, но она отбраковывается системой из-за некорректного заполнения форм.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться