Версия для печати 312 Материалы по теме
На повестке дня — экспорт и импорт

В рамках Международного экспортного форума «Сделано в России» состоялось расширенное заседание Экспертного совета по развитию внешнеэкономической деятельности и поддержке промышленного экспорта при Комитете Государственной думы по экономической политике. Участники заседания обсудили важность экспорта для российской экономики и проблемы, вызванные антироссийскими санкциями.

Справка

В 2022 году исполнилось пять лет с начала работы Экспертного совета по развитию внешнеэкономической деятельности и поддержке промышленного экспорта при Комитете Государственной думы по экономической политике. Это один из самых активно работающих экспертных советов, созданных при Государственной думе. За прошедшие годы прошли десятки заседаний, совещаний, встреч. Приняты десятки законов, отработаны сотни инициатив, поступивших от бизнес-сообщества.

В создавшихся геополитических и экономических условиях необходимо выстроить слаженную совместную работу федеральных и региональных органов власти, профильных организаций, бизнеса, общественных организаций по развитию отечественной экономики и обеспечению стабильности промышленного производства, насыщенности внутреннего рынка. Все эти задачи неразрывно связаны с вопросами внешней торговли. Как отметил В. С. Осьмаков, первый заместитель министра промышленности и торговли РФ, Международный экспортный форум «Сделано в России» в текущем году не просто церемония награждения лауреатов премии «Экспортер года», это серьезный разговор о модели существования страны, об ее участии в глобальном разделении труда. «Те дискуссии, которые проходят на форуме, формируют нашу позицию», — подчеркнул Осьмаков.

Россия без активной внешнеторговой деятельности существовать не может. Не может она быть выключена из внешнего глобального контекста. Если на нас накладывают ограничения, санкции, ставят барьеры, объявляют экономическую войну, мы должны адаптироваться. И здесь, по мнению спикера, ключевую роль играет законотворческая функция. «Подчеркну, что мы сегодня плотно и быстро работаем с Госдумой не только по тематике внешнеторговой деятельности, но и по всем актуальным вопросам, — рассказал замминистра. — Спасибо коллегам из Думы, Совета Федерации за крайне быстрое принятие всех законов, которые позволили нам оперативно адаптироваться к сложившейся ситуации. У нас на повестке восьмой пакет санкций ЕС, а наша экономика неплохо держит удар: мы производим и экспортируем продукцию».

Осьмаков также рассказал, что Минпромторг России приложил все усилия для того, чтобы на предстоящий год были сохранены все меры поддержки промышленной отрасли, в том числе в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Национальный проект играет большую роль в вопросе поддержки экспортеров, обеспечивая им допуск к инструментам финансовой и нефинансовой поддержки, а также создание соответствующей инфраструктуры.

«Мы сделали много крутых вещей, которых никто не ожидал, к которым никто не был готов. К примеру, установили правильный режим параллельного импорта», — подчеркнул Осьмаков. По его словам, на этапе обсуждения программы параллельного импорта в России у многих участников дискуссии были сомнения в его эффективности. Были и радикальные предложения «пустить в Россию все». Подобный подход замминистра назвал неприемлемым. Нужен тщательный отбор товаров, которые могут быть поставлены в Россию без разрешения правообладателя. «Не надо превращать Россию в черкизон начала 1990-х годов», — отметил спикер.

Нужен бюджет развития

Д. Б. Кравченко, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, заметил, что сегодня необходимо обеспечить устойчивость нашего реального сектора экономики. Важнейшей составляющей в этой работе является сохранение экспортного потенциала для российских предприятий. «Сегодня мы работаем над задачей по обеспечению технологического суверенитета и построению новой экономической модели с упором на российскую промышленность, — указал Кравченко. — На мой взгляд, это позволит стране увеличить долю в мировой экономике и занять принципиально новую позицию, идеологию в отношении ряда недружественных стран». В связи с этим спикер высказался о необходимости изменения структуры экспорта.

Большую роль в решении вопросов по внешнеторговой деятельности играет Российский экспортный центр (РЭЦ). По словам Кравченко, сегодня приняты все законы, позволяющие РЭЦ стимулировать программы не только по экспорту, но и по импорту. «Шаг по расширению полномочий данного института развития считаю очень важным», — подчеркнул спикер. Сегодня и депутаты, и правительство должны сосредоточиться на том, чтобы обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, которая может бросить вызов западным технологиям. Нам важно не только обеспечить собственные нужды, особенно в критических отраслях и областях экономики, народного хозяйства, но и суметь предложить мировому сообществу конкурентоспособные передовые технологии и продукты. Для этого необходимо, чтобы бюджет страны на предстоящую трехлетку принял очертания бюджета развития. Главный финансовый документ должен стимулировать экономический рост и промышленный потенциал страны, а не только выполнять социальные обязательства государства перед гражданами.

Сотрудничество с исламскими странами

То, что Россия находится в изоляции, это миф, продвигаемый на Западе, считает Р. Г. Абдулатипов, постоянный представитель России при Организации исламского сотрудничества (ОИС). «В марте проходило заседание совета министров иностранных дел мусульманских стран в Пакистане, и эти государства единогласно не поддержали западные санкции против России», — отметил спикер. По его словам, сегодня фактически идет речь о восстановлении с исламскими странами тех отношений, которые были у Советской России.

«После освобождения этих стран от колониальной зависимости мы построили в них более 400 промышленных предприятий, — напомнил спикер. — В 1990-е, годы после развала СССР, мы бросили эти страны, сегодня нам надо возрождать с ними сотрудничество». В 2005 году Россия стала государством-наблюдателем в составе Организации исламского сотрудничества. Это вторая по численности стран после ООН международная организация. Туда входят 57 мусульманских государств, и потенциал сотрудничества с ними недооценен. «Есть мнение, что они как были отстающими, так и остаются таковыми, — отметил спикер. — Однако на деле по темпам экономического развития многие из них не только не отстают, но и серьезно опережают страны Запада». И поэтому России следует больше презентовать свою продукцию, свои проекты в этих странах.

Новые торговые маршруты

Переориентация экспорта российских товаров на рынки дружественных стран — задача, которая требует безотлагательного решения. Как отметил Р. А. Чекушов, директор Департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга России, для перенаправления объема экспорта, который был нацелен на страны Евросоюза, США, надо создать механизмы, стимулирующие переход на рынки, восприимчивые к нашей продукции.

Здесь работа ведется по нескольким направлениям. Первое — создание новых транспортных коридоров и логистических маршрутов, которые помогут быстро доставлять продукцию в те страны, которые планируют наращивать объем российской продукции. «Это три основных коридора: Азово-Черноморское направление, коридоры „Север — Юг“ и „Запад — Восток“», — рассказал чиновник. Общая протяженность двух последних торговых маршрутов составит 12 тысяч километров. Они пройдут по территории 26 регионов России. Еще столько же регионов будет в зоне их тяготения. Таким образом, реализация маршрутов обеспечит ускоренное экономическое развитие более 50 субъектов нашей страны. Как отметил Чекушов, по всем трем направлениям уже существуют инвестиционные дорожные карты. «Минтранс России капитально проработал это направление, — отметил спикер. — Мы по своей части будем отрабатывать возможность локализации по данному маршруту отдельных производств».

Второе — налаживание стабильных финансовых международных транзакций, в первую очередь в национальных валютах. Это позволит обезопасить и ускорить платежи. «Здесь мы работаем с Центробанком, также большую работу проводят наши торговые представители за рубежом, фактически вручную „склеивая“ сделки», — подчеркнул Чекушов.

Третье — инструменты поддержки экспортеров. «Мы с Российским экспортным центром определили, что нужно поправить при предоставлении наших мер поддержки», — сообщил спикер. Он также выразил надежду на то, что депутаты проголосуют за эти предложения и все меры поддержки найдут отражение в новом бюджетном цикле.

Ну и, конечно, большая работа ведется по переориентации торговых представительств из тех стран, в которых нет перспективы, на дружественные страны. Всего, по словам спикера, у нас 55 торговых представительств. В конце этого года — начале следующего Минпромторг России активизирует работу по открытию торговых представительств в африканских странах, которые имеют наибольший ВВП и потенциал.

Инструменты поддержки

По словам вице-президента Российского экспортного центра С. И. Георгиевского, решения по адаптации инструментов государственной поддержки экспорта в текущем году были своевременными и эффективными. Напомним, что в 2022 году был запущен механизм компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции. Данная мера стала наиболее востребованной для предприятий промышленности. Разработана совместно с Минпромторгом России программа поддержки сертификации промышленной продукции за рубежом. Господдержку могут получить промышленные предприятия, сертифицирующие свою продукцию при поставках на внешние рынки. Они компенсируют до 80% затрат, понесенных в период с 1 января 2021 года, а предприятия, которые отправляют на экспорт лекарственные средства, — с 1 января 2019 года.

Также, по словам спикера, появился целый пласт новых инструментов по поддержке импорта. Например, в мае текущего года Правительство РФ приняло решение поддержать закупки важной для экономики и граждан импортной продукции, предоставив импортерам льготные кредиты по ставке не более 30% ключевой ставки ЦБ плюс 3%. В текущих условиях это немногим больше 7%. Банкам разницу компенсируют за счет субсидий из федерального бюджета. Перечень приоритетной импортной продукции утвержден правительством, и в него вошли продовольственные товары, фармацевтическая продукция, транспортные средства, строительные материалы, различные станки, сельскохозяйственные машины, электроника. Срок, на который импортеры могут получить такие ресурсы, зависит от целей займа. Для закупки сырья и комплектующих льготная ставка действует один год. Для оборудования и средств производства — три года.

Также появились принципиально новые страховые инструменты для экспорта и импорта продукции. «Цель их едина: обеспечить международную конкурентоспособную стоимость решения производственных и сбытовых задач для предпринимателей, экономики в целом, поддержать отрасли, предоставляющие системные услуги, — транспорт, связь, медицину», — сказал вице-президент Российского экспортного центра.

В заключение Георгиевский отметил, что сегодня очень важно, чтобы действие программ поддержки было продлено за горизонт 2024 года, потому что многие проекты, реализация которых началась в 2022 году, будут заканчиваться после названной даты.

Проблемы логистики

В рамках дискуссии не раз всплывал вопрос о субсидировании логистических затрат, которые для наших поставщиков выросли кратно. Например, рынок фрахта в текущем году в два раз превысил цифры прошлого года. А фрахтовые ставки из портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов показали трехкратный рост. Судовладельцы отказываются заходить в российские порты, а те, кто решается на это, устанавливают повышенные ставки фрахта. В итоге это серьезно снижает нашу конкурентоспособность.

Проблему доставки грузов также поднял и А. В. Зубихин, генеральный директор торгового дома «Синара — Транспортные Машины». «Я представляю машиностроительную компанию. В нее входит 24 завода, на которых трудятся 28 тысяч человек. На нашей продукции работают сейчас в более чем 30 странах, — сказал Зубихин. — Понятно, что из-за сложившейся ситуации наш пул покупателей сузился до дружественных стран». По его словам, та нормативная база, которая сейчас сформирована в машиностроительной отрасли, закрывает все вопросы жизненного цикла машинно-технической продукции. Остается одна проблема — транспортно-логистическая. «Каждая единица нашей продукции весит более 100 тонн. Транспортно-логистические расходы в цене продукции составляют не менее 15 процентов», — привел цифры спикер. По его словам, с учетом роста этих расходов компании придется отказываться от ряда тендеров даже в дружественных странах. По мнению Зубихина, сегодня нужно увеличивать расходы на поддержку экспортеров и импортеров. «Если мы говорим, что бюджет должен быть бюджетом развития, то нам нужно увеличивать расходы по нацпроекту „Международная кооперация и экспорт“», — полагает спикер.

Госрегулирование надо упростить

А вот по мнению С. Е. Васильевой, коммерческого директора группы компаний «Аривист», сегодня важно существенно упростить меры госрегулирования. «Инерция различных министерств и ведомств, оказывающих прямое или опосредованное влияние на ВЭД, создает для бизнеса непреодолимое препятствие для ввоза необходимых России технологий и товаров», — считает Васильева. Она привела пример, отражающий не единичные случаи, а иллюстрирующий системную проблему, решить которую необходимо в максимально сжатые сроки.

Приказом Минпромторга России от 19 апреля 2022 года № 1532 утвержден перечень товаров торговых марок, разрешенных к параллельному импорту. Появление этого документа не сняло ряд ключевых вопросов по импорту. Например, чтобы ликвидировать дефицит информационно-вычислительной техники, российские участники ВЭД организуют различные торговые, логистические схемы, однако в ходе таможенного оформления сталкиваются с непреодолимыми проблемами.

Компания Lenovo ввела ограничения на ввоз своей продукции в Россию, в связи с чем альтернативой стала поставка их продукции только через третьи страны. Товарный знак Lenovo не включен в указанный выше приказ Минпромторга России и в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Однако таможенные органы на основании регистрации этого знака в реестре Роспатента все равно направляют правообладателю запросы об обоснованности ввоза товаров. Понятно, что при получении таких запросов правообладатель делает все возможное, чтобы не допустить появления своей продукции в России. Кроме того, компания Lenovo может по серийным номерам своих изделий, которые отражаются в декларации на товары, отследить, кому они продали эти товары, и, скорее всего, разорвет отношения с этими компаниями.

«В итоге список компаний, которые хотят помочь нашей стране в преодолении дефицита таких товаров, становится значительно меньше. — рассказала Васильева. — В качестве решения этого вопроса по товарам, которые попадают под параллельный импорт, предлагаем в экстренном порядке рассмотреть вопрос об устранении из нормативной базы до особого распоряжения положения, обязывающего предоставлять участникам ВЭД в ходе таможенного оформления информацию по товарным знакам и производителям товаров, включенных в приказ Минпромторга России. Такое решение позволит минимизировать идентификацию товаров со стороны недружественных стран и компаний». По мнению спикера, чем быстрее будет происходить реакция государственных органов в виде внесения необходимых изменений в нормативную базу, тем легче будет участникам ВЭД, которые закрывают дефицит товаров на территории нашей страны.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться