С 2015 года на импортозамещение продукции, услуг и технологий, критически важных для обеспечения жизнедеятельности страны, было направлено более трех триллионов рублей. Какие результаты получены? Об этом, а также о том, как решаются злободневные вопросы импортозамещения в текущей ситуации, шла речь на парламентских слушаниях, организованных Комитетом Совета Федерации по экономической политике.
Курс на импортозамещение Россия взяла в 2014 году, а при усилении геополитической напряженности после февраля 2022 года объявила о масштабных мерах господдержки технологического суверенитета. Как отметил на парламентских слушаниях, посвященных данной проблеме, А. В. Кутепов, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, за это время определенные результаты достигнуты, но и нареканий остается немало. «Мы должны оценивать ситуацию честно, исходя из имеющихся цифр и объемов, — подчеркнул сенатор. — Что мы получили от вложенных с 2015 по 2021 год в решение проблемы трех триллионов рублей, из которых почти 500 миллиардов рублей — прямое государственное финансирование? На бумаге, конечно, все выглядит очень красиво, но нельзя жить бумажными данными. Нужно ездить по предприятиям и смотреть, кто конкретно что делает». По мнению спикера, сегодня возникает ощущение, что деньги выделяются на «переклеивание наклеек».
Сенатор также напомнил, что Совет Федерации давно предлагал провести в регионах ревизию ресурсов производств, потенциала увеличения мощности. С начала СВО некоторые регионы (например, Нижегородская область) провели ревизию в части того, какие импортные составляющие используют предприятия и что нужно сделать для их замены. «Предлагаю это сделать во всех субъектах РФ и адресно выделять деньги тем предприятиям, которые фактически производят продукцию по линии импортозамещения», — сказал Кутепов. Он подчеркнул, что нельзя сводить импортозамещение лишь к перенаправлению потоков, потому что это такой же импорт, просто с другой стороны.
Окно возможностей
Задачи, которые необходимо выполнить, очень объемные, это и развитие реверсивного инжиниринга, быстрых НИОКР, поиск источников докапитализации новых мер поддержки. О том, как они будут решаться, рассказал В. С. Осьмаков, первый заместитель министра промышленности и торговли РФ. «Из-за десятка тысяч санкций (по данным, озвученным председателем Государственной думы В. В. Володиным, против России с 2014 года введено 10 128 санкций. Их ввели около 40 из 200 государств мира. — Прим. ред.) мы получили логистические, технологические, кадровые ограничения», — напомнил спикер. Вместе с тем, по его словам, статистика в части промышленного производства за девять месяцев свидетельствует о том, что мы находимся «на полке». Очевидно, что ситуацию вытягивает оборонка, а также обрабатывающая промышленность, которая неплохо держит удар.
Говоря об импортозамещении, Осьмаков отметил, что до февраля 2022 года оно рассматривалось с точки зрения экономической обоснованности. То, что было производить нерентабельно, закупалось на мировом рынке. «Сегодня появилось огромное количество направлений, по которым мы просто обязаны производить продукцию независимо от вопросов рентабельности, — подчеркнул замминистра. — Ключевой вызов — научиться реализовывать на нашем рынке планово-убыточные проекты, обусловленные технологическим суверенитетом». В связи с этим Минпромторг России разрабатывает новые меры поддержки. Как отметил спикер, летом Правительство РФ сформировало портфель из 162 инвестиционных проектов по критическим направлениям импортозамещения общей стоимостью 5,2 триллиона рублей до 2030 года. В этих цифрах не учитываются проекты в авиастроении и судостроении. Вкупе сумма составляет более 6 триллионов рублей и около 200 проектов.
В
Так, например, в транспортном машиностроении речь идет о суверенизации подвижного состава и фактически создании производства дизелей большой мощности, которые используются и на флоте, и в машиностроительной отрасли. Пул проектов на 0,5 триллиона рублей для автопрома связан с развитием универсальной компонентной базы (коробки передач, приводы и т. д.), в фармацевтической отрасли — с локализацией производства ключевых субстанций для препаратов ЖНВЛП. Также в портфель включен большой радиоэлектронный проект. В судостроении — суверенизация проектов по строительству судов, которые уже реализуются. Два важных проекта в сфере мало- и среднетоннажной химии. «На нашем рынке отсутствует огромное количество химических переделов, — рассказал Осьмаков. — В СССР все производство было, но затем в силу коммерческой нецелесообразности от него отказались, поскольку проще было купить в Европе, Китае, Индии. Сейчас нам надо все восстанавливать». Большой проект связан с суверенизацией технологий производства СПГ (сжиженного природного газа) средне- и крупнотоннажного.
Что правительство предпринимает для запуска названных проектов? Во-первых, на базе Агентства технологического развития (АТР) реализуется программа обратного инжениринга. «До АТР доведен определенный объем средств для предоставления грантов (покрытие
Будем копать ложками?
А. В. Синицын, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике
«Каждый раз, когда обсуждаем импортозамещение, мы практически никогда не говорим об импортозамещении в горнодобывающей отрасли, а это стратегически значимая отрасль. Большое количество сырья мы добываем из земли в твердом виде. Производителей такой техники в мире существует немного, и все они из недружественных нам стран. Все они ушли с нашего рынка. Пока запчасти, сама техника поступают по ранее заключенным контрактам, но вся история в ближайшее время может закончиться, каналы эти могут быть отрублены. И чем мы будем добывать? Ложками копать?»
В этом году принято решение увеличить финансирование на поддержку НИОКР в рамках постановления Правительства РФ № 1649. По словам Осьмакова, в текущем году на поддержку НИОКР выделено 15 миллиардов рублей, из них 6 миллиардов — на технологии производства СПГ, мало- и среднетоннажной химии. Всего финансирование предусмотрено по 137 направлениям. «Сейчас ведется отбор. Мы делаем акцент именно на быстрые НИОКР, которые могут через полгода-год дать результаты в виде конкретной номенклатуры, замещающей ту или иную импортную продукцию», — подчеркнул спикер.
Кроме того, в текущем году на 67 миллиардов рублей докапитализирован Фонд развития промышленности. По словам Осьмакова, до конца года планируется влить в него еще 20 миллиардов рублей. Из 67 миллиардов 30 направлено на финансирование программы по разработке и запуску производства так называемых универсальных автокомпонентов. Спикер рассказал, что, когда банки оказались не готовыми играть в длинную и кредитовать предприятия на более или менее приемлемых условиях, Фонд развития промышленности оказался единственным институтом, который был в состоянии финансировать предприятия. Поток заявок в фонд после февраля вырос в
Помимо этого, проведена докапитализация на 8 миллиардов рублей региональных фондов развития промышленности. Вновь начал действовать механизм специальных инвестиционных контрактов — СПИК 1.0, в рамках которого запускается значительное количество проектов.
Ключевой новацией в рамках трехлетнего бюджета Осьмаков назвал новую инвестиционную платформу, новый кластерный подход. Речь идет о предоставлении кредитов стоимостью до 5% годовых на срок до 15 лет с замещением необходимого обеспечения госгарантиями либо поручительствами ВЭБ.РФ. В бюджете для запуска этой программы зарезервировано 5 миллиардов рублей. Общая потребность программы в средствах составляет 126 миллиардов до 2030 года. Такой значительный разрыв в суммах спикер объяснил, во-первых, сложностью с бюджетом и, во-вторых, тем, что программы, связанные с субсидированием ставки, разворачиваются в полную силу на третий-четвертый год действия. В Минпромторге России надеются, что первые займы по приоритетным направлениям начнут выдаваться уже в ноябре-декабре текущего года.
В заключение Осьмаков отметил, что правительство существенным образом изменило подходы к поддержке тех или иных проектов в сфере импортозамещения и обеспечения технического суверенитета. «Если раньше для нас экономически нерентабельный проект был стоп-фактором, то сейчас мы обязаны находить решения, которые позволят запустить в производство даже то, что на нашем рынке „не летает“, — подчеркнул спикер. — Комплекс мероприятий и ресурсов на трехлетку предусмотрен по всем направлениям, от фармы до радиоэлектроники и авиастроения. В текущем году поддержку получили более 130 проектов, для сравнения: столько же было поддержано в период с 2019 по 2021 год. Процесс ускорился в три-четыре раза». Спикер считает, что сегодня открылось золотое окно возможностей для промышленности.
Ульяновская область: кооперация и замещение
О работе в сфере импортозамещения в Ульяновской области рассказал глава регионального правительства В. Н. Разумков. Работа ведется по двум большим направлениям. Первое — это выстраивание новых долгосрочных кооперационных цепочек внутри России, со странами ЕАЭС, а также с другими дружественными странами. Сейчас в приоритете — обслуживание импортного оборудования, обеспечение комплектующими материалами существующих мощностей.
Для того чтобы на предприятиях продолжался производственный процесс, запущен прямой регулярный контейнерный поезд из Китая в Ульяновскую область. «Уже пришло шесть таких составов с материалами, комплектующими и готовыми изделиями для получателей из нашей области и регионов ПФО, — рассказал Разумков. — Мы изучаем не только потребности нашего региона, но и запросы коллег из соседних регионов». Основными интересантами импорта из Китая являются предприятия машиностроения, химической промышленности, радиоэлектроники, автопроизводители и автокомпонентщики. В качестве региональной меры поддержки правительство области ввело субсидирование из регионального бюджета до 50% стоимости перевозки импортируемых товаров для предприятий Ульяновской области.
В области создан Центр субконтрактации и импортозамещения, который занимается поиском поставщиков, собирает от производителей информацию о возможностях и технологиях ульяновских предприятий для предложения их российским и внешним партнерам, включая якорные предприятия России и дружественных стран.
Запущен портал «Найди поставщика». Собрано уже более сотни анкет ульяновских предприятий. Также ведется работа с якорными заказчиками по так называемым промышленным переделам. «В Ульяновской области действует несколько сотен крупных и мелких предприятий, которые являются поставщиками автокомпонентов, поэтому мы вместе с крупнейшими автомобильными предприятиями России — потребителями ульяновской продукции активно участвуем в разработке стратегии развития автомобильной отрасли, чтобы учесть интерес региона», — отметил глава правительства области. Идет работа по расширению числа якорных заказчиков, построению новых цепочек именно на межрегиональном уровне. «Совместно с бизнесом выезжаем в Узбекистан, Беларусь и практически во все регионы Приволжского федерального округа, — рассказал Разумков. — По итогам выездов проводим обсуждение коммерческих условий, согласование конструкторской и технической документации, заключаем договоры».
В настоящее время Центр субконтрактации и замещения Ульяновской области сопровождает в общей сложности более 120 проектов по кооперации и замещению импорта
Второе направление региональной политики импортозамещения — создание новых производств и производственных площадок. Область предоставляет субсидии на возмещение части затрат, связанных с релокацией работников. Ежегодно выделяет средства на поддержку и обучение сотрудников промышленных предприятий в рамках программы модернизации производства.
Нужно делиться знаниями
А. Л. Рахманов, генеральный директор АО «ОСК»
«Начинать такую массированную (6 триллионов рублей) программу воспроизводства наших производственных компетенций нельзя без нормального межотраслевого баланса. Риск дублирования очень высок. Коллеги рассказывают о том, что занимаются разработкой технологии лазерного выращивания, а мы уже первый винт напечатали из высокопрочки, и есть, соответственно, технологии, которые уже имеют промышленное воплощение. Давайте делиться этими знаниями, они сильно нам помогут, но делать это нужно, безусловно, на государственном уровне. Сказав „а“, нам нужно сказать „б“: проектирование импортозамещающих технологий и продуктов — это начало начал. Далее встанет вопрос их освоения в производстве, что стоит, соответственно, в разы дороже, чем само проектирование. И здесь упор надо делать на российские станки и средства производства, без которых, собственно говоря, любая реализация новаций будет невозможна».
Приоритетом региона продолжает оставаться привлечение инвестиций. Как известно, Ульяновская область очень много сделала для создания новых производственных площадок, в том числе и для предприятий с иностранным участием. Успешно внедряется новый региональный инвестиционный стандарт со всеми его механизмами. «В качестве новой меры мы определили виды деятельности, под которые инвесторы могут получить бесплатно земельные участки, — рассказал спикер. — Перечень видов деятельности ориентирован в том числе на импортозамещение».
Активно действует региональный фонд развития промышленности. За 2022 год выдано кредитов на сумму более 210 миллионов рублей. В рамках такого механизма, как инвестиционный бюджетный кредит, область ведет строительство новых, современных производственных площадей (35 тысяч квадратных метров). Также в Ульяновской области планируется создание технопарка радиоэлектронной промышленности для обеспечения технологического суверенитета и импортозамещения по тем основным направлениям, по которым сейчас региональная и в целом российская промышленность испытывает дефицит. По словам спикера, промышленный технопарк будет базовым ядром перспективного радиоэлектронного кластера региона. Помимо предприятий Ульяновской области, в кластер будут привлечены ведущие предприятия страны в данной сфере.
Нужен цифровой Госплан
Высказался Разумков и по поводу необходимости донастройки проводимой Правительством России политики импортозамещения. По его мнению, в первую очередь надо доработать платформу «Биржа импортозамещения». «Сейчас компаниям, планирующим инвестиции, и регионам, создающим для них условия, необходимо четко знать, что и в каких объемах производить, в развитие каких компетенций нужно вкладывать средства в первую очередь, какие ниши в ближайшее время уже будут обеспечены новыми производствами, а какие еще не закрыты, — сказал Разумков. — Иными словами, промышленности нужен современный цифровой „Госплан“».
Второе предложение спикера касалось донастройки механизма промышленной ипотеки. Напомним, что промышленная ипотека предусматривает предоставление кредита российским промышленным предприятиям по льготной процентной ставке на приобретение объектов недвижимого имущества. Срок кредита — до семи лет, ставка — либо 5%, либо 3% для технологических компаний. Максимальная величина кредита составляет 500 миллионов рублей. По мнению спикера, эта сумма мала. Ведь стоимость современной стройки выросла в разы. «На запуск крупных производств, включая производства полного цикла, этих средств определенно не хватит, — отметил спикер. — Считаем целесообразным увеличить максимальный размер возможного возмещения в форме субсидии по промышленной ипотеке до
Республика Татарстан: кластерный подход
О. В. Коробченко, министр промышленности и торговли Республики Татарстан, отметил, что текущие условия требуют изменения подходов к развитию промышленности. Наиболее оптимальным, по его словам, является кластерный подход — когда взаимодействуют бизнес, власть и наука. Для реализации кластерного подхода в республике созданы 23 отраслевые рабочие группы, сформирован реестр проектов, определены критические вопросы предприятий. «Первостепенная задача — это развитие средне- и малотоннажной химии, станкостроения, аддитивных технологий, авиастроения, — подчеркнул министр. — Перед нами стоит задача — производить 20 самолетов Ту-214 в год. Показатель планируем достичь уже к 2027 году».
Так же как и Ульяновская область, Татарстан привлекает регионы, где можно осваивать производство комплектующих. «Для достижения технологической независимости крайне необходимо развивать станкостроение, — уверен Коробченко. — Мы с предприятиями определили перечень критических узлов в станкостроении и прорабатываем запуск новых производств по ряду комплектующих и финишной сборке».
Станкостроение невозможно представить без аддитивных технологий. Это в республике понимают, и в 2022 году на базе КАМАЗа, Бугульминского электронасосного завода и ряда других предприятий были установлены 3D-принтеры по печати песчано-полимерных форм (разработаны в Татарстане). По мнению директоров предприятий, преградой для развития является действующий курс рубля по отношению к доллару. Более выгодно продавать продукцию на экспорт можно при долларе стоимостью
Спикер назвал еще один вопрос, требующий системного решения. Производить мелкосерийную и штучную продукцию, необходимую для импортозамещения, сегодня невыгодно, финансовая схема изначально убыточная. Министр предложил разработать программу субсидирования данной продукции до 70% — по аналогии с поддержкой молочного животноводства. «Когда у нас была проблема с объемами молока, Минсельхоз России пошел на беспрецедентный шаг: начали компенсировать CAPEX (прямые понесенные затраты) в молочной отрасли до 70 процентов. За эти годы объем молочной продукции вырос в разы», — сказал Коробченко.
Кадры решают все
В конце своего выступления представитель Татарстана остановился на проблеме нехватки рабочих рук на предприятиях республики. «Для обеспечения промышленных предприятий трудовыми ресурсами предлагаем разработать и внедрить федеральную программу по строительству арендного жилья, предусмотреть временное трудоустройство мигрантов из регионов с высоким уровнем безработицы, индексировать пенсии работающим пенсионерам, — отметил региональный министр. — У нас пенсионеры не идут работать из-за того, что теряют в пенсии, а они — наш золотой запас».
В. В. Козлов, заместитель губернатора Свердловской области, кадровый вопрос также отметил как сверхактуальный. Чтобы его закрыть, область пошла по следующему пути: все студенты колледжей на четвертом курсе уже фактически работают на предприятиях (там, где есть востребованность). «Мы внесли изменения в образовательный стандарт, и ребята доучиваются уже прямо на предприятии, выполняя какие-то конкретные функции, и зарабатывают соответственно», — рассказал замгубернатора.
Он также считает, что сегодня целесообразно сформировать перечень уникальной продукции, выпускаемой на территории субъектов РФ, определить их промышленную специализацию на основе сформированного перечня уникальной продукции. Необходимо создать организацию для взаимодействия инжиниринговых центров для продвижения возможностей и снижения зависимости от импортных комплектующих.
О. В. ИЗУТОВА