Социальное казначейство — это модель предоставления мер социальной поддержки, оказания государственных услуг в сфере социальной защиты федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти посредством использования единой цифровой платформы. Эта платформа должна обеспечивать реализацию принципов клиентоцентричности государства, адресности и эффективности мер социальной поддержки.
Главная цель реализации проекта «Социальное казначейство», который стартовал в 2020 году, — обеспечить такой механизм предоставления мер социальной поддержки, при котором гражданин мог бы получить любую причитающуюся ему выплату, льготу, пособие без лишних телодвижений, посредством подачи одного заявления, еще лучше — нажатием одной кнопки. А еще лучше, если достаточным и запускающим процесс назначения и предоставления выплат станет возникновение обстоятельств, при которых эти выплаты положены.
Понятно, что цель может быть достигнута в случае организации качественного электронного межведомственного взаимодействия. То есть должен быть отлажен оперативный обмен данными о конкретном гражданине, которые содержатся в информационных системах различных ведомств. Цель благая. Предусматривающую реализацию проекта Концепцию цифровой трансформации социальной сферы Правительство РФ утвердило в феврале 2021 года. Работа началась, и уже есть результаты.
Как было, как есть, как будет
Например, совсем недавно для того, чтобы получить материнский капитал, нужно было постараться: прийти с обозначенным пакетом документов в Пенсионный фонд РФ, написать заявление, дождаться изготовления самого сертификата на бланке строгой отчетности, прийти за его получением. Начиная еще с 2020 года эта услуга стала проактивной. Никуда ходить не нужно. Сертификат формируется и доступен на портале госуслуг уже по факту регистрации ребенка в органах ЗАГС. Статс-секретарь — заместитель министра труда и занятости РФ А. Н. Пудов на Московском финансовом форуме — 2022 сказал: «Мы избавились от необходимости подтверждения очевидного права».
Аналогичным образом сейчас выстроена и система предоставления нуждающимся семьям ежемесячных выплат на детей в возрасте до 17 лет. По словам Пудова, на сентябрь текущего года этим правом воспользовались уже 10 миллионов семей и получили 1,2 триллиона рублей. Независимо от региона заявление подается по единой форме и в электронном виде. Разрыв между подачей заявления и физическим получением денег — 10 дней. Это минимальный технологически возможный срок. Все необходимые для назначения выплаты документы генерируются исключительно через систему взаимодействия Пенсионного фонда РФ и органов социальной защиты.
Надо отметить, что с 1 января текущего года ПФР обеспечил реализацию 35 мер социальной поддержки, в периметр которой попало около двух миллионов человек. Полномочия были переданы ПФР от органов социальной защиты. И опять из выступления Пудова на финансовом форуме: «Вся процедура от начала организационно-технологических мероприятий до начала выплат составила два месяца. А с 1 января 2023 года все эти меры будут выведены на портал государственных услуг».
Подвергся цифровой трансформации и механизм предоставления услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья. Пенсии по инвалидности с 1 января 2022 года назначаются в проактивном режиме. Сам факт установления инвалидности запускает процесс назначения и расчета пенсии и ежемесячной денежной выплаты. С 1 июля этого года перешли и на новый порядок установления инвалидности. В результате взаимодействия учреждения медико-социальной экспертизы и лечебного учреждения отпала необходимость предоставления пакета бумажных документов. Результаты МСЭ и программа реабилитации формируются в электронном виде. Только за два месяца (июль — август) такой возможностью воспользовались 307 тысяч человек.
Позитивная тема — и введение электронного сертификата на приобретение технических средств реабилитации. Работает это так: человек сам выбирает поставщика и конкретный товар и расплачивается за его приобретение электронным сертификатом. На сентябрь этого года услугой воспользовались 60 тысяч человек.
Пенсионный фонд РФ реализовал на портале государственных услуг возможность назначения пенсии без обращения в фонд — по факту достижения человеком пенсионного возраста при соблюдении условий назначения пенсии. Можно зайти в личный кабинет и ознакомиться с предложенным расчетом ежемесячных выплат и одним кликом согласиться с ним, если, по мнению пенсионера, весь его стаж и заработок учтены.
Создание баз данных приводит к тому, что полностью меняется сама суть пенсионного процесса. Как отмечает врио председателя правления Пенсионного фонда РФ С. А. Чирков, следующий вопрос, который получит отражение в законодательстве, — это распределение ответственности. Изначально пенсионное право ответственность за сроки назначения пенсии возлагает не только на пенсионный орган, а также на человека (за предоставление документов). Теперь на гражданине ответственности фактически не будет. Благодаря глобальной автоматизации в пенсионном праве появился новый принцип — человек всегда прав.
В рамках социального казначейства реализован проект перехода на прямые выплаты по больничным листам и по беременности и родам. Если раньше больничный оплачивал работодатель, а потом получал возмещения из ФСС, то сегодня Фонд социального страхования перечисляет деньги автоматически. Уже практикуется и выдача электронного больничного листа.
От взаимодействия к объединению
С января нового года вместо ПФР и ФСС будет функционировать единый Социальный фонд. Главный аргумент за слияние — именно эти два фонда предоставляют населению абсолютное большинство мер социальной поддержки и это упрочит возможность получения услуг в режиме одного окна. Сейчас ситуации, когда гражданину для назначения выплат, связанных с инвалидностью, приходится обращаться в две организации, мягко говоря, нередки. Соответствующий закон об объединении принят, и сейчас идут работы по бесшовной интеграции полномочий, функций и информационных систем.
Но в данном случае важно, как полагают многие эксперты, сохранить автономность средств пенсионного и социального страхования. Объединение всех видов страхования в одном фонде порождает риски использования денег не на те страховые случаи, для которых они по природе своей предназначены. Первоначально в проекте закона, в соответствии с которым происходит слияние, оговорка о недопустимости расходования ресурсов из общего котла была, но на этапе прохождения чтений нивелирована. Перераспределение же средств из одного вида страхования в другой может иметь не самый положительный эффект.
Кроме объединения фондов, с 2023 года объединяется и уплата страховых взносов — вводится единый тариф. Как плюс такого решения — у работодателя будет не три расчета в три внебюджетных фонда, а один и, как следствие, один отчет. На 30% оптимизирован состав показателей отчетности, что позволит минимизировать количество ошибок. Введением единого тарифа страховых взносов, оптимизацией отчетности достигается и еще один эффект — появляется возможность более качественно решать вопрос предоставления мер социальной поддержки, потому что данные для решения вопроса о назначении пособий будут синхронизированы.
Но все это детали, которые позволят достичь одну большую цель — снизить уровень бедности в стране. Как отметил заместитель министра финансов РФ П. А. Кадочников, реализацию идеи социального казначейства и других новаций законодательства нужно рассматривать не только в организационно-техническом плане. Это ряд действий, которые обеспечат серьезное изменение приоритетов социальной политики государства. Развитие институтов господдержки с использованием автоматизации и информатизации позволит ей стать адресной, прозрачной и легкодоступной для каждого нуждающегося.
С. В. МАРТЫНЕНКО