25 апреля 2024 года
№ 11 ноябрь 2022 — 01 ноября 2022

Управление рисками в финансово-бюджетной сфере

Версия для печати 307 Материалы по теме
Управление рисками в финансово-бюджетной сфере

В системе Федерального казначейства функционал, направленный на регулирование рисков в финансово-бюджетной сфере, реализуют управления центрального аппарата и территориальных органов. При этом к участию в контрольно-надзорных мероприятиях привлекаются специалисты экспертного блока федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ФКУ «ЦОКР»). В рамках данной статьи остановимся на специфике и результатах работы ЦОКР как составляющей контрольной деятельности Федерального казначейства.

Татьяна Александровна Ставрова, заместитель главного технолога федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России»

Несмотря на единство целей и общность тем проведения контрольных мероприятий, их емкость и сложность проведения зачастую существенно отличаются. Это во многом зависит от масштабности и значимости мероприятий, объемов проверяемых средств, вопросов, которые ставятся перед ревизорами с учетом особенностей объектов проверки и рисков в их деятельности. В определенных случаях данные факторы обуславливают необходимость специфических знаний, в частности в области строительства, специального оборудования для проведения исследований, что требует привлечения специалистов-экспертов.

Начало создания экспертного блока ФКУ «ЦОКР» положено в феврале 2017 года. С того момента по настоящее время численность специалистов данного блока, задействованная в мероприятиях Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере, увеличилась (в 2,3 раза) практически пропорционально увеличению нагрузки (в 2,7 раза) (рисунок).

Снижение объема привлечений в 2020 году (как видно из рисунка) связано с ограничениями, обусловленными эпидемиологической ситуацией в стране и приостановлением ряда контрольных мероприятий во исполнение постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом численность экспертного блока в данный период времени также несколько сокращалась.

Задачи экспертного блока

Основной задачей при участии экспертов в контрольных мероприятиях является проведение строительно-технических исследований. В ходе них специалисты делают анализ проектной, исполнительной, первичной учетной, договорной, технической и иной документации на предмет соблюдения установленных требований федеральных, отраслевых и ведомственных нормативных и иных документов. Эксперты участвуют в контрольных обмерах, определяя соответствие видов и объемов фактически выполненных работ условиям контракта, а также видам и объемам работ, принятым к оплате объектом контроля согласно актам о приемке.

В процессе контрольного обмера на объектах капитального строительства в случае необходимости (в зависимости от целей исследования) может проводиться также сопоставление данных проектной и исполнительной документации с фактически выполненными работами на объекте, а также учетных данных о монтируемом и не подлежащем монтажу оборудовании с фактически установленными на объекте. Доля финансовых нарушений в общем объеме проверяемых средств в год на сумму более 140 миллиардов рублей за последние два года составила примерно 2%. При этом наряду с финансовыми нарушениями, влекущими обязанность объектов контроля осуществить возврат средств в бюджет, эксперты регулярно выявляют и иные нарушения.

Привлеченные эксперты

Периодически в ходе контрольных мероприятий возникают нетипичные потребности, требующие, например, оценки рыночной стоимости оборудования либо экспертизы его качества, технических и функциональных характеристик оборудования в целях проверки соблюдения законодательства РФ и иных правовых актов о контрактной системе. Специалисты ЦОКР могут рассмотреть не все вопросы.

В частности, для изучения моментов, связанных с необходимостью использования специального оборудования, обязательностью наличия лицензии на выполнение определенных видов работ, ЦОКР привлекает независимых экспертов в рамках заключаемых государственных контрактов. Так, количество экспертиз, проведение которых было обеспечено ЦОКР посредством привлечения экспертной организации, составило в 2020 году — 58, в 2021 году — 79. Эксперты привлекаются к участию в особо значимых контрольных мероприятиях, проводимых в соответствии c поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также в связи с обращениями правоохранительных органов РФ.

Риск-ориентированное планирование

Было бы несправедливым считать любое другое контрольное мероприятие, в том числе запланированное каждым территориальным органом Федерального казначейства, будь то Санкт-Петербург или Республика Хакасия, в отношении объектов, расположенных на соответствующей территории, незначимым. Общий объем субсидирования из федерального бюджета складывается из частных случаев, следовательно, контроль законности использования соответствующих средств в каждом из них также важен, конечно, с учетом реализации риск-ориентированного подхода на этапе планирования контрольных мероприятий.

Отмечу, что ФКУ «ЦОКР» участвует в процессе планирования контрольной деятельности на соответствующий год, рассматривая и согласовывая сводную потребность Федерального казначейства в привлечении экспертов к участию в тех или иных планируемых мероприятиях. Это позволяет дать соответствующие предложения с учетом анализа целесообразности их привлечения в конкретных случаях.

Совершенствование деятельности

Безусловно, важным фактором, обеспечивающим результативность контрольно-надзорных мероприятий, является грамотное их планирование, вместе с тем результативность контрольно-надзорных мероприятий Федерального казначейства, как и в практике любого другого уполномоченного органа, зависит от достаточности и уровня квалификации кадров, сроков проведения мероприятий и т. д. При этом существующий ведомственный подход к организации контрольной деятельности подразумевает в качестве одного из ресурсов обеспечения ее результативности вклад специалистов-экспертов в общий результат мероприятия, что делает задачу по проведению ведомством контроля в финансово-бюджетной сфере совместной задачей органов Федерального казначейства и ФКУ «ЦОКР».

ЦОКР постоянно совершенствует свою экспертную деятельность. Так, в связи с принятием постановления Правительства РФ от 14 апреля 2022 года № 665 «Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств» участие экспертов в контрольных мероприятиях органов Федерального казначейства во втором квартале 2022 года вновь сократилось. Однако в это время мы активизировали работу, направленную на методическое обеспечение экспертной деятельности. В наши задачи входит построение наиболее оптимальных алгоритмов действий при проведении экспертизы, анализ результатов проделанной ранее работы для выявления и минимизации соответствующих внутренних рисков, а также выявление лучших практик, сбор информации о нарушениях и их систематизация.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно