Версия для печати 568 Материалы по теме
Качественное управление доходами — залог бюджетной устойчивости

Залогом бюджетной устойчивости всегда, а в сложных экономических условиях, обусловленных высоким уровнем непредсказуемости, особенно, является качественное управление доходами бюджета. Опыт работы в этом направлении Финансового управления администрации города Оренбурга представлен в статье.

Ольга Ивановна Анисимова, начальник финансового управления администрации города Оренбурга

Cамый объемный налоговый источник бюджета города Оренбурга — НДФЛ. Его доля в налоговых и неналоговых доходах прошлого года составила около 40%. Полностью собрать его — первостепенная задача и налоговых органов, и муниципальной власти.

Особое внимание при этом мы уделяем таким вопросам, как своевременное представление налоговой декларации, выявление задолженности работодателей по заработной плате, погашение задолженности по налогу. Масштабная информационная работа с налогоплательщиками и налоговыми агентами через СМИ и посредством направления информации руководителям организаций также работает на результат. Все это обеспечивает ежегодную динамику поступлений. Так, в 2021 году бюджет города получил НДФЛ на 140 миллионов рублей больше, чем в предыдущем.

В 2021 году бюджет Оренбурга получил НДФЛ на 140 млн руб. больше, чем в 2020-м

Местные налоги

В зоне особого внимания собственные доходы бюджета, поскольку они по определению обладают наибольшим потенциалом в плане влияния на финансовую самостоятельность муниципалитета. К безусловно собственным можно отнести только местные налоги и неналоговые доходы бюджета, потому мы уделяем работе с такими доходами особое внимание.

В целях увеличения налоговой базы местных налогов, на долю которых приходится около 10% налоговых и неналоговых доходов нашего бюджета, на регулярной основе проводится работа по вовлечению в налоговый оборот новых объектов недвижимости, неиспользуемых земельных участков, в том числе из-под ветхого жилья.

Так, в прошлом году в результате реализации мероприятий по вовлечению в оборот неиспользуемых земель, предусмотренных соответствующим планом на 2021–2023 годы, в том числе мероприятий по оформлению в муниципальную собственность земель, собственность на которые не разграничена, удалось привлечь в бюджет города более 16 миллионов рублей как за счет предоставления земельных участков в собственность, так и за счет сдачи недвижимости в аренду.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» во втором полугодии 2021 года начата работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, расположенных на территории города, разработана соответствующая дорожная карта. Планируется, что до окончания текущего финансового года в оборот будет вовлечено 400 земельных участков и более 2,4 тысячи строений. Результатом этой работы должно стать поступление в бюджет города в 2023 году 3 миллионов рублей. Всего до 2025 года в оборот должно быть вовлечено около 19 тысяч объектов, а бюджетный эффект от данных мероприятий, имеющий накопительный характер, составит не менее 19 миллионов рублей ежегодно начиная с 2025 года.

Неэффективные налоговые льготы

В Оренбурге ежегодно проводится оценка налоговых расходов. Дополнительным ресурсом бюджета города стала отмена неэффективных налоговых льгот по земельному налогу. Так, с 2019 года в связи с невостребованностью отменена пониженная ставка в отношении земельных участков, занятых мусороперерабатывающими предприятиями. С 2020 года отменена льгота муниципальным учреждениям и муниципальным казенным предприятиям.

С 2021 года отменена льгота в отношении земельных участков, безвозмездно переданных налогоплательщиками учрежденным ими образовательным организациям, и пониженная ставка в отношении земельных участков с разрешенным использованием для осуществления деятельности по утилизации и захоронению отходов. Общий бюджетный эффект в 2021 году составил более 116 миллионов рублей.

Благодаря проводимой в целях повышения доходного потенциала работе количество объектов налогообложения, по которым налог предъявлен к уплате, ежегодно растет. Согласно представленной в рамках межведомственного взаимодействия информации налоговых органов количество строений, облагаемых налогом на имущество с физических лиц, увеличилось с 203 тысяч единиц в 2017 году до 235 тысяч в 2021-м, а земельных участков, облагаемых земельным налогом, — с 44 тысяч до 50 тысяч.

Чтобы не допустить сокращения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, специалисты финансового управления принимают участие в судебных заседаниях по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в случаях, где цена, указанная в отчете об определении рыночной стоимости, явно занижена (от двух до пяти раз). Если в прошлом году количество таких дел было 153, то за семь месяцев текущего года вследствие изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости — уже около 130. За весь указанный период по 28 делам данной категории было заявлено ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы. На основании результатов судебных экспертиз вынесены судебные решения, которые не позволили снизить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества.

Для выявления неиспользуемых земель, установления целевого использования земельных участков специалисты муниципалитета на регулярной основе осуществляют земельный контроль. Нередко в проверках участвуют специалисты прокуратуры города Оренбурга. Данные мероприятия осуществляются не только в целях обеспечения соблюдения земельного законодательства, но и позволяют расширить налоговую базу, увеличить объемы поступлений земельного налога и арендной платы за землю. Так, в результате произведенного в 2021 году обследования 898 земельных участков с целью выявления несоответствия фактического использования установленному виду разрешенного использования в 257 случаях была выявлена разница. Информация по результатам контрольных мероприятий направлена в налоговые органы для пересмотра налоговой ставки.

Неналоговые доходы

Доля неналоговых доходов в общем объеме налоговых и неналоговых доходов в 2019–2021 годах составляет около 14%. В прошлом году в бюджет города поступило около 1,02 миллиарда рублей неналоговых доходов. Плановые назначения по этому источнику перевыполнены на почти 162 миллиона рублей, прирост поступлений к предшествующему году составил 221 миллион рублей.

Основной прирост поступлений (213 миллионов) пришелся на доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Это объясняется прежде всего улучшением качества администрирования доходов от сдачи в аренду земельных участков. Большое внимание уделяется вопросу своевременной инвентаризации муниципального имущества и земельных участков под ним, выявлению неиспользуемых объектов, постановке их на учет и предоставлению юридическим и физическим лицам по договорам аренды или купли-продажи.

Начиная с 2017 года в местном бюджете появился такой источник доходов, как плата за размещение нестационарных торговых объектов (далее — НТО). Согласно утвержденному положению размещение НТО на территории города осуществляется в соответствии со специальной схемой, которая разработана с учетом мнения представителей предпринимательского сообщества и необходимости обеспечения населения торговыми площадями. Схема способствует улучшению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и, как следствие, росту поступлений в местный бюджет. Договоры на размещение НТО заключаются с победителями соответствующих аукционов не менее чем на пять лет (за исключением сезонных НТО).

В городе действует комиссия по вопросам полноты и своевременности осуществления платежей в бюджет за размещение НТО. Результатом ее деятельности в 2021 году стало погашение задолженности в сумме около 4 миллионов рублей. Проводимая претензионно-исковая работа позволила взыскать в бюджет еще 6,5 миллиона рублей задолженности.

Организованная работа по взиманию платы за размещение НТО позволила мобилизовать в доходы бюджета 2021 года 58,5 миллиона рублей доходов. Это в 5,6 раза превышает сумму, полученную в 2017 году (10,5 миллиона рублей).

Принимаемые муниципалитетом меры позволяют планомерно наращивать доходный потенциал местного бюджета. А налаженное взаимодействие с налоговыми органами, прокуратурой, службой судебных приставов — поддерживать на должном уровне собираемость налогов. Уровень собираемости имущественных налогов за прошлый год составил более 81%, что более чем на 9% выше уровня 2020 года. Отношение недоимки по налогам к общей сумме поступивших налоговых доходов бюджета города составило за прошлый год 3,7% против 4,7% за 2020 год.

Работа с администраторами доходов бюджета города, направленная на повышение качества администрирования доходных источников, ведется на постоянной основе.

Поделиться