Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, какая стратегия российских промышленных компаний более эффективна в новых условиях: инноваций или имитаций. В исследовании, представленном в ходе пленарного заседания X Международной научно-практической конференции «Управленческие науки в современном мире», показывается, что наиболее эффективные стратегии компаний – с использованием имитации, хотя такие компании испытывают трудности с привлечением капитала.
Доклад на соответствующую тему представил Декан Факультета «Высшая школа управления», профессор Департамента менеджмента и инноваций Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Аркадий Трачук.
В частности, он отметил, что рост экономики включает две стадии: имитационной и инновационной. Основных типов имитаций три: копирование продуктов целиком, копирование отдельных технических параметров, творческая имитация.
Исследование проводилось в три этапа. На первом была сформирована выборка и проведено онлайн анкетирование компаний. На втором проведена кластеризация компаний по типу реализуемой стратегии. И на третьем проанализирована эффективность стратегии имитации и инноваций. Всего в опросе приняли участие 132 промышленных компании, в том числе представители пищевой, химической промышленности, производства машин и оборудования.
В ходе первого этапа исследования выяснилось, что наиболее часто российские компании имитируют свойства продукта, так как в отличие от бизнес–модели и технологии производства, свойства продукта являются видимыми и легче поддаются обратному инжинирингу. Меньше всего компании копируют дизайн и бренд. При этом чаще всего компании, реализуя стратегии имитации, хотели бы привлечь новых потребителей, сохранить желаемую долю рынка и объем продаж.
На втором этапе для определения основных паттернов инноваций и имитаций промышленных компаний был использован метод двухэтапного кластерного анализа. Было выделено два типа инновационных стратегий: чистые инвесторы (компании, не использующие стратегии имитации ни по одному объекту, 37 компаний или 28%) и инноваторы с заимствованием бизнес-модели или методов управления (компании, использующие бизнес–модели или методы управления других компаний, но в остальных случаях являющиеся инноваторами, 21 компания или 16%).
Также было выделено три типа имитационных стратегий: чистые имитаторы (компании, копирующие с незначительными изменениями продукты, технологии, бизнес–модели или методы управления у другой компании, 19 компаний или 14%), креативные имитаторы с инновационной бизнес-моделью (компании, копирующие продукты другой компании со значительными изменениями и имеющие собственную оригинальную бизнес–модель, 46 компаний или 35%), имитаторы с инновационной бизнес-моделью (компании копирующие продукты другой компании с незначительными изменениями и имеющие собственную оригинальную бизнес – модель, 9 компаний или 7%).
Как подчеркнул Аркадий Трачук, из выделенных стратегий показали лучший результат по росту объема продаж две стратегии имитаций. При этом использование эффективных стратегий имитаций поможет новым компаниям с меньшими ресурсами не отставать от лидеров и развиваться вместе с рынком. Стратегии имитаций позволяют компаниям повышать результаты своей деятельности на начальном этапе и создавать собственные инновационные продукты в будущем.
Однако исследования на том не заканчиваются. Эксперт уточнил, что планируется сравнительный анализ эффективности имитационных стратегий среди высоко-, средне – и низкотехнологичных компаний, а также проведение сравнительного анализа в отраслевом и межстрановом разрезе.
Напомним, что конференция «Управленческие науки в современном мире» прошла 29-30 ноября 2022 года в Москве в Финансовом университете при Правительстве РФ. Организатором мероприятия выступил Факультет «Высшая школа управления» Финуниверситета. Соорганизатор — Издательский дом «Реальная экономика».