По состоянию на 1 октября 2022 года консолидированный объем внутреннего долга субъектов и муниципальных образований РФ впервые превысил отметку 3 триллиона рублей, увеличившись за девять месяцев на 7,8% (на 220 миллиардов рублей). Для сравнения: за аналогичный период 2021 года консолидированный объем субфедерального внутреннего долга показал незначительный (1%, или 29 миллиардов рублей) рост.
Не менее интересна динамика внутренней структуры совокупного внутреннего субфедерального долга. 70% его объема составляет задолженность по бюджетным кредитам (2,14 триллиона рублей), размер которых за прошедшие девять месяцев вырос более чем на 40% (644 миллиарда рублей). При этом задолженность по коммерческим заимствованиям в течение указанного периода сокращалась — по кредитам, полученным от кредитных организаций, снижение составило 74%, а по ценным бумагам (облигационные займы) — 8%. Итоговое снижение объема коммерческой задолженности составило более 420 миллиардов рублей.
Столь резкое изменение структуры долга в пользу бюджетных кредитов обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить две основные. Во-первых, это меры, принятые Правительством РФ по замещению коммерческих заимствований за счет бюджетных кредитов, что привело к стремительному сокращению долговых обязательств перед коммерческими финансовыми организациями. Во-вторых, значительное влияние на объем бюджетных кредитов оказал получивший в 2022 году активное развитие механизм предоставления субъектам РФ инфраструктурных бюджетных кредитов, целевым направлением которых является строительство и модернизация инфраструктуры регионов.
Как следствие, принятые меры отразились и на рынке коммерческих заимствований. Так, несмотря на продолжающийся третий месяц подряд рост объема объявленных аукционов на кредитование субфедеральных бюджетов, составившего 47,5 миллиарда рублей за октябрь 2022 года, коммерческие кредиторы не демонстрируют роста активности. В силу этого доля аукционов, на которые не было подано ни одной заявки, выросла до 55% от общего объема объявленных аукционов. Основной причиной такого поведения банков — участников рынка видится низкое значение начальных ставок по объявленным аукционам (среднее значение 8,52%), продиктованное обязательствами относительно максимального значения ценовых условий коммерческих заимствований, принимаемыми региональными и местными органами власти в случае привлечения ими бюджетных кредитов.
Приведенные в статье данные рассчитаны на основе сведений, публикуемых на официальных сайтах Министерства финансов РФ minfin.ru, Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, а также Банка России cbr.ru.
Р. А. Глушкин, начальник управления аналитического сопровождения бизнеса департамента государственных финансов АО «СМП Банк»
В. А. Абрукин, начальник управления по работе с бюджетной системой департамента государственных финансов АО «СМП Банк»