№ 12 декабрь 2022 — 05 декабря 2022

Каждая маленькая победа казначейства — главная победа жизни

Версия для печати 433 Материалы по теме
Каждая маленькая победа казначейства — главная победа жизни

— Татьяна Геннадьевна, начальником Главного управления Федерального казначейства вы стали в январе 1998 года, в очень сложное время. Как решились на такую ответственность?

— Казначейство — это важная и большая часть моей профессиональной жизни. По-другому и не скажешь. Но тогда — в январе 1998 года — это назначение было для меня неожиданным. Возглавить казначейство мне предложил министр финансов Михаил Михайлович Задорнов. С Михаилом Михайловичем мы вместе работали в Государственной думе. Он возглавлял Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, а я входила в состав этого комитета.

Не представляла, как смогу взять на себя такую огромную ответственность. Ведь я работала в управлении финансами на региональном уровне: была министром финансов Чукотского автономного округа, затем стала депутатом Госдумы. Даже подумать было страшно, что придется решать задачи, касающиеся финансов всей России.

— К моменту вашего прихода в Главное управление что из себя представляла казначейская система и какие задачи были поставлены перед вами?

— 1998 год — время глубочайшего кризиса. Резкое падение цены на нефть, отсутствие нормального правового регулирования во многих сферах и т. д. Все это не могло не привести тогда еще молодое государство к тяжелому экономическому кризису. Но это случилось чуть позднее, а в январе, когда последовало мое назначение, я пришла в профессиональный и сплоченный коллектив. Основы казначейской системы были заложены Александром Васильевичем Смирновым. Фактически уже была создана единая система казначейства. Во всех субъектах, кроме двух, работали управления Федерального казначейства.

Чего не хватало этой системе? Того, чего не хватало мне как министру финансов, когда я работала на Чукотке, моим коллегам по всей стране, — нормативного правового регулирования. Сейчас представить сложно, что когда-то мы работали даже не по приказам, а по каким-то телеграммам, письмам и разъяснениям. Никакого регулирования с точки зрения норм права, закона, постановлений правительства, приказов не было, как не было и методологии выстраивания процессов, связанных с исполнением бюджетов.

Надо понимать, что процесс исполнения бюджета — это не художественная лаборатория, а очень четкая и технологическая система. Здесь нет компромисса, который можно и должно найти, например, при формировании бюджета. При исполнении бюджета важен только четкий исполнительский процесс, для которого необходимо наличие нормативного правового регулирования.

___Foto_obl_12_2007.jpg

На первом этапе было сложно. Я понимала, что все мы вроде говорим об одном и том же, но применяем разные термины: кто-то говорил «открытие лимитов», кто-то это называл финансированием, кто-то — исполнением. Вроде бы об одном и том же, а слова разные. Сначала даже терялась, не понимала: мы обсуждаем один и тот же процесс или разные. Поэтому работу начали с составления небольшого словаря. Мы договорились, что «финансирование» означает открытие лимитов, «кассовое исполнение» — списание со счета и т. д. Нам нужен был этот элементарный словарь, который объединил всех нас с точки зрения понимания сущности вопроса, чтобы мы заговорили на одном языке. А далее все усилия направили на создание нормативной базы.

Вспомним, с чем мы столкнулись: товарной формой уплаты налогов и, как следствие, отсутствием денег в бюджете. Контракты тогда заключались с указанием только натуральных объемов (погонных метров, килограммов, тонн, штук). Цены были нестабильные, огромная инфляция, устанавливать стоимость в рублях было невозможно. Но в учете бюджетных обязательств количество валенок не отразишь, поэтому сотрудники казначейства днями и ночами сидели и переписывали, пересчитывали все договоры «с валенок и простыней» в рубли и ставили на учет обязательства. А когда брали на казначейское обслуживание муниципалитеты, то увидели, что у них нет даже элементарных уставов. Что делать? Разрабатывали типовые уставы, рассылали по управлениям, а они в свою очередь — в муниципалитеты. В общем, молодой казначейской системе приходилось наводить элементарный порядок в государственных финансах.

Франция_2001.jpg

Это был тяжелый период, но если посмотреть по нормативным документам, то 1998, 1999 годы были самыми продуктивными. В 2001 году мы сформировали первый отчет об исполнении бюджета за 1999 год, который утвердил парламент[1]. Это колоссальная заслуга Романа Евгеньевича Артюхина, он тогда был главным бухгалтером, очень много поработал, чтобы сделать этот отчет. Представляете, с 1992 по 1998 год никто не отчитался за бюджетные деньги, в России нет утвержденных отчетов за этот период. В 2001 году мы сделали все, чтобы запустить полный бюджетный цикл: формирование бюджета, принятие закона о бюджете, исполнение, аудит Счетной палаты, утверждение отчета об исполнении бюджета парламентом. И нам это удалось.

— Построить такую глобальную и уникальную казначейскую систему, которая отвечала бы потребностям именно России с ее часовыми поясами, ее уникальными условиями кассового исполнения бюджетов без правильной, грамотной стратегии было бы невозможно. Как рождалось именно видение горизонтов этой системы?

scan_3.jpg

— Первые годы работы в казначействе меня научили тому, что за текущими проблемами, которых тогда было очень много — на счетах ноль, а нужно выплачивать пенсии, платить денежное довольствие военнослужащим, зарплату бастующим шахтерам и т. д., — необходимо ставить стратегические задачи и работать на создание будущего. Именно этому учил нас Михаил Михайлович Задорнов.

Была поставлена задача — изменить систему распределения доходов от уплаты налогов, которая в конечном счете привела к тому, что товарная форма уплаты налогов прекратила свое существование, а также перевести все счета казначейства в Центральный банк. А то ведь как было? Казначейская система существовала, а деньги казны все были в коммерческих банках. Налоги считались уплаченными, когда деньги со счета налогоплательщика переводились на счет налоговой службы в этом же коммерческом банке, а дальше движения не было. Казалось бы, все исполнено, только денег в бюджете не было. И таких моментов было очень много.

img001.jpg

Тогда Минфин России принял решение о переводе счетов администраторов доходов из коммерческих банков в Центральный банк. Под руководством Михаила Михайловича была проведена очень аккуратная операция. Мы собирали представителей всех банков, обговаривали графики закрытия счетов. Очень важно было сделать все осторожно, чтобы не рухнула банковская система, которая фактически держалась на бюджетных деньгах, но речь ведь шла еще и о средствах физических, юридических лиц. Понятно, что выводить средства в ущерб клиентов нельзя. Весь процесс был выверен, но тем не менее порядка 40 миллиардов рублей так и пропали: банки оказались пустышками.

Алексей Леонидович Кудрин, когда стал министром финансов, мотивировал нас к изучению мирового опыта. Особенно в первые годы его работы на посту министра мы группами по 3–4 раза в год выезжали за рубеж. Изучали, как выстроены системы исполнения бюджетов Франции, Германии, США, Бразилии. Международный валютный фонд, Всемирный банк делали нам обзоры международных опытов. Изучали опыт и наших коллег из бывших союзных республик: Украины, Беларуси, Казахстана, стран Прибалтики. Изучая и вникая в суть построения системы, в правовое регулирование того или иного государства, мы сразу оценивали их на предмет, будет у нас работать эта модель или нет. Ведь в России другая конструкция законодательства, другое распределение полномочий, ответственности и т. д.

IMG_7915.jpg

Вот так постепенно, шаг за шагом благодаря практике, зарубежному опыту выстроилось понимание о необходимости создания так называемой учетно-центричной системы казначейства, когда в основе системы лежит не просто учет операций по исполнению бюджета, а полный бухгалтерский учет. Мы долго к этому шли, постепенно вводя в систему все необходимые элементы: исполнение бюджета, учет доходов и обязательств, закупки, кассовое обслуживание бюджетов субъектов РФ и т. д. Завершенная система — это та, в которой казначейство стало единым главным бухгалтером для страны, что фактически реализовалось четыре года назад.

— В истории казначейства много различных событий и побед. На ваш взгляд, что можно считать самым главным достижением системы?

— Невозможно выделить. Мне кажется, каждая веха в истории казначейства была для всех нас яркой победой. Это и вывод денег из коммерческих банков — тяжелейшая работа, о которой ранее упомянула, и реформа распределения доходов от уплаты налогов по уровням бюджетной системы. Мы прошли Конституционный суд, защищая интересы бюджета в вопросе учета всех операций по уплате налогов при применении нормативов по распределению доходов по уровням бюджета. Не меньшей победой был и перевод на казначейское исполнение бюджета Министерства обороны. Сейчас никто не задумывается над этим, а ведь какую колоссальнейшую работу провела Валентина Григорьевна Зуева. После бесконечных совещаний, телефонных переговоров округ за округом мы брали их на казначейское исполнение.

Фото_команды_Мордовии.jpg

Создание единого казначейского счета в 2004 году, появление такого понятия, как администратор доходов бюджета, — важнейший шаг вперед, наша победа, которая состоялась благодаря таким самоотверженным людям, как Людмила Александровна Лопина, Валентина Ивановна Малышева. Создав единый казначейский счет, казначейство научилось управлять его ликвидностью. Перевод в 2005 году всех региональных и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства — не меньший успех. Объединение системы закупок с «Электронным бюджетом», внедрение единого бухгалтерского учета — также огромный прорыв в управлении бюджетными средствами. Как видите, таких вех очень много. Каждую маленькую победу тогда рассматривали как главную победу нашей жизни.

— 2005 год — значимая дата в истории Российского казначейства. С января управление было выделено в отдельный федеральный орган власти — Федеральное казначейство. Насколько это было важно для дальнейшего развития системы?

— Сказать, что я была большим сторонником этого процесса, не могу. На мой взгляд, казначейство как было неотъемлемой частью Минфина, так и осталось. Оно и тогда не отделяло себя от Министерства финансов, и сейчас, что называется, «плоть от плоти» его.

В_Минфине_Калужской_области.png

Что касается преимущества выделения казначейства в отдельный федеральный орган исполнительной власти, то оно прежде всего в скорости принятия нормативных документов. Многие функции были переданы казначейству, и оно получило право регулировать их своими приказами, регистрируемыми в Минюсте России. В разы возросла оперативность принятия решений в части построения и эксплуатации всех информационных систем. В Минфине нам никак не удавалось быстро продвигать наши изменения, доработки, а они шли постоянно.

— Не было бы такого глобального успешного проекта, как «Федеральное казначейство», если бы не... Какую составляющую вы бы назвали?

— Несомненно, главная составляющая успеха Федерального казначейства — это люди. Вызовы, стоящие тогда перед казначейством, как центробежная сила, сплотили нас в настоящую команду, способную на самоотверженную работу, на достижение великой цели — построение лучшей системы в мире по управлению государственными финансами. Сложился постоянный высокопрофессиональный коллектив. Несмотря на низкие зарплаты, огромный объем работы, необходимость решать все новые и новые задачи, люди из казначейской системы уходили только на пенсию.

5.png

Коллектив казначейства, с одной стороны, команда, которая нацелена на движение к единой цели, где четко распределены роли и все знают, как действовать, с другой — коллектив уже давно стал одной большой и дружной семьей. Мы всегда поддерживали и продолжаем поддерживать друг друга в трудные минуты, чувствуем и очень ценим эту поддержку, независимо от того, где мы находимся — на Камчатке или в Калининграде. Казначеи помнят историю создания системы, чтят и развивают сложившиеся традиции.

Мы всегда дорожили молодежью, понимали ответственность старшего поколения за молодых специалистов. Увлекали их разными проектами, которые, с одной стороны, в них формировали лидерские качества, с другой — позволяли проявить себя творчески. В казначейской системе на многих должностях очень много технологичной и монотонной работы и мало творчества, а человек без этого не может. Мы создали Молодежный совет, стали проводить разные конкурсы фотографий, рисунков, КВН, формировали спортивные команды, развивали волонтерское движение, курировали детские дома. В итоге в Казначействе России сформировалось мощное молодежное движение. Мне кажется, очень важно человеку, помимо профессионального роста, иметь возможность себя креативно выразить.

Вот именно такой полноценный и самодостаточный коллектив способен решать грандиозные задачи и быть опорой для финансовой системы России.

— Татьяна Геннадьевна, ведь во многом именно благодаря вам сложился такой коллектив. Вы подбирали людей. Ходит легенда, что вы якобы тайно вывезли из Казахстана Валентину Ивановну Малышеву и Людмилу Александровну Лопину. Это легенда или правда?

— Правда. Изучая международный опыт в части распределения доходов по уровню бюджетов нас заинтересовал опыт Казахстана. Мы организовали поездку в республику. Я тогда не смогла поехать, и делегацию возглавлял Антон Викторович Дроздов. Коллеги приехали под таким впечатлением от казахстанских реформ, что я решила: надо обязательно пригласить казначеев из Казахстана в Москву. В составе делегации как раз были Валентина Ивановна, руководитель Казначейства Казахстана, и ее заместитель Людмила Александровна.

У нас получилась очень интересная и плодотворная конференция. Мы обсуждали нормативное регулирование, казначейские системы, рассказывали друг другу, что получается, а что нет. Помню, Людмила Александровна и Валентина Ивановна были очень возмущены тем, что у нас действовали товарные формы уплаты налогов и зачеты. Вот так, пообщавшись с ними, поняла, что они нам нужны, а еще я почувствовала, что они скучают по родине.

Министром тогда был Михаил Михайлович, я к нему пришла и сказала, что нам нужно привезти двух человек из Казахстана и дать им гарантии на получение гражданства и жилья. Он только спросил: «Не сомневаешься? Они правда нужны?» Я ответила, что это нужно прежде всего не им, а России. Я абсолютно была убеждена в своей правоте.

Сейчас не понимаю, как я пошла на эту авантюру и так рисковала судьбами людей. Но, как говорится, вижу цель — не вижу препятствий. Передо мной стояла задача создать эффективную казначейскую систему, и эти люди могли очень помочь. Полгода они жили на легендированной квартире. Будучи еще гражданами Казахстана, они уже работали в Минфине России. Быстро сделали им российские паспорта, через год дали жилье, а через два их заслуги были отмечены государственными наградами Российской Федерации.

Это только подтверждает мои слова, что за каждым успехом казначейства стоят конкретные люди, чьи имена уже вписаны в историю государственных финансов России. Я сегодня назвала лишь некоторые имена, но я помню всех, кто стоял у первоистоков и создавал Казначейство России. Я поздравляю всех казначеев с праздником, желаю коллегам и их близким крепкого здоровья!

Подготовила О. В. ИЗУТОВА



[1] Федеральный закон от 19 июня 2001 года № 80-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 1999 год».

Поделиться