25 апреля 2024 года
№ 12 декабрь 2022 — 05 декабря 2022

Федеральное казначейство: как все начиналось

Версия для печати 302 Материалы по теме
Федеральное казначейство: как все начиналось

Федеральное казначейство России отмечает свое 30-летие. В такие моменты особенно хочется вспомнить: а как же все начиналось? Что стоит за созданием современного, динамично развивающегося государственного института? Конечно же, люди, их тяжелый труд, опыт и энтузиазм. Сегодня мы публикуем воспоминания тех, кто стоял у истоков создания и развития казначейской системы.

Как мы расходные расписания спасали

Владимир Викторович Быченков, руководитель УФК по Красноярскому краю

На дворе 1995 год. Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю, как и другие управления страны, готовится к открытию и обслуживанию лицевых счетов учреждений и организаций. Со дня на день мы ждали, что начнем выполнять новую функцию — доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета расходных расписаний вышестоящих главных распорядителей. Все переживали, как все пройдет, и с нетерпением ждали первые документы из Главного управления Федерального казначейства, в те годы являвшегося департаментом Минфина России.

Москва пообещала, что документы пришлет нам в понедельник по факсу, а через неделю мы должны были уже отправить их по распорядителям и получателям. К тому моменту в управление был куплен первый факс Panasonic, крутой по тем временам: сам отрезал листы по формату А4. Работал факс на термобумаге — тонкой, плотно намотанной на катушку. Помните, как она, выходя из аппарата, обрезалась и сразу же скручивалась в рулончики?

Разница во времени с Москвой у нас составляет четыре часа. В то время как в главном управлении заканчивался обеденный перерыв, у нас уже был конец рабочего дня, поэтому мы оставляли факс включенным на автоматический круглосуточный прием. Стоял факс в отделе платежей на краешке стола.

Проходит понедельник, за ним вторник — расходных расписаний нет. Приходим в среду — тоже нет! Звонок из Москвы, прямо из главного управления. Сообщили, что все расходные расписания нам отправлены. Ну а мы-то ни одного не видели.

Заместитель руководителя — начальник отдела платежей федерального бюджета побежал к программистам: «Срочно разберитесь с факсом, может неисправность какая?!» Программисты аппарат проверили: факс как факс — работает. Искали расходные расписания везде, даже в мусорных корзинах, но нет их, как сквозь землю провалились. Взяли паузу до утра.

Наступает утро четверга. Приходим на работу, в кабинетах порядок, мусорные корзинки стоят пустые, только дно аккуратно застелено бумагами. А бумаги-то все новые, что само по себе как-то нерачительно и странно. В общем, это бросилось в глаза. Достали одну бумажку, перевернули. А на ней красуется расходное расписание!

Вызвали уборщицу. Она и рассказала, что пришла в кабинет — какие-то бумаги под столом валяются. Раз на полу — значит, мусор. Ненужные, стало быть! Ну и приспособила их застилать дно в корзинках.

Пошли мы, значит, по кабинетам. Все расписания, что нашли, собрали по урнам. Но мы же не знаем, сколько их всего было, а вдруг не все разыскали? Экипировали начальника отдела черным рабочим халатом, резиновыми перчатками, и перетрясла она весь мусорный контейнер во дворе учреждения, но ничего больше не нашла.

В конечном итоге пришлось звонить в главное управление и просить, чтобы прислали расходные расписания повторно. Несмотря на это злоключение, сроков мы не упустили и начали новую работу вовремя.

Надо сказать, что поначалу многие сотрудники с новой оргтехникой общались на «вы». Факсы, ксероксы, компьютеры — все это осваивалось постепенно, по мере нарастания уровня информатизации в управлениях Федерального казначейства. У клиентов и простых граждан опыта использования оргтехники было итого меньше, поэтому случались разные смешные ситуации.

Однажды звонит наша сотрудница Галина Анатольевна в район, в отделение, и просит:

— Примите факс.

А в ответ:

— Что?

Галина Анатольевна повторяет:

— Примите факс!

— Что-о?!

— Да стартуйте уже!

— Куда-аа?!

Галина Анатольевна кладет трубку — мы «рыдаем». Оказывается — ошиблась номером.

Или другой случай. Звонок к нам в управление. Голос из трубки произносит:

— Примите факс. (Стандартная фраза.)

— Хорошо, стартуйте, — отвечает наш сотрудник.

— А где стартовать?

— Ну у вас должна быть на аппарате зеленая кнопочка.

— Да нет тут никакой зеленой кнопочки.

— А какой у вас аппарат?

Голос из трубки называет модель обычного телефона.

— А факс где ваш?!

— В сейфе у начальника стоит...

Что это еще за казачество?

Валентина Викторовна Кузнецова, ветеран казначейской системы, работала в УФК по Тульской области

Становление казначейской системы — интересное время было для нас, первых казначеев. Столько всего нового приходилось познавать, такую кропотливую работу делать. Каждый день вручную отчеты нужно было сводить так, чтобы сошлось все до копеечки. Иногда сидели до глубокой ночи. Мужья приходят и спрашивают: «Где жены?» А они сидят, сверяют, потерявшуюся копейку ищут. И пока не найдут, домой им уйти никак нельзя.

А как было несподручно домой ночью добираться! Времена ведь не самые благополучные были. Очень радовались, когда в управление купили машину «Волгу» и на ней стали по домам развозить припозднившихся сотрудников. Помню, едем домой с коллегами в три часа ночи. Вдруг нашу «Волгу» останавливает милиция для проверки документов. Стали интересоваться: кто такие, откуда едем. Мы достали казначейские удостоверения и показываем милиционеру. Он недоуменно крутит в руках наши корочки и переспрашивает: «Что это еще за казачество?» Фраза стала у нас крылатой.

Выйти всем из УФК!

Елена Анатольевна Жеребцова, старший казначей отдела расходов УФК по Кировской области

В конце 1990-х годов расходный блок казначейства еще работал в программе «Смета-F». Особенностью одной из версий этой программы было то, что для закрытия операционного дня всем пользователям, кроме уполномоченного сотрудника, необходимо было выйти из прикладного программного обеспечения. Соответственно, сотрудник в нужное время обзванивал все отделы и просил пользователей отключиться. И называлась эта версия программы незатейливо — «УФК».

И вот представьте, обычный рабочий день в отделе расходов. Кабинет полон клиентов, принимаем документы, выдаем выписки, что-то объясняем... Раздается телефонный звонок. Сотрудник поднимает трубку, прослушивает информацию о закрытии дня, после чего громко объявляет «Всем выйти из УФК!» Все клиенты подхватывают свои портфели-папки-документы и дружно устремляются на выход. Мы в недоумении: «Вы куда?!» А нам отвечают: «Так просили же всех выйти из УФК, а вдруг у вас тут бомба заложена?» С тех пор в нужный момент в отделе звучала только нейтральная фраза: «Всем пользователям выйти из программы!» — а то мало ли кто что подумает.

Губернатор-союзник

Виктор Васильевич Глазков, первый руководитель УФК по Калининградской области

Не секрет, что появление казначейства в регионах в середине 1990-х годов было принято бюджетополучателями, мягко сказать, настороженно. Это касалось и администрации Калининградской области. Поэтому в то время перед нами, наряду с организацией казначейской системы, стояла не менее важная задача — завоевать доверие бюджетополучателей и установить с ними партнерские отношения.

Вспоминается один случай, произошедший в 1998 году. Минфин России выделил определенную сумму для Калининградской области. Однако транш в область в оговоренное время не поступил: завис по каким-то причинам в Главном управлении Федерального казначейства. К решению данной проблемы подключился губернатор, но его попытки не увенчались успехом. Тогда глава региона позвонил мне и попросил передать руководству казначейства, что если выделенные средства не поступят в ближайшее время, то здание УФК по Калининградской области отключат от канализации. Я, конечно же, передал это сообщение слово в слово в Главное управление Федерального казначейства. Транш успешно пришел в регион, а УФК по Калининградской области приобрело в лице губернатора надежного союзника в вопросах становления и развития казначейского обслуживания региона.

Подарок от Деда Мороза

Михаил Владимирович Петров, заместитель руководителя УФК по Сахалинской области

Работа в казначействе для меня запомнится в том числе интересными и неожиданными встречами. В августе 2004 года в Отделении по Холмскому району УФК по Сахалинской области, которое я возглавлял, раздался звонок. Звонил руководитель управления, чтобы сообщить о приезде в наше отделение сотрудника из Министерства финансов США, советника при Главном управлении Казначейства США Леонарда Суини. К визиту высокого гостя готовились тщательно.

Встреча прошла, как раньше говорили, в дружеской рабочей атмосфере и, конечно же, в лучших русских традициях: с самоваром, блинами с красной икрой. Г-н Суини не остался в долгу и прислал нам благодарственное письмо.

Следующая яркая встреча, которая мне запомнилась, произошла с юной жительницей города Холмска. От руководства управления поступило задание: вручить ей подарок от самого Деда Мороза! Девочка написала письмо в Великий Устюг, в резиденцию Деда Мороза, с просьбой подарить ей компьютер. Спустя время, когда, наверное, об этом все забыли, мечта ребенка осуществилась. Сколько счастья мы увидели в глазах ребенка, когда вручали ей компьютер! Это была очень трогательная встреча.

За ошибку чоко-пай

Татьяна Ивановна Гореза, бывший начальник отдела доходов УФК по Камчатскому краю

Я пришла на работу в УФК по Камчатской области в ноябре 1997 года из финансового управления администрации Камчатской области. Руководителем УФК в то время был Парфен Парфенович Сушкевич, а куратором отдела доходов, который я возглавила, — заместитель руководителя УФК Татьяна Александровна Радина, ставшая моим первым наставником в казначейском деле.

Вскоре я убедилась, что в казначейской системе нет застоя. Каждый год внедряется что-то новое — то единый казначейский счет, то администрирование платежей, то более современное программное обеспечение. Поэтому постоянно нужно что-то изучать, повышать свой профессиональный уровень.

Конечно, было трудно, особенно в начале. Засиживались до позднего вечера, спорили, искали верные пути и алгоритмы решения возникающих проблем. Бывало, в конце рабочего дня не сходился дебет с кредитом, вместе искали ошибки до победного. У нас был переходящий приз — печенюшка чоко-пай, ее вручали допустившему ошибку.

В 2007 году в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа образовался новый субъект РФ — Камчатский край. И снова принятие на обслуживание новых местных бюджетов, организация взаимодействия с новыми администраторами доходов бюджетов. Коллектив отдела всегда отвечал на вызовы времени высоким профессионализмом и ответственностью.

Модемный пул как вершина ИТ

Ахмед Багаутдинович Ахмедов, заместитель руководителя УФК по Республике Дагестан

В 1996 году я впервые оказался в Москве. Наверное, это была бы самая замечательная поездка, если бы не одно обстоятельство — это была моя первая служебная командировка буквально через две недели после приема на работу в органы Федерального казначейства. Москва, Ильинка, кабинеты, новые люди, вопросы, на которые я еще не знал ответов, забытое в гостинице командировочное удостоверение, прием факсом заявок на вычислительную технику — все это запомнилось до мельчайших деталей. Помню удивленный взгляд Г. Г. Лалаева (тогда он, если не ошибаюсь, возглавлял ИТ-направление), увидевшего трехзначные цифры количества запрашиваемых рабочих станций для УФК по Республике Дагестан. Помню и усталость свою, когда грузил коробки с надписью Siemens-Nixdorf в грузовик с дагестанскими номерами. Погрузчик уехал, а мне тем временем принесли накладную на подпись. Тут я понял, что где-то сбился и неправильно посчитал количество мест. Больше часа, почти в полной темноте, на морозе, не снимая своего модного в те времена длинного черного пальто, вдвоем с водителем вручную разгружали машину, пересчитывали коробки и загружали их обратно.

Потом была первая локальная вычислительная сеть в здании управления, проложенная своими руками, без всяких кабель-каналов, на стяжках. Позже была стопка модемов на столе в информационном отделе, через которые два раза в день вручную проводили сеанс коммутации с территориальными отделами для приема-передачи данных. Помню подсказку С. Н. Кузьминой, тогда начальника отдела УФК по Волгоградской области, благодаря которой мы на основе этой стопки создали модемный пул с автоматической коммутацией, и он тогда казался нам вершиной информационных технологий!

Сейчас казначейство — настоящий кристалл технологий, но как он зарождался и, главное, кто был рядом в те непростые времена — это то, что навсегда будет в нашей памяти, будет примером для нового поколения казначеев, к воспитанию которых хочется иметь, не скрою, прямое отношение.

Покорение ППО АСФК

Дмитрий Александрович Оловянников, руководитель УФК по Саратовской области

Воспоминания о самых значимых и ярких событиях остаются с нами на всю жизнь. Внедрение ППО «Автоматизированная система Федерального казначейства» будет в памяти коллектива как ключевое событие, сплотившее управление в одну большую дружную команду.

Все началось 15 лет назад, в 2007 году. На базе трех региональных управлений, в том числе УФК по Саратовской области, проводился пилотный проект по внедрению программного комплекса «АСФК».

Несмотря на то что постановка задачи была уже сформулирована, в процессе внедрения «АСФК» выявлялись неучтенные ранее моменты, и разработчики дорабатывали программный продукт, опираясь на опыт и знание специфики работы сотрудников управления. Специалисты группы внедрения управления осуществляли прохождение операционного дня одновременно в рабочей и тестовой базах, вели совместное тестирование с территориальными отделениями в вечернее время, после завершения операционного дня. Рабочий день длился по 12–14 часов, а бывало, заканчивался и за полночь.

В 2009 году управление завершило опытную эксплуатацию ППО «АСФК», и с 1 января 2010 года было принято историческое решение о вводе его в промышленную эксплуатацию, о начале тиражирования его по всей России.

Переход на промышленную эксплуатацию ППО «АСФК» был как выход в открытый космос, где нет ни воздуха, ни точки опоры, ни страховки. Особенно тяжело прошли первые полгода работы. Регулярно возникали нештатные ситуации. Патчи, которые делались для исправления одних ошибок, провоцировали появление других. Приходилось оперативно все исправлять, разъяснять разработчикам всю остроту возникших проблем и обосновывать срочность доработки.

Проделанная колоссальная работа позволила внедрить масштабный ИТ-проект, который уже второе десятилетие бесперебойно функционирует, способствуя эффективному выполнению бизнес-процессов в органах казначейства.

Из Москвы — в Грозный

Руслан Мавсарович Дакаев, помощник руководителя УФК по Чеченской Республике

В трудное время происходило становление казначейской системы Чеченской Республики. В регионе отсутствовали соответствующие помещения для размещения казначейства. Приказом Министерства финансов РФ в апреле 2000 года было воссоздано УФК по Чеченской Республике с расположением его в Москве, недалеко от Федерального казначейства.

В ноябре 2005 года нам было дано задание переехать в город Грозный, но останавливать непрерывный цикл бюджетного процесса по кассовому обслуживанию клиентов управления было невозможно. Руководством было принято решение: сначала отправили половину сотрудников управления, и после их устройства на новом месте и запуска необходимого оборудования для выполнения всех функций по обслуживанию бюджетополучателей республики переехали остальные сотрудники. В результате все платежные документы клиентов управления были исполнены своевременно.

Считаю необходимым вспомнить о происшедшем на территории Правительства Чеченской Республики трагическом случае. Это было 27 декабря 2002 года. До конца финансового года оставались считаные дни. Отделение по городу Грозному УФК по Чеченской Республике находилось в то время в здании правительства региона. И вот где-то в районе 16 часов террористы на двух грузовиках, груженных тротилом, ворвались на территорию правительственного комплекса и произвели мощный взрыв. Погибло много сотрудников правительства и различных министерств. Благодаря тому, что кабинеты отделения казначейства находились с другой стороны здания, никто из сотрудников казначейства не погиб, но было много раненых. Среди раненых был и С. Ш. Алимханов, в тот период руководитель управления. Он прибыл в командировку в Грозный для непосредственного руководства мероприятиями по завершению финансового года.

На следующий рабочий день сотрудники казначейства, кто по состоянию здоровья смог прийти на работу, установили необходимое оборудование в гараже правительства и принимали клиентов управления, ни на один день не прервав рабочий цикл, тем самым успешно завершив финансовый 2002 год.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно