№ 12 декабрь 2022 — 05 декабря 2022

Госплан и бизнес-инициатива — нужна коалиция

Версия для печати 347 Материалы по теме
Госплан и бизнес-инициатива — нужна коалиция

Финансовый университет после вынужденного «ковидного» перерыва провел VII Международный форум. За эти два непростых года экономике России и всего мира брошены беспрецедентно сложные вызовы. Название форума «Экономические бои без правил: рецепты победы» предопределило и без того жизнеутверждающий настрой собравшихся: с вызовами справляемся, рост обеспечим, главное — обеспечить качественное взаимодействие бизнеса и власти.

База ИТ-развития

Многое изменилось с 2019 года, когда проводили предыдущий форум, но ключевая цель — поиск наилучшего пути развития страны, роста качества жизни граждан, в том числе с помощью цифровых технологий — осталась актуальной. В этом году Всемирный банк включил Россию в десятку стран с наивысшим рейтингом цифровизации госуправления, ранее Сбербанк был признан одним из лидеров цифрового банкинга в Центральной и Восточной Европе. Для того чтобы минимизировать последствия ограничительных мер со стороны западных стран и обеспечить возможность высокотехнологичного экспорта, определено более 200 ИТ-проектов, реализация которых будет профинансирована с поддержкой федерального бюджета.

Для реализации новых решений, в том числе в финансовом секторе, необходимы форсированные исследования и разработки. Д. Н. Чернышенко, вице-премьер Российской Федерации, подчеркнул, что это один из ключевых векторов деятельности правительства. «В прошлом году по поручению президента мы обеспечили консолидацию всех бюджетных средств на исследования и научные разработки гражданского назначения в единой госпрограмме „Научно-технологическое развитие РФ“, — сказал Чернышенко в своем видеообращении. — Концентрация таких ресурсов позволила ввести единые требования к экспертизе научных исследований, а также гибко и оперативно отвечать на вызовы. Впервые всем бюджетным расходам на науку гражданского назначения были присвоены приоритеты: была проведена экспертиза и приоритизация всех госзаданий — это более 12 тысяч научных тем». Главное, чтобы результаты исследований были востребованы нашими учеными, бизнесом и промышленностью.

Также правительство запустило ряд программ, которые предусматривают создание консорциумов научных и образовательных организаций с предприятиями промышленности и технологическими компаниями. Предполагается, что такая кооперация обеспечит науке заказчика, который, в свою очередь, внедрит результаты исследований в экономику. Для решения этих задач сейчас формируется единая информационная система управления наукой, первые сервисы которой, по словам вице-премьера, будут запущены уже до конца 2022 года. Все это должно стать базой для дальнейшего цифрового развития экономики страны.

Д. Н. Песков, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, высказал мысль, что необходимо принципиально менять основу моделей инвестиционных проектов и понимание того, что такое инвестиция. А также создавать для них организационно-правовую форму, которая позволяет делать акцент не на прибыли акционеров, а на достижении целевого результата по созданию конечной технологии.

«Мы научились за последние годы быстро и дешево готовить айтишников младшего уровня с помощью создания цифровых кафедр, контрольных цифр приема и онлайн-программ, — считает Песков. — Поэтому, когда из страны часть из них сбежала, это не стало проблемой, из подполья вышли те, кто работал на западные корпорации в офшорном программировании. Теперь эти ребята пошли создавать отечественные технологии в области серверного оборудования, сетей связи, работают в частных космических компаниях. У нас в стране планы четырех крупнейших частных космических компаний, три из которых выросли из ИТ-фирм, в три раза превышают планы Роскосмоса по развертыванию группировок в рамках проекта „Сфера“». Так что с ИТ и «цифрой» все будет хорошо, а вот с инженерами, технологиями и технологическим суверенитетом нужно работать, и тут необходима помощь государства.

Реальный драйвер

А. Н. Шохин, президент РСПП, высказал свое мнение на вопрос модератора о том, будет ли у нас в стране переход на мобилизационную модель, в том числе экономического развития, или все-таки на решение задач экономики будет направлена энергия бизнеса. «В сетях моделируются варианты и образы будущего: Госплан 2.0 или рыночная экономика — Справедливый капитализм 2.0. Хотелось бы, чтобы нас ждала Индустрия 4.0 или Общество 5.0. На мой взгляд, нельзя говорить о том, что у нас есть свобода выбора. Мы сейчас любим отматывать на 24 февраля. В тот день, помимо известных всем событий, состоялась встреча президента с бизнесом, — напомнил Шохин. — Президент тогда четко зафиксировал, что свобода предпринимательства — основа развития российской экономики даже в нынешних сложных условиях и только бизнес может быть реальным драйвером экономического роста». По словам главы РСПП, высокая адаптивность частного предпринимательства и нашей все-таки рыночной системы помогла выйти на гораздо более позитивные параметры, чем прогнозировались в начале года. На вопрос о том, чего ждет бизнес от государства, Шохин ответил кратко: защиты прав собственности.

Расширение возможностей

Н. А. Журавлев, заместитель председателя Совета Федерации, рассказал о работе в транспортно-логистической сфере. «Нам за полгода пришлось полностью перенаправить все грузопотоки. Здесь очень важно прогнозировать на перспективу и соотносить все возможные наши экспортные и импортные операции с нашими инфраструктурными возможностями, — говорит Журавлев. — У нас большой профицит торгового баланса, что вызывает негативные последствия для рубля, и бо`льшую часть отраслей это затрагивает. Логистика, связанная с международной торговлей, для нас ключевая».

В части стимулирования инвестиционной активности правительство проделало большую работу по инструментам СЗПК (соглашений о защите и поощрении капиталовложений), ГЧП. Закон, который приняли летом[1], позволил войти в инструмент СЗПК более 70 новым проектам, это тысячи рабочих мест. Журавлев особо подчеркнул, что также принята важная норма — в расчетах позволили учитывать кредитные средства. Это то, о чем долго и безуспешно просил бизнес.

Фонд развития промышленности был докапитализирован на более 70 миллиардов рублей в этом году, в бюджете на следующий год, по словам Журавлева, также предусмотрены деньги для докапитализации. Немаловажным было названо восстановление института госгарантий. «Сейчас госгарантии фактически не работают из-за противоречий между правительством и Центробанком. Для проектов, которые обеспечены госгарантиями, ЦБ не разрешает применять мягкое регулирование. В бюджете как бы есть „гарантийные“ 5 триллионов рублей. Но на самом деле будет выдано если не ноль, то что-то около того, — отметил сенатор. — Законодательно у нас госгарантия не является безотзывной, это нужно обязательно исправить. Мы с Анатолием Геннадьевичем Аксаковым (председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку. — Прим. ред.) соответствующий законопроект подготовили и надеемся, что в этот раз правительство нас услышит».

Финансовая инфраструктура

А. В. Моисеев, заместитель министра финансов РФ, рассказал о том, как экономические реалии выдерживает финансовый блок. В начале своего выступления он привел несбывшийся прогноз Менделеева, который на рубеже XIX–XX веков писал, что, по его подсчетам, в конце XX века население России составит 600 миллионов человек. Но если даже пару лет назад можно было говорить, что у нас, возможно, будет избыток рабочей силы, то сейчас явный ее недостаток может стать одним из ограничивающих факторов развития экономики.

«Несмотря на происки врагов, у нас не было ни одного сбоя в расчетах ни по банковским картам, ни между банками и юрлицами, ни в переводах, ни в банкоматах», — отметил Моисеев. Это, конечно, большая победа, и вопросов к обеспечению работы кровеносной системы экономики не возникает. По словам замминистра, вопросы имеются в отношении другой функции финансовой системы — это обеспечение прироста капитала. Раньше внутренние источники (депозиты, небольшое количество краткосрочных облигаций) обеспечивали преимущественно краткосрочную ликвидность. Весь реальный капитал, который можно использовать для настоящих инвестиций, привлекался на западных финансовых рынках. Даже если размещение происходило в России, большая часть инвесторов, которые покупали акции российских компаний или длинные облигации, были иностранцами. Сейчас этот механизм разрушен. Иностранных инвестиций не будет в объеме, достаточном для финансирования преодоления технологического отставания. И теперь необходимо по-новому смотреть на развитие российского фондового рынка. В широком смысле — это не только размещение акций. Представитель Минфина считает, что должны появиться и другие инструменты длинной ликвидности, это гибридные инструменты, цифровые финансовые активы — целое меню, которое позволит привлекать капитал в том объеме, который действительно необходим.

Фондовый рынок в странах, попавших под значительные ограничительные меры, развивается очень хорошо, мультипликаторы там высокие. Это говорит о том, что население не видит для себя другого способа долгосрочного сохранения сбережений, кроме фондового рынка. «Первое, что нам сейчас надо построить, — это инфраструктура легкого привлечения коллективных инвестиций. Должна быть система, которая позволяет гражданам откладывать деньги на ежемесячной основе с налоговыми стимулами. При этом на такого рода схемы должны быть государственные гарантии, а сами схемы обязательно должны быть разнообразными», — подытожил Моисеев.

ОПК

О проблемах поддержки оборонно-промышленного комплекса, который становится все более значительной частью экономики страны, рассказал П. М. Фрадков, председатель ПАО «Промсвязьбанк». Бо`льшая часть кредитного портфеля Промсвязьбанка — это предприятия ОПК, перед ними сейчас ставят задачу по наращиванию выпуска основной продукции, импортозамещению, не снималась и задача по диверсификации. Обоз растет, нужна финансовая помощь. А в стране нет рыночных механизмов для поддержки этой отрасли или они минимальны.

«ОПК был всегда вещью в себе, жил по своим правилам, первым попал под санкции еще в 2014 году, — отметил Фрадков. — Предприятия оборонки не могут выпустить облигации, потому что закон предписывает для этого необходимость публичного рейтинга, раскрытие информации и так далее. Мировая практика показывает, что до 80 процентов заемных средств, которые получают зарубежные компании ОПК, это облигационные займы. Если говорить о кредитовании производств оборонки в части диверсификации и импортозамещения, то для банков это чистый водф венчур. Сейчас вменяемому банку финансировать эти направления тяжело».

Запас прочности

А. Б. Заботкин, заместитель председателя Банка России, рассказал о денежно-кредитной политике ЦБ РФ. Так, многие решения, которые принимались в этом году, стоят на фундаменте тех стратегических решений в сфере макроэкономической политики, которые реализовывались после 2014 года. И здесь важным элементом структуры была триада: таргетирование инфляции, плавающий курс рубля и бюджетное правило, которая дала возможность денежно-кредитной и бюджетной политике поддержать экономику в сложных условиях. «Не следует забывать колоссальную работу по оздоровлению банковской системы, обеспечившей запас прочности по ликвидности, — напоминает Заботкин. — Это позволило банковской системе продолжить кредитование в этом году. После кризиса 2008 года в 2009 году кредитование корпоративного сектора упало, значение было отрицательное. В 2015 году темпы роста кредитования корпоративного сектора замедлились меньше чем до трех процентов в номинальном выражении год к году. Инфляция была гораздо выше, и в реальном выражении это тоже было сокращение. В этом году мы имеем темп роста кредитования порядка 13 процентов». Помимо созданного запаса прочности, продолжить кредитование банкам также позволили достаточно беспрецедентные регуляторные послабления со стороны Центробанка, который, в свою очередь, был уверен в крепости системы.

«Кстати, вопреки расхожему заблуждению мы не кредитуем экономику под ключевую ставку. Процентные ставки для вкладов и кредитов формируются на финансовом рынке, — добавил зампред Банка России. — Цель по инфляции остается неизменной — четыре процента, но вернемся к ней мы в 2024 году, в следующем году инфляция будет в районе 5–7 процентов». В планах у ЦБ — внедрение стимулирующего кредитования для проектов развития через механизмы таксономии. То есть правительство определит приоритетные сферы развития на предстоящие годы, а Банк России предоставит банкам возможности для льготного кредитования этих сфер.

Национальные цели и нацпроекты

Общественная палата РФ по поручению президента осуществляет общественный контроль национальных проектов. Сами по себе нацпроекты задуманы как инструмент достижения национальных целей, утвержденных указами президента, и являются по сути его предвыборной программой, за которую проголосовал народ. Но, как отметил А. С. Галушка, заместитель секретаря Общественной палаты РФ, по мнению его организации, нацпроекты не состоялись как инструмент работы по целям. Ко всем нацпроектам сформулировано три главных сквозных замечания, о которых они проинформировали президента.

Первое. «Нет причинно-следственных связей между мероприятиями, являющимися содержанием нацпроектов, и национальными целями, — отметил Галушка. В профильных министерствах не могут объяснить, достигнем ли мы целей, выполнив все мероприятия нацпроектов, а рассказывают о кассовом исполнении мероприятий». И вывод, который сделала Общественная палата: мы не достигнем целей, даже если реализуем все, что там написано. И прежде всего это касается ключевых экономических нацпроектов: повышения производительности труда, поддержки МСП, развития экспорта. Эти проекты призваны обеспечить достижение национальной цели — рост нашей экономики с темпами выше среднемировых. Но все свелось к еще одному способу расходования бюджетных денег.

Второе. Нацпроекты по своему существу и предметному наполнению, то есть по смыслу, связаны между собой. На деле же связи нет, нет системы скоординированного формирования и управления проектами. И третье. Нет механизмов вовлечения инвесторов, предпринимательской инициативы в достижение национальных целей.

Нельзя противопоставлять госпланирование и предпринимательскую инициативу. Предпринимательская инициатива плюс активная целевая организующая роль государства в экономике — это формула успеха

Несмотря на закон о стратегическом планировании и указ Президента РФ от 8 ноября 2021 года № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», предполагающий возрождение и использование балансовой модели в экономике, за разработку которого в 1973 году присуждена Нобелевская премия по экономике В. В. Леонтьеву, нет ни одного баланса с реальным пониманием положения дел с ресурсами, отраслями, регионами, конкретными рынками. «Нельзя противопоставлять госпланирование и предпринимательскую инициативу. Предпринимательская инициатива плюс активная целевая организующая роль государства в экономике — это формула успеха», — подчеркнул Галушка.

ЕЭК

О минимизации потерь в условиях турбулентности рассказал М. В. Мясникович, председатель коллегии Евра­зийской экономической комиссии. Комиссия приняла целый ряд решений, касающихся беспошлинного ввоза товаров, параллельного импорта, обнуления ввозных таможенных пошлин и многого другого. Эта поддержка реального сектора и частично населения оценивается в условиях 2022 года примерно в 2 миллиарда долларов.

В ЕЭК считают ситуацию в сфере продовольственной безопасности достаточно хорошей. Но вопросы управления ресурсами далеки от совершенства. По мнению Мясниковича, у нас недостаточно инвестиций в основной капитал: за последние восемь лет — от 12 до 16% ВВП. Если их не удвоить, то технологическое отставание будет просматриваться весьма откровенно.

Эффективное расходование

Ректор Финансового университета при Правительстве РФ профессор С. Е. Прокофьев назвал уходящий год годом слома шаблонов, и связано это, по его мнению, с полным крахом традиционной Бреттон-Вудской модели финансовой системы. Полностью девальвирована резервная валюта, большинство системообразующих банков России отключены от международных расчетов, плюс у страны фактически отняли почти половину всех накопленных резервов. Это был большой шок для бюджетной системы, но все же социальные расходы в бюджете на будущую трехлетку заложены в полном объеме и не ниже, чем в допандемийный период. А вот поддержка национальной экономики уменьшится достаточно существенно: с 17,7% — доля в бюджете, которая была в 2019 году, до 14% к 2024 году. Это говорит о снижении возможности маневра бюджета в части поддержки реального сектора экономики.

«Был в XIX веке в Российской империи великий министр финансов Егор Францевич Канкрин. Он выдвинул лозунг, который до сих пор актуален: богатей расходами», — сказал Прокофьев. Профессор убежден, что в бюджете есть внутренние резервы, и эти средства должны быть высвобождены и перенаправлены на развитие в том числе экономики. В частности, надо пересмотреть структуру и содержание господдержки. В университете проанализировали материалы Счетной палаты, контрольные документы Федерального казначейства и постарались выявить наиболее рискоемкие направления использования средств. Это в первую очередь субсидии юридическим лицам. Удельный вес этих субсидий год от года растет, на следующий год запланировано выдать более триллиона рублей, а вот эффективность их расходования не всегда очевидна. Поэтому и конкретные субсидии, и альтернативы этим субсидиям, например субсидирование процентных ставок, должны быть серьезно проанализированы, считает ректор.

О. С. БУТЕНКО



[1] Федеральный закон от 28 июня 2022 года № 226‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации“».

Поделиться