Версия для печати 378 Материалы по теме
Риска неисполнения бюджета по доходам нет

Исполнение консолидированного бюджета Нижегородской области в 2022 году идет более высокими темпами, чем в 2021-м. И это несмотря на увеличившиеся расходы, в том числе и в связи с проведением СВО. Об этом, а также об использовании механизма инфраструктурного меню, реализации национальных проектов рассказала министр финансов Нижегородской области Ольга Юрьевна Сулима.

— Ольга Юрьевна, как сегодня в сложной экономической ситуации чувствует себя региональный бюджет? Прогнозируете выпадающие доходы в связи с введением антироссийских санкций? Какие дополнительные доходные источники определены?

— В конце первого квартала текущего года в связи со сложной геополитической ситуацией и введением санкций возникали риски неисполнения доходной части бюджета. Фактически же получается, что в 2022 году исполнение бюджета области идет более высокими, чем в 2021 году, темпами. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета по итогам десяти месяцев составили 211,2 миллиарда рублей, что превышает уровень 2021 года на 33,5 миллиарда рублей, или 19 процентов. В том числе налоговые и неналоговые доходы областного бюджета поступили в сумме 172,5 миллиарда рублей. Этот показатель на 19,5 процента выше уровня 2021 года. Положительная динамика этого года, в первую очередь по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, связана с улучшением экономических показателей за истекший период 2022 года.

Индекс промышленного производства по итогам девяти месяцев составил 100,2 процента к аналогичному периоду 2021 года, в том числе в обрабатывающей промышленности — 100,4 процента. Хорошую динамику показывает сельское хозяйство. ИФО девяти месяцев составил 112,5 процента, при этом в 2021 году — 92,4 процента. Положительной стала и динамика инвестиций, во многом это следствие создания в регионе благоприятного инвестиционного климата (в первом полугодии 2022 года физические объемы инвестиций увеличились на 3,6 процента).

С учетом стабильной работы реального сектора экономики темп роста среднемесячной заработной платы по итогам года ожидается на уровне 113 процентов, по итогам 2021 года этот показатель составлял 110 процентов. Мы рассчитываем, что темп роста зарплат сохранится до конца финансового года, и это позволит получить дополнительные доходы бюджета и сформировать резерв собственных средств на начало 2023 года.

Мы также рассчитываем на увеличение доходов от реализации приоритетных инвестиционных проектов региона в связи с окончанием льготного периода и выходом предприятий на заявленные мощности (ПАО «ЛУКОЙЛ», АО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Российские железные дороги»). Еще одним возможным источником дохода областного бюджета станут средства от продажи на торгах права на заключение договора о комплексном развитии территории в Нижегородской области.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно о применении последнего инструмента.

— Договор о комплексном развитии территории заключается по результатам торгов. Начальная цена определяется в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области[1] исходя из рыночной стоимости возводимых объектов либо из размера арендной платы за земельный участок. В настоящее время идет процедура разработки и утверждения мастер-планов и финансово-экономических моделей проектов комплексного развития территории, что позволит в дальнейшем активно использовать данный инструмент.

— Расходная часть бюджета также увеличивается? Взял ли на себя региональный бюджет особые социальные или иные обязательства в связи с проведением СВО?

— В регионе определены свои социальные меры поддержки нижегородских мобилизованных и их семей. В соответствии с указом губернатора Нижегородской области от 10 октября 2022 года № 205 введено право на заключение военного социального контракта, в рамках которого для семьи мобилизованного предусматриваются:

  • единовременная выплата в размере 50 тысяч рублей;
  • 50-процентная компенсация коммунальных платежей;
  • ежемесячные выплаты в размере 10 тысяч рублей беременным женщинам и на каждого ребенка в семье. Эта мера будет действовать до конца года с последней выплатой в январе 2023 года и возможным продлением в индивидуальных случаях;
  • освобождение от платы за детские сады;
  • бесплатное посещение государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования;
  • бесплатное горячее питание школьникам;
  • региональные решения по кредитам мобилизованных, в дополнение к федеральным решениям (каникулы и снижение ставки).

Установлены также дополнительные меры поддержки в форме субсидии по кредитным договорам, договорам финансовой аренды (лизинга) для юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, и индивидуальных предпринимателей в случае, если 25 процентов фактической численности организации призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы РФ.

Все текущие расходы регионального бюджета покрывают собственные доходы. Привлечение заимствований вызвано необходимостью направления значительного объема бюджетных средств на инвестиционные проекты

Также Правительство Нижегородской области берет на себя обязательства:

  • по возмещению лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в полном объеме удорожания предмета лизинга в отношении части остатка задолженности, составляющей до миллиона рублей, или в размере 50 процентов удорожания предмета лизинга в отношении части остатка задолженности, составляющей от миллиона до 6 миллионов рублей;
  • по возмещению сумм начисленных процентов по кредитным договорам в полном объеме в отношении части остатка задолженности, составляющей до миллиона рублей, или в размере 50 процентов от процентной ставки, указанной в кредитном договоре и действовавшей по состоянию на 21 сентября 2022 года, в отношении части остатка задолженности, составляющей от миллиона до 6 миллионов рублей.

— Как в 2022 году изменилась долговая политика региона?

— Наша политика направлена на сохранение долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, а также выполнение требований Бюджетного кодекса и соглашений с Минфином России по предоставлению бюджетных кредитов из федерального бюджета. Все текущие расходы регионального бюджета покрывают собственные доходы. Привлечение заимствований вызвано необходимостью направления значительного объема бюджетных средств на инвестиционные проекты (строительство школ, детских садов, больниц, физкультурно-оздоровительных комплексов, продление линии метро в Нижнем Новгороде, строительство дорог, очистных сооружений и т. д.). При этом региональное правительство использует все возможные инструменты для развития социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе механизмы инфраструктурного меню, предусматривающие получение бюджетных кредитов из федерального бюджета.

По состоянию на 1 января 2022 года объем государственного долга Нижегородской области составлял 104,6 миллиарда рублей. В том числе государственный долг без учета бюджетных кредитов из федерального бюджета, предоставленных муниципалитетам на погашение рыночного долга в 2021 году, — 98,6 миллиарда рублей. На конец текущего года в структуре государственного долга наибольший удельный вес приходится на бюджетные кредиты из федерального бюджета — 67,6 процента (в том числе 18,9 миллиарда рублей — инфраструктурные бюджетные кредиты) и государственные ценные бумаги — 30,8 процента. Доля кредитов коммерческих банков составляет всего 1,4 процента, при этом в течение финансового года задолженность по кредитам коммерческих банков отсутствовала.

Долговая нагрузка на конец 2023 года планируется на уровне 2022 года в размере 71 процента (отношение долга к доходам без учета безвозмездных поступлений). При этом долговая нагрузка без учета инфраструктурных бюджетных кредитов и кредитов из федерального бюджета, переданных муниципалитетам на замещение рыночных заимствований, составит в 2023 году 52,2 процента и снизится к 2025 году до 47 процентов.

— Нижегородская область в числе первых субъектов РФ начала использовать инструменты инфраструктурного меню, заявив в Федерацию в 2021 году достаточно амбициозную программу инвестиционного развития. Как исполняется эта программа?

— Программа инвестиционного развития включает в себя следующие проекты:

  • продление Автозаводской линии метрополитена до станции метро «Сенная»;
  • продление Сормовско-Мещерской линии до станции метро «Сормовская»;
  • развитие южных территорий города для жилищного строительства (магистральные сети электроснабжения поселков Ольгино и Новинки);
  • строительство дублера проспекта Гагарина;
  • берегоукрепление и инженерная защита склона улицы Черниговской в рамках редевелопмента исторических территорий;
  • развитие улично-дорожной сети улицы Ильинской и прилегающих улиц в рамках редевелопмента исторических территорий;
  • модернизация городского электротранспорта.

Общий объем средств, направляемых на реализацию программы, — 107,2 миллиарда рублей. Из первоначального лимита, одобренного президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 19 августа 2021 года № 34, в объеме 8,4 миллиарда рублей мы уже в 2021 году получили миллиард рублей. Это позволило начать строительство новой станции метрополитена в Нижнем Новгороде. С учетом поступления средств в рамках конкурсной заявки в размере 97,4 миллиарда рублей, также одобренной президиумом (штабом) правительственной комиссии, в текущем году общий объем фактически полученного бюджетного кредита составляет 18,9 миллиарда рублей.

В областном бюджете на 2023 год на цели программы пока предусмотрено 4 миллиарда рублей. За счет этих средств планируется продление линии метрополитена до станциий «Сенная» и «Сормовская», строительство сетей водоотведения и водоснабжения в Ольгино и Новинках, строительство очистных сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда», создание террасного парка в Почаинском овраге.

В 2023 году в рамках конкурсной заявки планируем получить инфраструктурный бюджетный кредит в сумме 39,7 миллиарда рублей, в 2024 году — 26,2 миллиарда рублей, в 2025 году — 14,7 миллиарда рублей. В целях недопущения срывов строительства начатых объектов крайне важно получить в 2023–2025 годах весь заявленный объем инфраструктурных бюджетных кредитов. По нашему мнению, механизмы, предусмотренные инфраструктурным меню, могут обеспечить мощный толчок для развития региона, благодаря которому в ближайшее время мы сможем реализовать прорывные проекты.

— Как идет реализация национальных проектов?

— В 2022 году в регионе продолжается начатая в 2018 году реализация 11 национальных проектов. В текущем году на эти цели запланировано 43,1 миллиарда рублей, в том числе 29,1 миллиарда — за счет федерального бюджета, 14 миллиардов — за счет областного.

Основной объем средств направляется на реализацию мероприятий проектов: «Безопасные качественные дороги» — 10,7 миллиарда рублей, «Жилье и городская среда» — 10,4 миллиарда, «Демография» — 5,9 миллиарда, «Экология» — 5,4 миллиарда, «Здравоохранение» — 5,3 миллиарда.

Реализация мероприятий национальных проектов и входящих в них региональных проектов находится на жестком контроле правительства области и лично губернатора Глеба Сергеевича Никитина. В еженедельном режиме на оперативных совещаниях рассматриваются все возникающие проблемные вопросы, в том числе по взаимодействию с подрядными организациями, удорожанию стоимости отдельных строительных материалов и т. д.

По состоянию на 1 ноября на реализацию региональных проектов направлено около 80 процентов от запланированных объемов финансирования на текущий год, что дает основание считать, что по итогам года все целевые показатели, установленные в региональных проектах, будут достигнуты.

— Ольга Юрьевна, уже готов основной финансовый документ области на предстоящий период. Что вы можете рассказать о параметрах бюджета на 2023 год, на 2024 и 2025 годы?

— Основные параметры областного бюджета на 2023 год спрогнозированы по доходам в объеме 240,6 миллиарда рублей, по расходам — 257,4 миллиарда рублей. Бюджет на 2023 год сформирован с дефицитом, что является вынужденной мерой в условиях сложившейся экономической ситуации. На бездефицитный бюджет мы планируем выйти в 2025 году.

В качестве источников финансирования дефицита предусмотрены прогнозируемые на начало 2023 года нецелевые остатки на счете областного бюджета и инфраструктурный кредит из федерального бюджета. Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 2023 год прогнозируются в объеме 208 миллиардов рублей, что составляет 108 процентов к уровню 2022 года. Основные поступления в бюджет формируются за счет налога на прибыль — 75,3 миллиарда рублей, НДФЛ — 71,4 миллиарда, акцизов на ЛВИ — 13,4 миллиарда и на нефтепродукты (зачисляются в Дорожный фонд) — 13,7 миллиарда рублей.

Расходы областного бюджета на 2023 год составят 108,6 процента к уровню 2022 года. Наибольший удельный вес расходов придется на реализацию социально ориентированных государственных программ: «Развитие образования» — 57,9 миллиарда рублей (24,4 процента общего объема расходов на реализацию госпрограмм), «Социальная поддержка граждан» — 42,4 миллиарда (17,9 процента), «Развитие здравоохранения» — 37,1 миллиарда (15,6 процента), «Развитие физической культуры и массового спорта» — 10,1 миллиарда рублей (4,3 процента).

В бюджете предусмотрены индексация социальных выплат и изменение критерия нуждаемости, индексация расходов на питание, медикаменты, коммунальные услуги по государственным учреждениям. Также предусмотрено повышение заработной платы бюджетникам. Повышение зарплат для «указных» категорий (врачи, учителя, воспитатели, работники культуры и допобразования) произойдет с учетом прогноза среднемесячного дохода от трудовой деятельности по региону в размере 44,36 тысячи рублей. Зарплата других работников бюджетной сферы проиндексирована с 1 октября 2022 года на четыре процента и с 1 октября 2023 года — еще на 6,5 процента.

В случае угрозы неисполнения прогноза по доходам в 2023 году будем рассматривать возможность приостановления расходов капитального характера. В первую очередь по проектам, находящимся в начальной стадии реализации. Здесь же сокращение объемов капитального ремонта, использование экономии, возникающей по закупкам и направление ее на социально значимые нужды.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО



[1] Постановление Правительства Нижегородской области от 30 сентября 2021 года № 871 «Об утверждении Порядка определения начальной цены торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории при принятии решения о комплексном развитии территории Правительством Нижегородской области или главой администрации муниципального образования Нижегородской области».

Поделиться