Лира Закуановна Игтисамова, заместитель премьер министра Правительства Республики Башкортостан — министр финансов, рассказала об исполнении бюджета 2022 года, проекте бюджета на 2023 год и плановый период, долговой политике и инфраструктурных проектах региона.
— Лира Закуановна, 18 апреля 2022 года вы получили повышение и стали заместителем премьер-министра Правительства РБ. Курируете сферы здравоохранения, труда и социальной защиты. С чем связана необходимость концентрации внимания главы финансового ведомства именно на социальных вопросах?
— В сложившейся экономической и геополитической ситуации принятие незамедлительных мер в социальной сфере, поддержка граждан — это первостепенная задача, стоящая в центре внимания Правительства Республики Башкортостан. Бюджет республики социально ориентированный. Социальные расходы составляют более 70 процентов расходной части бюджета, из них половина — расходы на здравоохранение и социальную политику. Исполнение указанных расходов должно осуществляться максимально эффективно.
Ключевое направление в сфере здравоохранения — лекарственное обеспечение региональных и федеральных льготников, развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям, обеспечение медицинских организаций квалифицированными кадрами. Сюда же можно отнести повышение доступности и эффективности первичной медико-санитарной помощи, реализацию мероприятий, направленных на борьбу с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также оказание бюджетных видов медицинской помощи по социально значимым заболеваниям.
В 2022 году в Башкортостане была продолжена работа в рамках противодействия распространению коронавирусной инфекции, мы оперативно решаем вопросы финансового обеспечения соответствующих мероприятий. В нынешних условиях здравоохранение требует особого внимания. Принимаемые меры направлены на усиление потенциала отрасли для оказания качественной и современной медицинской помощи.
Второе ключевое направление — это поддержка граждан, прежде всего семей с детьми и семей участников специальной военной операции. Сегодня на федеральном уровне вводятся новые виды помощи, например универсальное пособие гражданам, имеющим детей, которое заменит действующие ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, от 8 до 17 лет, выплаты при рождении первого, третьего ребенка. Все это требует не только дополнительных финансовых ресурсов, но и пересмотра всей системы социальной поддержки, направления помощи действительно нуждающимся гражданам.
Система социального обслуживания также претерпевает ряд изменений, направленных на предоставление наиболее востребованных социальных услуг более высокого качества пожилым гражданам и инвалидам в условиях сохранения привычного окружения. Продолжают развиваться механизмы государственного социального заказа и системы долговременного ухода. Такая реорганизация требует межведомственного взаимодействия сфер социальной политики, здравоохранения, образования, опеки и попечительства как между собой, так и с финансовым органом.
— С какими основными сложностями сталкивается республика при исполнении бюджета текущего года? Как вы их решаете?
— 2022 год, как и пандемийные
Для смягчения этого влияния на экономику и социальную сферу был принят план первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики региона, утвержденный распоряжением главы республики от 29 апреля 2022 года № РГ-128. Документ предусматривает поддержку предприятий ключевых сфер экономики республики, субъектов малого и среднего предпринимательства в виде налоговых и имущественных льгот, иных мер.
В целях недопущения снижения поступлений доходов в бюджет в республике актуализирован комплексный план мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. Задача — быть готовыми к оперативному реагированию на меняющуюся ситуацию, к дополнительной поддержке социальной сферы и экономики. Благодаря целенаправленной и зачастую точечной работе нам удалось удержать ситуацию под контролем, в значительной степени нивелировать кризисные явления.
Социально-экономическое положение республики за прошедший период 2022 года характеризовалось ростом объемов промышленного производства, инвестиций в основной капитал, объемов строительных работ и ввода в действие жилых домов, увеличением номинальной заработной платы и снижением безработицы. По итогам 10 месяцев 2022 года исполнение консолидированного бюджета Республики Башкортостан по доходам составило 259,9 миллиарда рублей, из них налоговые и неналоговые доходы — 190,5 миллиарда, с ростом к аналогичному периоду 2021 года в 1,2 раза. Увеличились поступления налога на прибыль организаций — на 17,6 процента, акцизов — в 1,3 раза, НДФЛ — на 8,5 процента, налогов на совокупный доход — на 22,9 процента, налогов на имущество — на 6,4 процента.
Для обеспечения сбалансированности бюджета республики в условиях нестабильных макроэкономических показателей была организована работа по приоритизации расходов. В частности, мы отказались от расходов непервоочередного характера, от проведения разовых мероприятий, приостановили проекты, реализацию которых возможно было отложить, перенесли сроки проведения отдельных мероприятий на более поздние периоды. В целом был включен режим строгой экономии. Это позволило осуществить финансирование дополнительных первоочередных расходов, в том числе антикризисных мероприятий, и создать дополнительные бюджетные резервы.
Кроме того, принятие федеральных законов по приостановлению ряда бюджетных правил позволило оперативно принимать решения по исполнению бюджета в 2022 году. Расходы консолидированного бюджета республики в январе — октябре 2022 года профинансированы в объеме 253,5 миллиарда рублей, с ростом на 13,5 процента к уровню соответствующего периода 2021 года.
Таким образом, текущий 2022 финансовый год мы завершаем уверенно, все принятые обязательства перед нашими гражданами будут выполнены.
— Бюджет РБ на 2023 год и плановый период сверстан. Назовите его основные параметры. Есть какое-то существенное отличие от документов предыдущих годов?
— Проектом бюджета Республики Башкортостан на 2023 год и плановый период, принятым депутатами Государственного собрания — Курултая в первом чтении, на 2023 год доходы установлены в сумме 265,1 миллиарда рублей, расходы — 279,6 миллиарда рублей, дефицит — 14,5 миллиарда рублей; на 2024 год: доходы — 247 миллиардов рублей, расходы — 252 миллиарда рублей, дефицит — 5 миллиардов рублей; 2025 год: доходы — 254 миллиарда рублей, расходы — 257,5 миллиарда рублей, дефицит — 3,5 миллиарда рублей.
Формирование бюджета на
Проект бюджета гарантирует выполнение всех социальных обязательств и удовлетворение всех потребностей, от которых зависит жизнь и благосостояние наших граждан. Среди ключевых направлений расходования бюджетных средств поддержка семей с детьми, обеспечение жильем социально уязвимых категорий граждан, лекарственное обеспечение льготников, реализация мероприятий программы модернизации первичного звена здравоохранения Республики Башкортостан. Сюда же можно отнести образование детей, укрепление материально-технической базы школ и учреждений культуры, строительство спортивных объектов и модернизацию детских школ искусств, повышение оплаты труда «указных» категорий работников.
При сохранении социальной направленности расходов бюджета будет продолжено инфраструктурное развитие республики. Значительные объемы предусмотрены на дорожное хозяйство, строительный и жилищно-коммунальный комплексы республики, формирование комфортной городской среды.
— Проект бюджета РБ на 2023 год, как и в предыдущие годы, сформирован с дефицитом. Не боитесь жить в долг в сегодняшнее непростое время? Расскажите основные принципы долговой политики региона.
— Да, бюджет республики на 2023 год запланирован с дефицитом 14,5 миллиарда рублей. На покрытие дефицита планируется направить 7,5 миллиарда рублей заемных средств. Из них 6,7 миллиарда, полученные из федерального бюджета в виде бюджетных кредитов, будут направлены на финансирование инфраструктурных проектов: «Комплексное развитие территории городского округа Нефтекамска» и «Комплексная жилая застройка „Южные ворота“ в городе Уфа». Бюджетные кредиты привлекаются на очень выгодных условиях: на 15 лет по ставке три процента годовых.
Реализация в
Долговая политика республики направлена также на обеспечение сбалансированности регионального бюджета при сохранении республикой статуса заемщика с высоким уровнем долговой устойчивости. А также на выполнение условий и соблюдение предельных значений, установленных соглашениями, заключенными с Министерством финансов РФ при реструктуризации бюджетных кредитов.
— Какие риски вы видите при исполнении бюджета 2023 года?
— Риски для бюджета в любые времена — это снижение доходов и сверхплановый рост расходов. Риски снижения поступлений обусловлены главным образом санкциями, ухудшением рыночной конъюнктуры. Определенные риски исполнения бюджета связаны с отменой с 2023 года института консолидированной группы налогоплательщиков. Вместе с тем предложенный Минфином России механизм плавной отмены режима КГН, мы надеемся, сведет к минимуму указанные риски в связи с высокой волатильностью налога на прибыль организаций.
В целом мы позитивно смотрим в будущее. Своевременно принятые стабилизационные меры в экономике, повышение гибкости и оперативности в принятии бюджетных решений позволяют нам шаг за шагом преодолевать возникающие трудности и стремиться к достижению целей, обозначенных Президентом России.
— Министр финансов РФ А. Г. Силуанов предложил в условиях растущего бюджетного дефицита определить приоритетный ряд расходов. Если условно оставить за скобкой всю социальную сферу (вы об этом уже сказали), то какие направления будут финансироваться в Башкортостане в первую очередь?
— В условиях внешнего санкционного давления на национальную экономику приоритетное внимание, помимо социальной составляющей бюджета, уделяется реализации политики импортозамещения и мероприятий по повышению конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках, диверсификации и открытию новых производств. Так, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе экспортно ориентированных организаций, промышленности и инновационной деятельности, а также туризма за счет средств консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 10 месяцев текущего года направлено более 4,7 миллиарда рублей. В том числе на развитие отраслей промышленности и инноваций — 2,8 миллиарда, малого и среднего предпринимательства — 1,1 миллиарда, туризма — 0,8 миллиарда. В проекте регионального бюджета на
Кроме того, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций промышленности осуществляется в рамках сформированных активов организаций инфраструктуры, общий объем которых на текущий момент составил 5,2 миллиарда рублей (Гарантийный фонд, Лизинговый фонд, АНО «Микрокредитная компания малого бизнеса Республики Башкортостан», АО «Региональная лизинговая компания», Фонд развития промышленности Республики Башкортостан).
Также в целях обеспечения продовольственной безопасности сохраняется значительный уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства. В
— Новые федеральные образовательные стандарты предполагают включение финансовых знаний в образовательную программу средней школы. В начале сентября вы лично провели открытый урок с учениками одного из лицеев республики. Вы придаете большое значение финансовой грамотности детей, населения? Разве этим должно заниматься финансовое ведомство, а не сфера образования?
— Во-первых, региональный Минфин координирует работу повышения финансовой грамотности в Республике Башкортостан с 2011 года. В этот процесс у нас вовлечены многие республиканские ведомства: и Министерство образования и науки, и Министерство семьи, труда и социальной защиты населения, и региональное отделение Банка России, и другие организации. Мы все являемся исполнителями одного общего дела: плана мероприятий по повышению финансовой грамотности населения республики. И решаем вопросы сообща, понимая, что это в конечном счете ведет к благополучию граждан.
Элементы финансового просвещения уже внедрены в федеральные образовательные стандарты, но мы продолжаем активно участвовать в учебном процессе республиканских школ и уже много лет создаем инфраструктуру для подготовки педагогической базы. Более семи лет действует республиканская инновационная образовательная площадка по финансовой грамотности, охватывающая 30 образовательных учреждений, три года назад создан Уфимский региональный методический центр по финансовой грамотности, который занимается повышением квалификации наших учителей. Результатом многолетнего труда являются призовые места наших школьников во всероссийских финансовых олимпиадах и их участие в ежегодных научно-практических конференциях по финансовой грамотности.
Во-вторых, важно, чтобы о финансах рассказывали эксперты, в том числе в формате личных встреч или вебинаров. Такие открытые уроки для нас давно уже стали привычным делом. В них участвуют не только представители Министерства финансов Республики Башкортостан, но и многие руководители и сотрудники муниципальных финансовых управлений со всей республики. К тому же в этом году у нас, финансистов, был дополнительный повод заявить о себе — 220 лет со дня основания Министерства финансов России.
Рассказывая о государственных финансах, о том, что такое бюджет, как он формируется, исполняется, каковы источники доходов бюджета и направления расходования средств, мы с ребятами находим параллели с ведением личного бюджета — краеугольным камнем финансовой грамотности в целом. В основе любого бюджета — и республиканского, и семейного — лежат одни и те же принципы планирования. Если дети будут знать об этих подходах, им будет легче адаптироваться во взрослой жизни, достичь финансового успеха.
В-третьих, через бюджетную грамотность мы также показываем ребятам возможности участвовать в бюджетном процессе своего региона. К примеру, мне было важно рассказать, что Республика Башкортостан — один из активных участников программы «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации». У нас есть удачные проекты, реализованные школьниками. Хотелось бы, чтобы на таких несложных и показательных примерах дети учились принимать участие в конкретных делах и брать на себя ответственность за улучшение ситуации вокруг себя, своей территории.
Подготовила Н. И. ШТОДА