Галина Николаевна Гончаренко, заместитель главы Мелеузовского района Республики Башкортостан по финансовым вопросам — начальник финансового управления, рассказала о мерах, которые предпринимает муниципалитет для увеличения налогового потенциала территории.
— Галина Николаевна, Мелеузовский район входит в десятку лучших районов Башкортостана: муниципалитет динамично развивается, у него высокий промышленный и сельскохозяйственный потенциал. Как это сказывается на налоговых поступлениях?
— Положительная динамика поступлений доходов в бюджет муниципального района сохраняется на протяжении всех последних лет. Ежегодно рост доходной базы налоговых и неналоговых доходов составляет от трех до шести процентов. В текущем году, несмотря на сложности в экономике, мы также наблюдаем рост доходов. Ожидаемое поступление налоговых и неналоговых платежей в бюджет муниципального района по итогам года составит 952 миллиона рублей с ростом к уровню 2021 года 3,5 процента.
На долю 10 крупных предприятий района приходится 26 процентов поступлений в доход местного бюджета. Основными видами деятельности предприятий являются обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Самыми крупными налогоплательщиками являются: ООО ПК «УРАЛ» — производитель мяса индейки, ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения» — крупный производитель минеральных удобрений, ООО «Мелеузовский молочно-консервный комбинат» — крупнейший производитель сухого молока в России. Основные промышленные, перерабатывающие и сельскохозяйственные предприятия района работают в полную силу, скорректировав рынки сбыта своей продукции.
— Во многих муниципалитетах России собственные доходы не занимают и трети доходов бюджета. Какой у вас процент собственных доходов в их общем числе? Назовите основные доходные источники.
— На сегодняшний день доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов местного бюджета составляет 41,9 процента. Согласно официальным данным Министерства финансов Республики Башкортостан за девять месяцев текущего года, наш район занимает вторую строку в рейтинге среди 54 муниципальных образований региона. Основными источниками формирования собственной доходной базы консолидированного бюджета района являются НДФЛ (51 процент), налоги от субъектов МСП (21,6 процента), доходы от использования муниципального имущества (11,1 процента), налоги на имущество (6,9 процента) и акцизы (4 процента). На долю этих доходных источников приходится 94,5 процента от общего объема собственных доходов.
Мы отмечаем положительную динамику поступлений по данным источникам. Например, НДФЛ в текущем году увеличился на 12,3 процента, налоги на совокупный доход, несмотря на отмену ЕНВД, в прошлом году выросли на 30 процентов, в этом году с плюсом еще на 2,4 процента, доходы от использования имущества увеличились в текущем году на 20,1 процента, акцизы — на 21,2 процента, налоги на имущество — на 8 процентов.
— Сейчас часто говорят о необходимости инвентаризации налоговых льгот и преференций, так как многие из них признаются неэффективными. В районе много налоговых льгот? Вы проводите анализ их эффективности? О какой сумме налоговых расходов идет речь?
— Наряду с льготами, установленными федеральным и региональным законодательством, в районе принят ряд местных льгот, предусматривающих преференции при уплате земельного налога. В непростых экономических реалиях всегда стараемся поддерживать бизнес. Так, в период пандемии поддержали субъекты малого и среднего бизнеса, в прошлом году временная льгота была предоставлена государственным учреждениям здравоохранения. При этом для отдельных категорий физических лиц (ветераны ВОВ, инвалиды, ликвидаторы ЧАЭС и другие) льготы сохраняются постоянно.
Всего по земельному налогу льгота предоставлена в отношении 12 категорий налогоплательщиков, из них 10 — для физических лиц (1585 человек). Общая сумма налоговых расходов за 2021 год по льготам, установленным нашими решениями (а это всего лишь четыре процента от общего объема льгот, предоставленных федеральным, региональным и местным законодательством по местным налогам на территории муниципального района), составила 3,7 миллиона рублей, или 0,49 процента в общей сумме налоговых доходов.
Безусловно, мы проводим ежегодную оценку эффективности налоговых расходов, предоставленных местными решениями. В текущем году, после отмены временных и неэффективных льгот, сумма налоговых расходов значительно снизится и составит 0,7 миллиона рублей, или 0,1 процента от суммы налоговых доходов бюджета.
— Вовлечение в налоговый оборот объектов недвижимости — для района это значительный ресурс увеличения доходов?
— Да, несомненно, вовлечение в налоговый оборот объектов недвижимости, не имеющих прав и расположенных на территории района — один из ресурсов увеличения доходов. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 518‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» у муниципалитета появились новые полномочия по самостоятельному выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и принятию мер по обеспечению их внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Такую работу мы начали в 2021 году, и за это время оформлено 1295 прав на 756 объектов, это 20 процентов от имеющихся резервов. Дополнительно в доход бюджета поступило 180 тысяч рублей. После завершения работы ожидаемый доход составит еще 1,5 миллиона рублей.
Одновременно ведем работу по объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Ежегодно уточняем и актуализируем перечень таких объектов, утверждаемый Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. В текущем году было выявлено дополнительно четыре объекта, ожидаемая сумма дополнительных поступлений налога на имущество составит 1,7 миллиона рублей.
— Какие еще мероприятия проводит район в рамках развития доходного потенциала?
— В целях повышения доходного потенциала муниципального района мы уделяем большое внимание развитию практики администрирования неналоговых доходов. В районе наработаны методы администрирования платежей за рекламные конструкции и предоставление мест для нестационарных объектов торговли, приняты соответствующие правовые акты. За девять месяцев 2022 года в местный бюджет поступило 3,1 миллиона рублей доходов по данным направлениям с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 1,8 процента.
Теперь муниципалитеты могут самостоятельно выявлять правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для внесения их в ЕГРН. После завершения такой работы ожидаемый дополнительный доход составит порядка 1,5 млн руб.
Усилена работа в области администрирования арендных платежей за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В 2021 году мы создали новый отдел по управлению муниципальной собственностью. Коллеги начали работу по формированию начислений на уплату арендной платы за муниципальное имущество с использованием ресурса ГИС ГМП. Это позволило своевременно извещать арендаторов через сервис «Госуслуги» о выставленных платежах. Кроме того, для учета начисления и поступления доходов от аренды объектов муниципальной собственности в 2020 году был приобретен программный продукт, который значительно упростил администрирование арендных платежей. В результате по состоянию на 1 октября 2022 года задолженность по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом сократилась к уровню на начало 2022 года на 6 миллионов рублей, или в три раза.
— Вы используете весь налоговый потенциал или у района еще есть резервы?
— Безусловно, потенциал у района еще есть. Это и вовлечение объектов в налоговый оборот, и создание новых рабочих мест, и ликвидация теневой занятости, сокращение задолженности по налоговым и неналоговым платежам.
Сейчас в нашем районе успешно реализуются проекты по созданию комфортной городской среды. На территории Воскресенского медеплавильного завода и Воскресенской картинной галереи организовано туристическое арт-пространство, что позволит увеличить платежи от субъектов малого и среднего бизнеса, аренды, привлекать дополнительные инвестиции в развитие района.
— Что, на ваш взгляд, мешает российским муниципалитетам реализовывать в полной мере свой налоговый потенциал?
— Несмотря на меры, предпринимаемые на уровне федерального правительства по повышению доходной базы местных бюджетов, собственные финансовые ресурсы не обеспечивают развитие муниципалитетов. Необходимо продолжить работу по корректировке законодательства, которое должно быть направлено на расширение доходного потенциала местных бюджетов. Например, это увеличение норматива зачисления НДФЛ, установление доли платежей в местные бюджеты от аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных в границах муниципалитетов, и другие. Необходимо также законодательное усиление ответственности налогоплательщиков за допущение фактов теневой выплаты зарплаты.
Подготовила Н. И. ШТОДА