В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей муниципальных образований.
Иван Владимирович Прохоров, начальник финансового отдела администрации Кваркенского района Оренбургской области
На территории Кваркенского района с 2021 года 67% от общего количества сельских поселений в целях исполнения полномочий согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131‑ФЗ вступили в муниципально-частное партнерство в форме концессионного соглашения (рисунок 1).
Концессионные соглашения заключены в отношении объектов водоснабжения. По условиям заключенных соглашений муниципальные образования — сельсоветы, являющиеся концедентами, передали имущество индивидуальным предпринимателям (концессионерам). В состав переданного имущества вошли сети водопровода, башни Рожновского, водяные скважины с глубинными насосами. Также переданы в концессию ассенизаторские машины, экскаваторы в качестве ресурса по обслуживанию системы водоснабжения. Общая стоимость переданного в концессию имущества составила почти 43,2 миллиона рублей (рисунок 2).
Взвесить за и против
Не могу сказать, что претендентов принять на обслуживание системы водоснабжения было много. Заключение концессионного соглашения сопряжено для концессионера с серьезными финансовыми рисками. Тут имеет значение как сложность, комплексность проекта, необходимость учитывать самые разные факторы (техническое состояние объекта, объем инвестиций, перспективность), так и его долгосрочность. Участие в концессионном соглашении публичного элемента, которым является муниципалитет, также не может не учитываться. Финансовый результат от участия в концессии напрямую будет зависеть от нормативного регулирования и даже политической конъюнктуры.
Таким образом, перед заключением концессионного соглашения следует взвесить все за и против. Тем более ни для кого не секрет, что объекты ЖКХ — это всегда ответственное, трудоемкое, финансово затратное дело. В настоящее время эта сфера является источником постоянного социального напряжения, что связано с высокой изношенностью коммунальных сетей.
Тем не менее хочется отметить плюсы, которые мы получили от сотрудничества муниципалитета и бизнеса. Благодаря партнерству в рамках концессионных соглашений шести сельским советам — Бриентскому, Кваркенскому, Красноярскому, Кировскому, Новооренбургскому и Аландскому удалось решить сразу несколько задач. В первую очередь это сократить расходы на обслуживание системы водоснабжения и в то же время улучшить обеспеченность населения питьевой водой. Освободить свои трудовые ресурсы от текущих вопросов, связанных с обслуживанием системы водопровода, в том числе организацией оплаты услуг с населения, чем ранее приходилось заниматься специалистам администрации, и направить их на выполнение других значимых задач.
Сократились расходы
Структура расходов бюджетов всех поселений Кваркенского района на 2021 год на содержание водопровода показана на рисунке 3. Общая сумма расходов составила порядка 17,4 миллиона рублей. Распределились они следующим образом: на текущее содержание системы водопровода пришлось 57% расходов, на капитальный ремонт — 25%, на электроэнергию — 18%.
Детальный анализ расходов позволяет сделать вывод, что капитальный ремонт системы водоснабжения проводился в тех муниципалитетах, которые заключили концессионные соглашения. Это объясняется сотрудничеством двух сторон: концессионер по-хозяйски подходит к решению вопроса изношенности системы, выявляет наиболее проблемные участки, готовит проектно-сметную документацию, а муниципалитет изыскивает средства на проведение капитального ремонта. В большей степени путем привлечения субсидии из областного бюджета на условиях софинансирования за счет бюджета поселения.
За 2021 год капитальный ремонт водопровода проведен в четырех поселениях района на сумму 4,33 миллиона рублей, из них субсидии областного бюджета составили почти 3,45 миллиона рублей, расходы местного бюджета, соответственно, порядка 880 тысяч рублей. Кроме того, текущий ремонт водопровода концессионер произвел за свой счет по условиям концессии на сумму около 600 тысяч рублей.
Расходы на электроэнергию составили в 2021 году около 3,1 миллиона рублей. Произведены данные расходы из бюджетов муниципальных образований, в которых концессионные соглашения отсутствуют (рисунок 4). Также в данных муниципалитетах почти на 30% возрастают расходы на текущий ремонт, что является дополнительной нагрузкой на бюджеты данных поселений, причем довольно существенной ввиду их высокодотационности.
Занятость и инициативное бюджетирование
Еще одной из положительных сторон муниципально-частного партнерства в виде концессии является то, что, заключив соглашение, индивидуальный предприниматель начинает расширяться. Увеличивает виды своей деятельности, штат сотрудников, таким образом одновременно решая вопрос занятости населения. Что в свою очередь приводит к увеличению налогового потенциала района. В нашем случае численность работников концессионера увеличилась на 17 человек.
В Кваркенском районе, как и во всех уголках нашей большой страны, реализуются проекты, основанные на местных инициативах населения. Партнеры сельских поселений по концессионным соглашениям всегда являются активными участниками данных проектов. В 2022 году на территории района восемь сельских поселений стали участниками проектов инициативного бюджетирования. В рамках их реализации производились капитальный ремонт дорожного покрытия, строительство детских игровых площадок, ограждения мест захоронения. Инициативные проекты реализованы на сумму более 10,1 миллиона рублей, из них 1,7 миллиона рублей приходится на инициативные платежи населения и организаций. В этой части участие партнеров по концессии в финансовой обеспеченности проектов составило 35,6%.
Почему именно концессия
У наших коллег из других муниципалитетов может возникнуть вопрос: почему именно концессионное соглашение, а не создание муниципального унитарного предприятия? Формат партнерства в виде концессии более приемлем для нас, я бы сказал, он более практичный и финансово устойчивый.
Мы изучали опыт создания МУПов по обслуживанию сети водопровода в других территориях, да и сами имели неудачный опыт, поэтому пошли иным путем.
Резюмировав кратко все написанное ранее, нужно сказать, что в целом каждая из сторон концессионного соглашения достигает своих целей, ради которых она вступила в партнерство. Бизнес может эксплуатировать объект и получать от этого прибыль, муниципалитет обеспечивает сохранность эксплуатационных функций объектов, их модернизацию и решение социально значимых полномочий. И всех нас объединяет общий результат: создание социальной инфраструктуры, соответствующей потребности населения, что позволяет сделать жизнь жителей района более комфортной. И сделать это нам намного проще сообща.