25 апреля 2024 года
№ 1 январь 2023 — 06 января 2023

Полномочия органов МСУ следует уточнить

Версия для печати 465 Материалы по теме
Полномочия органов МСУ следует уточнить

Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», всколыхнувший все муниципальное сообщество, застрял в Госдуме на втором чтении, хотя первое рассмотрение прошло уже более года назад — в декабре 2021 года. И этому есть объяснение — законопроект неоднозначный.

Леонид Николаевич Богданов, старший научный сотрудник Центра межбюджетных отношений Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ

Сергей Анатольевич Власихин, старший научный сотрудник Центра межбюджетных отношений Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ

Принятие законопроекта в том виде, в котором он внесен в Госдуму, потребует существенного уточнения, а то и пересмотра полномочий местного самоуправления, корректировки действующего федерального отраслевого законодательства. Вопросы местного значения определены в Федеральном законе № 131‑ФЗ, а конкретные полномочия органов местного самоуправления по их решению преимущественно устанавливаются отраслевыми федеральными законами. Данная ситуация чревата возникновением противоречия между положениями законодательных актов, регулирующих как деятельность органов местного самоуправления, так и в целом реализацию определенной группы полномочий властных органов в той или иной сфере управления.

Как известно, авторы законопроекта предлагают упразднить городские и сельские поселения и перейти к одноуровневой системе, включающей в себя:

  • городской округ;
  • муниципальный округ;
  • внутригородскую территорию (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения.

При этом за городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем полномочий. Утверждение же перечня полномочий[1] органов местного самоуправления (далее также — ОМСУ) внутригородских муниципальных образований по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения отнесено к компетенции законодательных органов субъектов РФ — городов федерального значения.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно