О том, какая работа проводится в целях укрепления доходной базы республиканского бюджета, о модернизации систем образования и здравоохранения, а также о ближайших задачах административной реформы рассказывает заместитель председателя Правительства – министр финансов Республики Северная Осетия – Алания Леонид КЕСЕЛЬБРЕНЕР.
Бюджетная политика Северной Осетии
В 2007 г. в бюджетную систему всех уровней на территории республики поступило налогов и сборов на сумму 7 734,8 млн руб. (113,8% к 2006 г.), в том числе в консолидированный бюджет республики – 5 132,0 млн (119,0% к 2006 г.). Акцизов за прошедший год было получено 2 693,5 млн руб., что на 11,7% больше соответствующего периода 2006 г. В структуре объема налогов в 2007 г. удельный вес акцизов составляет 34,9% (в 2006 г. – 36,2%). Вместе с тем сокращение объемов производства этилового спирта по сравнению с 2006 г. на 536,1 тыс. декалитров привело к уменьшению поступлений акцизов в бюджеты всех уровней в сумме 119,7 млн руб., в том числе в федеральный бюджет – на 59,8 млн, в республиканский бюджет – на 41,9 млн, в местные бюджеты – на 17,9 млн.
Производство ликеро-водочных изделий снизилось по сравнению с уровнем 2006 г. на 428,3 тыс. декалитров. В результате в бюджеты всех уровней недопоступило 673,0 млн руб., в том числе в федеральный бюджет – 538,4 млн, в республиканский – 94,2 млн, в местные бюджеты – 40,4 млн.
По сравнению с 2006 г. платежи по налогу на прибыль организаций увеличились в 3,7 раза, по налогу на доходы физических лиц – 133,0%. Рост по единому налогу по упрощенной системе налогообложения составил 33,3%, по единому налогу для определенных видов деятельности – 7,8%, по единому сельскохозяйственному налогу – 2,2 раза.
В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществлен переход к среднесрочному финансовому планированию бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Северная Осетия – Алания. При составлении республиканского бюджета на 2008 г. впервые был принят среднесрочный финансовый план на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг., что позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2009–2011 гг. в формате «скользящей трехлетки». Многие муниципальные образования также будут формировать свои первые трехлетние бюджеты.
Одним из основных направлений работы региональных органов власти на ближайшую перспективу является реформирование бюджетного процесса. В настоящее время совместно с Центром фискальной политики разрабатывается проект программы реформирования региональных финансов. Согласно распоряжению Правительства Республики Северная Осетия – Алания № 43-р от 14 марта 2008 г. утвердить программу планируется в сентябре-октябре 2008 г. Разработка программы была обусловлена необходимостью кардинального изменения принципов и механизмов функционирования органов государственной власти в связи с проводимыми на федеральном уровне реформами, происходящими сегодня процессами в экономике, финансах и социальной сфере, государственном и муниципальном управлении. Республика подошла к тому рубежу, когда проведение реформы системы управления региональными финансами является жизненно необходимым.
Кроме того, утвержден состав рабочей группы по формированию программы повышения качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 г. в Республике Северная Осетия – Алания.
Реализация Федерального закона № 131-ФЗ
В целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Правительство Республики Северная Осетия – Алания поставило задачу обеспечить закрепление за поселениями налоговых доходов, предусмотренных законом, продолжить процедуру разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями, а также создать в республике обучающие центры с целью повышения квалификации муниципальных служащих, особенно в сельских поселениях. В настоящее время республиканскими органами власти и органами местного самоуправления муниципальных образований исполняются все положения указанного закона.
В регионе нет вновь образованных муниципальных образований. Однако все муниципальные образования, находящиеся на территории республики, имеют собственные бюджеты, самостоятельно их утверждают и исполняют. Вместе с тем при утверждении и исполнении бюджетов городских и сельских поселений органами местного самоуправления муниципальных районов им оказывается методическая и методологическая помощь.
В целях стимулирования инициативы органов местного самоуправления и вовлечения населения в решение вопросов увеличения доходов местного бюджета, благоустройства, улучшения экологии, санитарной культуры, озеленения территории, организации досуга и массового отдыха, активизации работы администраций поселений в реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ указом главы республики учрежден ежегодный республиканский конкурс «Лучшее сельское поселение года», средства на проведение которого предусмотрены в региональном бюджете на 2009 г.
Проблемы здравоохранения
Продолжается модернизация республиканской системы здравоохранения, повышается доступность и качество медицинской помощи населению. В бюджете Северной Осетии на 2008 г. на развитие здравоохранения, физической культуры и спорта выделено более 2 млрд руб.
С целью реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в республике создан регистр медработников для развития первичной медико-санитарной помощи, который включает 1 550 человек. Денежные выплаты медработникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, осуществлялись в полном объеме. Так, в 2007 г. они получили 89,6 млн руб. В амбулаторно-поликлинических учреждениях введены в эксплуатацию 205 единиц диагностической техники на сумму 115,0 млн руб. и 57 единиц санитарного автотранспорта на сумму 28 млн руб.
Однако реформирование здравоохранения невозможно без прогрессивных экономических методов управления, включая анализ использования имеющихся ресурсов. Например, анализ использования коечного фонда показал избыток терапевтических коек при их нехватке в отделениях неврологии, кардиологии и онкологии. Следовательно, необходимо решить проблему перепрофилирования коек, более широко применять стационарзамещающие технологии.
Модернизация системы образования
В системе республиканского образования проходит масштабная работа по повышению качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Сегодня можно с уверенностью говорить, что за два с половиной года в сфере образования произошли значительные качественные изменения, которые стали результатом целенаправленной работы по созданию целостной и современной образовательно-воспитательной системы.
Характерной особенностью реформы стало включение приоритетов национального образования: любовь к Родине и народу, чувство дружбы, толерантности, сохранение личного и национального достоинства; уважение к старшим, соблюдение этических и этнических норм поведения, бережное отношение к памятникам национальной культуры, ее сохранение и приумножение.
В рамках реализации нацпроекта «Образование» классным руководителям выплачено 83,5 млн руб., в том числе из средств федерального бюджета – 56,1 млн. За год к сети Интернет подключены 60 общеобразовательных школ, а всего с начала реализации нацпроекта – 214. В общероссийском конкурсе инновационных школ победили 19 общеобразовательных учреждений (из 31). Приобретено 80 комплектов учебно-наглядного оборудования и 12 автобусов на сумму 28,9 млн руб. На реализацию направления «Поддержка талантливой молодежи» выделено 2,9 млн руб.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 16 февраля 2007 г. № 41 Министерство образования является уполномоченным органом по реализации проекта, направленного на решение приоритетных задач развития образования с учетом и на основе потребностей социально-экономического развития республики. Проект реализуется на основе межведомственного взаимодействия, обеспечивающего достижение поставленных целей.
Несмотря на многочисленные сложности и риски, мы изначально были уверены в том, что нам удастся выполнить взятые обязательства. Эта уверенность объясняется большой ролью образования для многонационального народа Осетии и сегодняшними характеристиками нашей образовательной системы.
Направления новой системы организации труда (НСОТ) и нормативно-подушевое финансирование (НПФ) во многом определили ход реализации проекта и стимулировали заинтересованность педагогических работников в качественных результатах своего труда. Обязательства по данному направлению выполнены в полном объеме и в запланированные сроки. Была проведена значительная работа по созданию нормативно-правовой базы. Правительство республики приняло пять постановлений о введении НСОТ и НПФ в пилотных районах, приняты и постановления глав местных администраций о порядке перехода на НСОТ и НПФ.
Позитивную роль сыграли обсуждения с представителями муниципальных образований, школ и общественности основных положений НСОТ и НПФ. Новые механизмы финансирования, приводящие к повышению зарплаты учителей в зависимости от качества их работы, введены в 57 школах трех пилотных районов – это должно увеличить их привлекательность, престижность, финансовое благополучие. Средняя заработная плата учителей в школах, участвующих в проекте, составляет на сегодняшний день 11 494 руб. (рост в среднем на 28,9% по сравнению с другими районами). Повышение заработной платы обусловлено оптимизацией сети школ, штатных расписаний, концентрацией ресурсов и дополнительно выделенными в 2007 г. из бюджета республики средствами на НСОТ в объеме 2 431 тыс. руб. В текущем году на заработную плату учителей также предусмотрены дополнительные средства.
Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников образовательных учреждений в среднем по республике составляет 74,13% при плановом обязательстве в размере 64% в 2008 г. Величина норматива подушевого финансирования для государственных и муниципальных образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, составляет 19 606 руб. Общеобразовательные учреждения перешли на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета.
Зависимость заработной платы педагога от качества его труда является одним из главных эффектов модернизации, но сопровождается рядом
серьезных рисков. Они связаны с тем, что механизмы оценки труда учителя должны быть прозрачными и объективными: каждый должен понимать, за что и сколько он может получить. Подготовлены и приняты методические рекомендации по порядку распределения стимулирующей части ФОТ учителей, регламентирующие ее распределение на основе достижения качества образования.
В пяти районах республики успешно осуществляется доставка учащихся в базовые школы. В сельской местности школьные автобусы перевозят учащихся на расстояние не более 12,5–15 км. Реализация программы развития сети учреждений стимулирует и улучшение качества жизни населения республики, что также способствует формированию положительного отношения большинства граждан к реализации проекта. Переход на НСОТ и НПФ всех общеобразовательных учреждений республики планируется с 1 января 2009 г.
И власти Северной Осетии, и общество понимают, что главное преимущество республики – ее человеческий потенциал, во многом определяющийся образованием. В этой сфере на современном этапе происходят такие системные изменения, которые позволят образованию быть адекватным запросам личности и общества.
Особое внимание – административной реформе
Внимание Правительства Республики Северная Осетия – Алания будет сконцентрировано на дальнейшем системном проведении административной реформы. В соответствии с разрабатываемым подробным планом проведения в регионе административной реформы в 2008 г. намечены следующие мероприятия:
внедрение в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания и подведомственных им организациях принципов и процедур управления по результатам;
разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг органами исполнительной власти региона;
организация и предоставление государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров;
разработка программы повышения качества предоставления услуг на базе многофункциональных центров;
оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействия коррупции;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества;
модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.
Целью проведения административной реформы является повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти республики и уровня удовлетворенности граждан – получателей государственных услуг. Реализация проекта пройдет с марта по декабрь 2008 г. в три этапа: первый этап станет подготовительным, на втором будут созданы многофункциональные центры, а на третьем они начнут действовать в пилотном режиме и на постоянной основе.
Результатами реформы должно стать повышение удовлетворенности граждан оказываемыми государственными и муниципальными услугами до 90% к исходному уровню (при отсутствии финансирования из федерального бюджета – до 50% к исходному уровню). В качестве источника информации будут использоваться данные социологического исследования.
Первоочередными задачами Правительства Республики Северная Осетия – Алания в области управления государственным имуществом являются оптимизация количества государственных унитарных предприятий с учетом уровня эффективности их деятельности, повышение эффективности управления государственной собственностью и увеличение доходов республиканского бюджета, применение процедуры банкротства к неэффективным организациям, нарушившим график погашения реструктурируемой задолженности.
Бюджетная политика Северной Осетии
В 2007 г. в бюджетную систему всех уровней на территории республики поступило налогов и сборов на сумму 7 734,8 млн руб. (113,8% к 2006 г.), в том числе в консолидированный бюджет республики – 5 132,0 млн (119,0% к 2006 г.). Акцизов за прошедший год было получено 2 693,5 млн руб., что на 11,7% больше соответствующего периода 2006 г. В структуре объема налогов в 2007 г. удельный вес акцизов составляет 34,9% (в 2006 г. – 36,2%). Вместе с тем сокращение объемов производства этилового спирта по сравнению с 2006 г. на 536,1 тыс. декалитров привело к уменьшению поступлений акцизов в бюджеты всех уровней в сумме 119,7 млн руб., в том числе в федеральный бюджет – на 59,8 млн, в республиканский бюджет – на 41,9 млн, в местные бюджеты – на 17,9 млн.
Производство ликеро-водочных изделий снизилось по сравнению с уровнем 2006 г. на 428,3 тыс. декалитров. В результате в бюджеты всех уровней недопоступило 673,0 млн руб., в том числе в федеральный бюджет – 538,4 млн, в республиканский – 94,2 млн, в местные бюджеты – 40,4 млн.
По сравнению с 2006 г. платежи по налогу на прибыль организаций увеличились в 3,7 раза, по налогу на доходы физических лиц – 133,0%. Рост по единому налогу по упрощенной системе налогообложения составил 33,3%, по единому налогу для определенных видов деятельности – 7,8%, по единому сельскохозяйственному налогу – 2,2 раза.
В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществлен переход к среднесрочному финансовому планированию бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Северная Осетия – Алания. При составлении республиканского бюджета на 2008 г. впервые был принят среднесрочный финансовый план на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг., что позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2009–2011 гг. в формате «скользящей трехлетки». Многие муниципальные образования также будут формировать свои первые трехлетние бюджеты.
Одним из основных направлений работы региональных органов власти на ближайшую перспективу является реформирование бюджетного процесса. В настоящее время совместно с Центром фискальной политики разрабатывается проект программы реформирования региональных финансов. Согласно распоряжению Правительства Республики Северная Осетия – Алания № 43-р от 14 марта 2008 г. утвердить программу планируется в сентябре-октябре 2008 г. Разработка программы была обусловлена необходимостью кардинального изменения принципов и механизмов функционирования органов государственной власти в связи с проводимыми на федеральном уровне реформами, происходящими сегодня процессами в экономике, финансах и социальной сфере, государственном и муниципальном управлении. Республика подошла к тому рубежу, когда проведение реформы системы управления региональными финансами является жизненно необходимым.
Кроме того, утвержден состав рабочей группы по формированию программы повышения качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 г. в Республике Северная Осетия – Алания.
Реализация Федерального закона № 131-ФЗ
В целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Правительство Республики Северная Осетия – Алания поставило задачу обеспечить закрепление за поселениями налоговых доходов, предусмотренных законом, продолжить процедуру разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями, а также создать в республике обучающие центры с целью повышения квалификации муниципальных служащих, особенно в сельских поселениях. В настоящее время республиканскими органами власти и органами местного самоуправления муниципальных образований исполняются все положения указанного закона.
В регионе нет вновь образованных муниципальных образований. Однако все муниципальные образования, находящиеся на территории республики, имеют собственные бюджеты, самостоятельно их утверждают и исполняют. Вместе с тем при утверждении и исполнении бюджетов городских и сельских поселений органами местного самоуправления муниципальных районов им оказывается методическая и методологическая помощь.
В целях стимулирования инициативы органов местного самоуправления и вовлечения населения в решение вопросов увеличения доходов местного бюджета, благоустройства, улучшения экологии, санитарной культуры, озеленения территории, организации досуга и массового отдыха, активизации работы администраций поселений в реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ указом главы республики учрежден ежегодный республиканский конкурс «Лучшее сельское поселение года», средства на проведение которого предусмотрены в региональном бюджете на 2009 г.
Проблемы здравоохранения
Продолжается модернизация республиканской системы здравоохранения, повышается доступность и качество медицинской помощи населению. В бюджете Северной Осетии на 2008 г. на развитие здравоохранения, физической культуры и спорта выделено более 2 млрд руб.
С целью реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в республике создан регистр медработников для развития первичной медико-санитарной помощи, который включает 1 550 человек. Денежные выплаты медработникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, осуществлялись в полном объеме. Так, в 2007 г. они получили 89,6 млн руб. В амбулаторно-поликлинических учреждениях введены в эксплуатацию 205 единиц диагностической техники на сумму 115,0 млн руб. и 57 единиц санитарного автотранспорта на сумму 28 млн руб.
Однако реформирование здравоохранения невозможно без прогрессивных экономических методов управления, включая анализ использования имеющихся ресурсов. Например, анализ использования коечного фонда показал избыток терапевтических коек при их нехватке в отделениях неврологии, кардиологии и онкологии. Следовательно, необходимо решить проблему перепрофилирования коек, более широко применять стационарзамещающие технологии.
Модернизация системы образования
В системе республиканского образования проходит масштабная работа по повышению качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Сегодня можно с уверенностью говорить, что за два с половиной года в сфере образования произошли значительные качественные изменения, которые стали результатом целенаправленной работы по созданию целостной и современной образовательно-воспитательной системы.
Характерной особенностью реформы стало включение приоритетов национального образования: любовь к Родине и народу, чувство дружбы, толерантности, сохранение личного и национального достоинства; уважение к старшим, соблюдение этических и этнических норм поведения, бережное отношение к памятникам национальной культуры, ее сохранение и приумножение.
В рамках реализации нацпроекта «Образование» классным руководителям выплачено 83,5 млн руб., в том числе из средств федерального бюджета – 56,1 млн. За год к сети Интернет подключены 60 общеобразовательных школ, а всего с начала реализации нацпроекта – 214. В общероссийском конкурсе инновационных школ победили 19 общеобразовательных учреждений (из 31). Приобретено 80 комплектов учебно-наглядного оборудования и 12 автобусов на сумму 28,9 млн руб. На реализацию направления «Поддержка талантливой молодежи» выделено 2,9 млн руб.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 16 февраля 2007 г. № 41 Министерство образования является уполномоченным органом по реализации проекта, направленного на решение приоритетных задач развития образования с учетом и на основе потребностей социально-экономического развития республики. Проект реализуется на основе межведомственного взаимодействия, обеспечивающего достижение поставленных целей.
Несмотря на многочисленные сложности и риски, мы изначально были уверены в том, что нам удастся выполнить взятые обязательства. Эта уверенность объясняется большой ролью образования для многонационального народа Осетии и сегодняшними характеристиками нашей образовательной системы.
Направления новой системы организации труда (НСОТ) и нормативно-подушевое финансирование (НПФ) во многом определили ход реализации проекта и стимулировали заинтересованность педагогических работников в качественных результатах своего труда. Обязательства по данному направлению выполнены в полном объеме и в запланированные сроки. Была проведена значительная работа по созданию нормативно-правовой базы. Правительство республики приняло пять постановлений о введении НСОТ и НПФ в пилотных районах, приняты и постановления глав местных администраций о порядке перехода на НСОТ и НПФ.
Позитивную роль сыграли обсуждения с представителями муниципальных образований, школ и общественности основных положений НСОТ и НПФ. Новые механизмы финансирования, приводящие к повышению зарплаты учителей в зависимости от качества их работы, введены в 57 школах трех пилотных районов – это должно увеличить их привлекательность, престижность, финансовое благополучие. Средняя заработная плата учителей в школах, участвующих в проекте, составляет на сегодняшний день 11 494 руб. (рост в среднем на 28,9% по сравнению с другими районами). Повышение заработной платы обусловлено оптимизацией сети школ, штатных расписаний, концентрацией ресурсов и дополнительно выделенными в 2007 г. из бюджета республики средствами на НСОТ в объеме 2 431 тыс. руб. В текущем году на заработную плату учителей также предусмотрены дополнительные средства.
Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников образовательных учреждений в среднем по республике составляет 74,13% при плановом обязательстве в размере 64% в 2008 г. Величина норматива подушевого финансирования для государственных и муниципальных образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, составляет 19 606 руб. Общеобразовательные учреждения перешли на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета.
Зависимость заработной платы педагога от качества его труда является одним из главных эффектов модернизации, но сопровождается рядом
серьезных рисков. Они связаны с тем, что механизмы оценки труда учителя должны быть прозрачными и объективными: каждый должен понимать, за что и сколько он может получить. Подготовлены и приняты методические рекомендации по порядку распределения стимулирующей части ФОТ учителей, регламентирующие ее распределение на основе достижения качества образования.
В пяти районах республики успешно осуществляется доставка учащихся в базовые школы. В сельской местности школьные автобусы перевозят учащихся на расстояние не более 12,5–15 км. Реализация программы развития сети учреждений стимулирует и улучшение качества жизни населения республики, что также способствует формированию положительного отношения большинства граждан к реализации проекта. Переход на НСОТ и НПФ всех общеобразовательных учреждений республики планируется с 1 января 2009 г.
И власти Северной Осетии, и общество понимают, что главное преимущество республики – ее человеческий потенциал, во многом определяющийся образованием. В этой сфере на современном этапе происходят такие системные изменения, которые позволят образованию быть адекватным запросам личности и общества.
Особое внимание – административной реформе
Внимание Правительства Республики Северная Осетия – Алания будет сконцентрировано на дальнейшем системном проведении административной реформы. В соответствии с разрабатываемым подробным планом проведения в регионе административной реформы в 2008 г. намечены следующие мероприятия:
внедрение в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания и подведомственных им организациях принципов и процедур управления по результатам;
разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг органами исполнительной власти региона;
организация и предоставление государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров;
разработка программы повышения качества предоставления услуг на базе многофункциональных центров;
оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействия коррупции;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества;
модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.
Целью проведения административной реформы является повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти республики и уровня удовлетворенности граждан – получателей государственных услуг. Реализация проекта пройдет с марта по декабрь 2008 г. в три этапа: первый этап станет подготовительным, на втором будут созданы многофункциональные центры, а на третьем они начнут действовать в пилотном режиме и на постоянной основе.
Результатами реформы должно стать повышение удовлетворенности граждан оказываемыми государственными и муниципальными услугами до 90% к исходному уровню (при отсутствии финансирования из федерального бюджета – до 50% к исходному уровню). В качестве источника информации будут использоваться данные социологического исследования.
Первоочередными задачами Правительства Республики Северная Осетия – Алания в области управления государственным имуществом являются оптимизация количества государственных унитарных предприятий с учетом уровня эффективности их деятельности, повышение эффективности управления государственной собственностью и увеличение доходов республиканского бюджета, применение процедуры банкротства к неэффективным организациям, нарушившим график погашения реструктурируемой задолженности.