Окончание. Начало см.: Бюджет. – 2008. – № 8.
Вячеслав ТИМЧЕНКО, председатель Комитета ГД по вопросам


местного самоуправления, кандидат экономических наук
Людмила ПРОНИНА, ведущий советник аппарата Комитета ГД
по вопросам местного самоуправления, доктор экономических наук
В период с 2005 по 2007 гг. осуществлено дальнейшее разграничение полномочий между уровнями публичной власти, в результате которого произошло расширение перечня вопросов местного значения, большая часть которых привела к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований. В 2007 г., по данным Минфина России, расходные обязательства муниципальных образований выросли на 422,4 млрд руб., или на 27,9% по сравнению с 2006 г.
В связи с этим, а также за счет сохранения прежних доходных источников местных бюджетов реальное финансовое положение большинства муниципальных образований в 2006–2007 гг. ухудшилось, о чем свидетельствует передача большинством поселений своих полномочий муниципальным районам.
По данным Счетной палаты РФ, в 2007 г., так же как и в 2006 г., муниципальные образования испытывали недостаток финансовых средств на реализацию отдельных расходных обязательств: на регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства в населенных пунктах, в которых отсутствуют территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; на ведение похозяйственной документации в поселениях; на оказание мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений для реализации их права на бесплатную жилую площадь в сельской местности с отоплением и освещением и др.
Отсутствие в местных бюджетах средств для подготовки схем территориального планирования муниципального уровня не позволит, как установлено, подготовить проект схемы территориального планирования Российской Федерации до 1 сентября 2009 г. Это, в свою очередь, приведет к невозможности выделения земельных участков для осуществления хозяйственной деятельности и иных целей. По данным Счетной палаты РФ, по состоянию на 1 января 2008 г. документы территориального планирования утверждены менее чем в 4 тыс. (13%) муниципальных образований.
В связи с повышением с 1 января 2009 г. минимального размера оплаты труда до 4 330 руб. в месяц и переходом к отраслевым системам оплаты труда необходимы дополнительные финансовые средства для исполнения соответствующих расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований. Однако в соответствии с изменениями, внесенными в июне 2008 г. в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг.», на 6 млрд руб. уменьшены дотации на сбалансированность бюджетов субъектов РФ.
В современных условиях исполнение расходных обязательств муниципальных образований обеспечивается в основном за счет предоставления финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ.
По данным Минфина России, за 2007 г. из общего количества муниципальных образований, формировавших и исполнявших бюджеты в 2007 г., только в 16,6% местных бюджетов доля межбюджетных трансфертов (без субвенций) и доходов, переданных по дополнительным нормативам, в собственных доходах местных бюджетов составляла менее 10%. В 64,4% местных бюджетов указанная доля составляла более 50%, в том числе в 47,6% местных бюджетов – свыше 70%.
Следовательно, начиная с 2008 г. большинство муниципальных образований подпадут под установленную Бюджетным кодексом РФ (далее – Кодекс) систему ограничений в зависимости от доли получаемой финансовой помощи.
Полную версию материала можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Бюджет". В ноябре статья появится на нашем сайте в открытом доступе.