Версия для печати 490 Материалы по теме
Развитие страны не останавливается

Бюджет 2023 года и планового периода можно назвать самым сложным за последние годы, ведь верстался он в особых условиях. О том, насколько в главном финансовом документе страны соблюден баланс между расходами на социальные обязательства, национальную безопасность и социально-экономическое развитие, журналу «Бюджет» рассказала Елена Алексеевна Перминова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

— Елена Алексеевна, как отразилась политическая, экономическая нестабильность на бюджете 2023 года и планового периода?

— Безусловно, все беспрецедентные санкции, принятые в отношении нашей страны, сказались на развитии ее экономики, и, конечно же, все эти факторы учтены в бюджете на 2023 год. Текущий бюджет сверстан по базовому сценарию, разработанному Министерством экономического развития РФ и взятому Министерством финансов РФ за основу.

Бюджет на 2023 год впервые за последние годы принят с дефицитом 2,92 триллиона рублей: доходы составляют 26,13 триллиона рублей, расходы — 29,05 триллиона рублей. Источники покрытия дефицита бюджета — это внутренние заимствования и средства Фонда национального благосостояния. Это надежные источники покрытия дефицита. По понятным причинам внешние заимствования не рассматриваются.

Что касается нового подхода к планированию бюджета, то прежде всего отмечу изменение бюджетного правила. Как известно, с 2022 года в связи с увеличением расходов на поддержку экономики и граждан в условиях геополитической напряженности была временно приостановлена норма о бюджетном правиле. Все нефтегазовые доходы направлялись на расходы. В текущем году мы вернулись к логике бюджетного правила, но с измененной концепцией. В статье 96.6 Бюджетного кодекса зафиксирован объем базовых нефтегазовых доходов, который пойдет на расходы в 2023–2025 годах, в абсолютном выражении на уровне 8 триллионов рублей с дальнейшей ежегодной индексацией в размере четырех процентов начиная с 2026 года.

По традиции мы вступаем в новый год с новациями налогового и бюджетного законодательства. В течение пандемийного периода, а также в прошлом году мы отработали много новшеств в бюджетном законодательстве. Субъектам РФ дано больше прав распоряжаться собственными доходами, оперативно вносить изменения в бюджет, связанные с расходами на борьбу с пандемией, специальной военной операцией. Многие изменения, носившие временный характер, продлены. Так, продлена норма, предоставляющая субъектам РФ и муниципальным образованиям право при формировании своих резервных фондов превышать их предельный размер в три процента от утвержденного общего объема расходов. Продлена норма, снимающая запрет на принятие расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов власти субъектов РФ (местного самоуправления) в части расходных обязательств, определенных высшим исполнительным органом. Пролонгированы и другие нормы.

Поделиться