В 2020 году Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) стало самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которым осуществляет Правительство РФ. О финансовой составляющей деятельности учреждения с очень широким спектром стратегически важных задач, огромной подведомственной сетью рассказала заместитель руководителя ФМБА России Наталья Николаевна Стадченко.
— Наталья Николаевна, в 2022 году ФМБА России отметило юбилей — 75 лет. Насколько за эти годы изменился функционал агентства? Что входит в сферу его ответственности сегодня?
— Спектр деятельности Федерального медико-биологического агентства чрезвычайно широк. Прежде всего в сферу ответственности входит охрана здоровья работников организаций с особо опасными условиями труда, рисками радиационного, химического и биологического поражения.
Основными направлениями деятельности агентства являются: медико-санитарное обеспечение населения; служба крови и донорство костного мозга; морская медицина; гипербарическая и водолазная медицина; медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение космических программ; радиобиология, радиационная гигиена и медицина; медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение работ по уничтожению химического оружия; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и готовности к аварийному реагированию; а также медицинское обеспечение спорта высших достижений.
Активно развивается научная деятельность агентства, в составе которого функционируют 35 научно-исследовательских и научно-производственных центров. 11 из них занимаются фундаментальными исследованиями, 13 имеют собственные производственные площадки, позволяющие изготовлять опытные партии лекарственных препаратов, биомедицинских продуктов и медицинских изделий, 21 центр имеет собственные клинические базы для проведения контролируемых клинических исследований. В структуру агентства входит восемь стратегических ФГУП, позволяющих масштабировать разработки до промышленных партий.
При множестве направлений деятельности ФМБА России постоянно расширяет свои функции, идет в ногу со временем, добавляет совершенно новые направления, такие так генная инженерия, квантовые технологии и т. д. Миссия агентства — развивать биомедицинские технологии для обеспечения защиты граждан от любых вредоносных факторов, как техногенных, так и природных, а следовательно, для обеспечения безопасности нашей страны.
— Развитие высоких медицинских технологий, несомненно, требует соответствующего финансирования и, как следствие, сильной финансовой службы, учета, четкого оперативного реагирования. Вы, как заместитель руководителя ФМБА России, возглавляете это направление. Были ли сложности с исполнением бюджета 2022 года?
— На 2022 год бюджет ФМБА России составил 74,8 миллиарда рублей и исполнен на 99,1 процента. Высокого процента исполнения бюджета удалось добиться за счет постоянного контроля и мониторинга деятельности учреждений сети ФМБА в отношении своевременного и эффективного освоения выделенных средств.
Благодаря успешному взаимодействию с Минфином и Правительством России ФМБА получило дополнительные бюджетные ассигнования из Резервного фонда Правительства РФ в объеме 3,1 миллиарда рублей. Эти средства были направлены на заработную плату медицинских, научных и педагогических работников подведомственных агентству учреждений в целях достижения целевых показателей, установленных майскими указами Президента РФ; на передовые научные исследования и разработки; на работу сводных медицинских отрядов ФМБА при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; для обеспечения своевременной и качественной медицинской помощью лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации с Украины, Донецкой и Луганской народных республик.
— Наступил новый, 2023 год, принят новый бюджет, есть ли какие-то нюансы его реализации?
— Сформированный бюджет полностью отражает функционал и позволяет выполнять в полном объеме возложенные на ФМБА России функции и полномочия. Пристальное внимание уделяется финансовому обеспечению реализации поручений Президента РФ и Правительства России. Помимо этого, с 2022 года ФМБА наделено полномочиями по ведению регистра доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, что также нашло отражение в объеме бюджетных ассигнований на 2023 год.
— Пандемия, вопросы импортозамещения резко актуализировали значимость медицины и научных разработок в этой сфере. Увеличило ли это количество ваших задач? Повлияло ли на финансирование деятельности агентства?
— Агентство — вертикально управляемая структура, это позволяет эффективно планировать в том числе научную и инновационную деятельность. В нашем составе есть научные организации, которым доводится финансирование в рамках государственного задания по науке. Научно-технический совет агентства определяет приоритетные направления, на которые в первую очередь выделяются средства.
Кроме того, часть научных центров имеют высокотехнологичные клинические подразделения, где проводится валидация разработанных технологий и ранние фазы клинических исследований. При этом в системе агентства есть несколько стратегических ФГУП, которые могут как производить опытные партии препаратов и медицинских изделий, так и в ряде случаев масштабировать разработки до промышленных партий.
В качестве примера эффективной работы можно привести нашу деятельность в период пандемии. В рекордно короткие сроки удалось разработать и обеспечить промышленный выпуск линейки из семи тест-систем не только для определения возбудителя COVID-19, но и для определения его разновидности. Также мы разработали, провели регламентированные исследования и зарегистрировали уникальный препарат «Мир-19» и инновационную вакцину «Конвасэл».
Но наши разработки не ограничиваются только темой новой коронавирусной инфекции. Совместно с госкорпорациями «Ростех» и «Росатом» ведутся разработки уникального диагностического и реабилитационного оборудования на основе отечественных комплектующих. В рамках года науки и технологий (2021 год) были открыты три научно-производственные площадки. Первая — это Центр технологий и микрофабрикаций на базе ФГБУ ФНКЦ ФХМ, который позволяет использовать новейшие технологии для биомедицины, например производство микрочипов. Вторая — научно-производственный комплекс с цехом рекомбинантных препаратов на базе ФГУП СПБНИИВС для разработки и производства иммунобиологических препаратов. И третья — научно-производственный комплекс на базе Центра мозга и нейротехнологий для разработки и производства биотехнологических продуктов.
Мы не останавливаемся на достигнутом, а возможность эффективного управления инновациями позволяет нам быстро реагировать на возникающие угрозы и новые цели.
ФМБА — вертикально управляемая структура, это позволяет эффективно планировать деятельность агентства, в том числе научную и инновационную
— Насколько большая сеть учреждений, находящихся в ведении ФМБА России?
— ФМБА России — это современная многопрофильная структура с мощным научным кластером и богатым кадровым потенциалом, в которую входят 163 бюджетные организации, в том числе 62 медицинские, 32 научные, 54 центра гигиены и эпидемиологии, 5 образовательных, 5 санаторно-курортных, 5 служб крови. Кроме того, у агентства 35 территориальных органов, 2 казенных учреждения, 8 федеральных государственных унитарных предприятий. Филиальная сеть подведомственных ФМБА России организаций насчитывает более 200 объектов.
Наши учреждения обслуживают более 700 организаций с особо опасными условиями труда, рисками радиационного, химического и биологического поражения, в том числе подразделения государственных корпораций «Росатом» и «Роскосмос», объекты химической и оборонной промышленности, а также учреждения, в которых хранятся музейные штаммы микроорганизмов и вирусов. Помимо этого, мы обслуживаем свыше трех миллионов человек, проживающих в 20 ЗАТО, 39 городах-спутниках и наукоградах в 54 субъектах РФ и городе Байконуре. Многие учреждения ФМБА России расположены на удаленных территориях, в том числе за полярным кругом, и работают порой в самых экстремальных условиях.
Особое внимание агентство уделяет охране здоровья трудящихся, развивая промышленную медицину, направленную на ресурсосбережение и увеличение трудового долголетия. С этой целью мы работаем над созданием «замкнутого цикла» медицинского обеспечения — от производственных здравпунктов до высокотехнологичных медицинских центров, реабилитационных и санаторно-курортных организаций.
Важнейшим направлением стала организация работы мобильных медицинских бригад, задачами которых является оказание помощи населению территорий с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, в труднодоступных и отдаленных местностях, а также при чрезвычайных ситуациях. В течение 24 часов сводные медицинские отряды готовы выдвинуться в очаг на передвижных комплексах, провести раннюю диагностику и оказать помощь людям. Только за период пандемии новой коронавирусной инфекции сводные мобильные бригады ФМБА работали в очагах инфекционных заболеваний более чем в 30 субъектах РФ и за рубежом.
ФМБА России координирует работу Службы крови РФ, которую составляют 1,3 миллиона доноров, более 100 тысяч высококвалифицированных медицинских работников. С 2008 года успешно реализуется масштабная программа развития добровольного донорства крови — 99 процентов доноров сдают кровь на безвозмездной основе. В ФМБА России сформирован самый большой российский регистр потенциальных доноров костного мозга, насчитывающий 65 тысяч доноров, интегрированных в международную поисковую систему. С 2022 года на ФМБА возложены полномочия по организации и ведению единого федерального регистра донорства костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток.
— В течение последних лет в России ведется планомерная работа по совершенствованию и полной автоматизации системы бухгалтерского учета, особенно это касается бюджетной сферы. Какая работа проводится в учреждениях ФМБА в рамках этого направления? Ваши учреждения работают на одном программном продукте или их специфика требует разного программного обеспечения?
— В настоящее время ведение бухгалтерского учета в учреждениях ФМБА России полностью автоматизировано. Решение о выборе программного продукта по бухгалтерскому учету учреждения принимают самостоятельно.
Помимо типовых автоматизированных систем для ведения бухгалтерского учета, представленных на рынке, учреждения применяют цифровые модули системы «Информационные ресурсы ФМБА России», предназначенные для подготовки и сдачи отчетности, разработаны они специалистами агентства.
Вместе с тем следует отметить, что специфика бухгалтерского учета наших медицинских учреждений тесно связана с учетом лекарственных препаратов и медицинских изделий. Данный учет также автоматизирован. Программы для учета лекарственных препаратов, используемые медицинскими учреждениями ФМБА России, синхронизированы с программами бухгалтерского учета.
— В мартовском номере за 2021 год журнала «Бюджетный учет» (Контрольная деятельность ФМБА России) говорилось, что в ФМБА России начата работа по контролю. Как сегодня идет работа в данном направлении?
— Действительно, с 2021 года в ФМБА активизирована работа по усилению контрольной деятельности и проведению анализа результатов контрольных мероприятий в соответствии с утвержденными внутренними документами. В рамках ежегодно утверждаемых планов контрольных мероприятий ФМБА проводятся проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений. В 2021 году проведено 12 проверок, в 2022 году — 27, на 2023 год запланировано уже более 30 проверок.
Как видим, темп и объем работы растут, при этом не только увеличивается количество проверок, но и усиливается последующий контроль. Результаты проведенных проверок рассматриваются на заседаниях контрольной комиссии агентства, руководителям учреждений направляются выписки из протоколов заседаний контрольной комиссии с поручениями и установленными сроками их выполнения. Контрольная комиссия рассматривает полноту и своевременность исполнения протоколов заседаний, представление учреждениями планов мероприятий и отчетов по итогам проведенных контрольных мероприятий.
В ФМБА России внедрены и ведутся информационные базы данных по контрольной деятельности, включающие информацию о проведенных агентством проверках, выявленных нарушениях и их устранении. Также в базы включена информация о проверках, проведенных в подведомственных ФМБА учреждениях органами государственного финансового контроля. Тут особо хотелось бы отметить наше тесное и эффективное взаимодействие с коллегами из Федерального казначейства в части координации контроля финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок в подведомственных ФМБА организациях.
— При таком количестве проведенной работы, направленных письмах с обзорами и рекомендациями продолжают ли проверки выявлять нарушения?
— Мы однозначно фиксируем значительное улучшение внутриведомственной финансовой дисциплины, что выражается в снижении количества нарушений в организации и ведении бухгалтерского учета, в закупочной деятельности. Более того, в системе агентства есть учреждения, практически не имеющие замечаний в сфере закупок.
Что касается выявляемых нарушений, то бывают замечания к учетным политикам учреждений в части несоблюдения отдельных норм федеральных стандартов по бухгалтерскому учету; к ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности, проведению инвентаризации, оформлению первичных учетных документов. В сфере закупок отмечается несвоевременное или неполное опубликование документов в ЕИС, нарушения условий контрактов.
В сентябре 2022 года ФМБА впервые провело масштабное мероприятие по профессиональному обучению руководителей, главных бухгалтеров и работников финансовых служб подведомственных учреждений
— Во многом успех в минимизации нарушений зависит от квалификации кадров финансово-бухгалтерских служб.
— Да, мы обратили внимание, что все выявленные в ходе проверок нарушения являются типичными. И в сентябре 2022 года ФМБА впервые провело масштабное мероприятие по профессиональному обучению руководителей, главных бухгалтеров и работников финансовых служб подведомственных учреждений. В обучающем семинаре приняли участие 146 учреждений, в том числе 53 медицинских учреждения, 30 центров гигиены и эпидемиологии, 14 учреждений науки и другие. В качестве лекторов были привлечены руководители и главные методологи Минфина России по вопросам учета, отчетности, финансового контроля и применения нормативных правовых актов.
По результатам семинара проведено тестирование, в котором приняли участие 165 сотрудников подведомственных учреждений. Все участники успешно прошли тестирование и показали высокие результаты. Максимальный балл — 25 из 25 — набрала заместитель главного бухгалтера ФБУЗ ЦМСЧ № 141 ФМБА России Наталья Викторовна Васильева.
Мы увидели большую заинтересованность наших подведомственных организаций в такого рода мероприятиях. Участники семинара имели возможность не только получить необходимую им информацию, но и обменяться профессиональным опытом, пообщаться с коллегами.
На мой взгляд, мероприятия по повышению профессионального уровня сотрудников учреждений ФМБА России должны проводиться системно и на постоянной основе. Более того, раскрою вам наши задачи на ближайшее будущие — планируется внутренняя организация взаимодействия между финансовыми и бухгалтерскими подразделениями подведомственных ФМБА учреждений в режиме реального времени, создание методологического совета и внедрение кураторства. Мы рассчитываем на активное сотрудничество организаций внутри ведомства при реализации планов в развитии контрольной деятельности агентства.
— Наталья Николаевна, также в сфере вашей компетенции правовые вопросы организации деятельности ФМБА. Расскажите о тенденции совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей сферы деятельности агентства.
— В 2020 году в соответствии с указом Президента РФ от 21 января 2020 года № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное медико-биологическое агентство стало самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которым стало осуществлять Правительство РФ. Агентство было наделено новыми полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сферах деятельности ФМБА. Мы принимаем участие в рассмотрении и согласовании проектов федеральных законов, касающихся нашего функционала, разрабатываемых иными органами государственной власти РФ, по некоторым из них даем принципиальные замечания и предложения. У нас выстроено тесное взаимодействие с Советом Федерации, Государственной думой и Государственно-правовым управлением администрации Президента РФ.
В части совершенствования законодательства в установленной сфере деятельности следует отметить, что ФМБА приняло непосредственное участие в разработке таких значимых нормативных правовых актов, как Федеральный закон от 1 мая 2022 года № 129‑ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О трансплантации органов и (или) тканей человека“ и Федеральный закон „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“», который направлен на совершенствование правового регулирования вопросов донорства и трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток; Федеральный закон от 28 июня 2022 года № 204‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлены правовые основы передачи плазмы для производства лекарственных препаратов, а также установлена возможность привлечения инвестиций в развитие государственной системы донорства крови и (или) ее компонентов.
ФМБА России активно проводит работу по участию в подготовке нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Так, с целью реализации возложенных полномочий по контрольной (надзорной) деятельности агентство принимало участие в разработке ряда постановлений Правительства РФ, например от 30 июня 2021 года № 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)»; от 29 июня 2021 года № 1050 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов»; от 12 апреля 2022 года № 640 «Об утверждении Правил ведения Федерального регистра доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, донорского костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, реципиентов костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток».
Кроме того, важную роль играет подготовка и издание ведомственных нормативных правовых актов, направленных на реализацию функций и полномочий в установленной сфере деятельности, регулирующих организацию деятельности ФМБА России, территориальных органов и подведомственных организаций, а также обеспечивающих своевременную актуализацию нормативной правовой базы с целью ее гармонизации с законодательством Российской Федерации. В настоящее время агентство продолжает вести работу по совершенствованию нормативной правовой базы в установленной сфере деятельности в целях повышения качества предоставления медицинских услуг населению.
Подготовила Н. И. Штода