Счетная палата РФ проанализировала внедрение в бюджетно-налоговую сферу Российской Федерации концепции налоговых расходов. О результатах и предложениях, сформулированных аудиторами по результатам экспертно-аналитического мероприятия, рассказал аудитор Счетной палаты Андрей Николаевич Батуркин.
— Андрей Николаевич, в конце января текущего года Счетная палата опубликовала отчет о результатах анализа реализации концепции налоговых расходов. Для исключения разночтений расскажите, что сегодня у нас понимается под налоговыми расходами?
— Да, действительно, в 2022 году мы провели анализ реализации концепции налоговых расходов в бюджетный процесс Российской Федерации. Указанное мероприятие является одним из этапов запланированного трехлетнего исследования в рамках аудита системы налоговых расходов, целью которого является содействие повышению качества системы учета, контроля и оценки налоговых расходов страны.
Прежде чем приступить к разъяснению понятия налоговых расходов, необходимо отметить, что Минфин России провел значительную работу по созданию и внедрению концепции налоговых расходов в бюджетный процесс Российской Федерации. Понятие «налоговые расходы» в Бюджетный кодекс было введено в конце 2018 года. По сути, налоговые расходы — это выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы РФ, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование. Их можно рассматривать в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и (или) целями социально-экономической политики. Кроме того, в тот же период в Бюджетный кодекс была введена норма по обязательной ежегодной оценке налоговых расходов.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти