Версия для печати 776 Материалы по теме
Будущее, которое строят дети

Проектное бюджетирование набирает в России все большую популярность. Однако чаще оно касается взрослого населения, а ведь желание и потребности есть и у самых маленьких граждан страны. Это поняли в Новороссийске — руководство города решило запустить проекты инициативного бюджетирования молодежного направления. Интересный, а во многом и уникальный опыт мы обсудили с заместителем главы города Новороссийска Эльвирой Александровной Кальченко.

— Эльвира Александровна, почему пришли к такой идее — доверить школьникам бюджет?

— По нашему мнению, такой подход решает целый комплекс очень важных задач. Во-первых, личное участие в решении важного вопроса повышает уровень гражданской ответственности. Во-вторых, повышается грамотность школьников в финансовой сфере. В-третьих, внедрение школьного инициативного бюджетирования увеличивает доверие учащихся, их родителей и педагогов к администрации школы, к органам местного самоуправления, особенно к тем руководителям, которые поддерживают развитие инициативного бюджетирования и лично участвуют в нем. И наконец, реализация идей, предложенных школьниками, повышает их удовлетворенность от посещения общеобразовательных учреждений. Проще говоря, детям просто больше нравится учиться, хочется идти в школу, а это самое главное.

— Как организовано школьное инициативное бюджетирование в Новороссийске?

— Мы реализовали это направление как полноценное проектирование. Генерируется идея, определяются этапы ее воплощения, разрабатывается, финансово просчитывается и презентуется проект. По проектному предложению составляем смету расходов, поставщиков определяем в ходе конкурсного отбора. Мы организовали в школах обучающие мини-проекты «Если бы я был директором», где дети разработали и публично представили свои проектные предложения.

К началу 2023 года в школьное инициативное бюджетирование было вовлечено уже более 15 тысяч школьников. Кстати, на реализацию идей, предложенных учениками, из средств городского бюджета на 2023 год выделено более 10 миллионов рублей.

— Что больше всего интересно детям? Какие направления они заявляют в своих проектах?

— Можно выделить несколько тематических направлений: это техническое переоснащение объектов школьной инфраструктуры, а также проведение ремонта помещений. Если быть предметнее, то, например, школьники предложили создать модульные библиотеки, залы-скалодромы, кабинеты виртуальной реальности для уроков истории, астрономии. С 3d-очками эти предметы должны стать гораздо увлекательнее.

— Какие-то идеи уже реализованы?

— Конечно, первые результаты у нас уже есть. Например, в прошлом году инициативная группа учащихся школы № 22 реализовала проект «Я — это мы». В его основе — виртуальный школьный музейно-выставочный комплекс с использованием QR- и AR-технологий. Экспозиция музея рассказывает об истории школы, Великой Отечественной войне, Герое СССР Михаиле Михайловиче Корницком, который совершил подвиг на территории школы, и многом другом. Проект позволил привлечь внимание подрастающего поколения к истории и культуре Новороссийска.

Также реализован проект, предложенный учениками школы № 34, — «Наши перемены». В школе созданы тематические зоны, где дети наконец могут отвлечься от гаджетов. Установили теннисные столы, грифельные стены, декорировали пол наклейками для младших классов. Была организована зона настольных игр для разностороннего развития детей и их социализации.

Учащиеся Морского технического лицея создали зону ожидания на уже имеющейся свободной площадке, чтобы уменьшить скопление родителей и школьников у входа в школу. На ней установлены беседки, лавочки, столики для игр.

— Есть ли развитие этого направления на федеральном уровне?

— Да, конечно. Например, в конце 2021 года прошел первый слет команд школьного инициативного бюджетирования во всероссийском детском центре «Орленок». Мы отправляли на него наиболее активных ребят. Организатором мероприятия выступил Центр инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России. По итогам слета был создан Всероссийский совет школьного инициативного бюджетирования, участником которого стала и команда «Звездная» из Новороссийска. Наши ребята — единственные представители Краснодарского края в совете.

Кстати, участники команды решили не останавливаться на достигнутом и создали городской совет школьного инициативного бюджетирования, куратором которого является городское Управление образования. Членами совета являются лидеры команд каждой школы. Совет занимается распространением практик инициативного бюджетирования среди школ Новороссийска, агитационной работой, оказывает помощь при разработке проектов для конкурса, проводит внеурочные информационные мероприятия по теме школьного бюджетирования.

В мае 2022 года команда «Звездная» побывала на всероссийской конференции по школьному инициативному бюджетированию, которая проходила в калининградской «Школе будущего». На конференции выступали спикеры из научных центров, эксперты и ребята из других регионов. В результате дискуссий был выработан общий вектор движения, налажено сотрудничество между регионами и определена работа по распространению лучших практик.

— Молодежь — это не только школьники. Не было ли у вас мысли расширить границы участников инициативного бюджетирования?

— А вот мы и подобрались к уникальному опыту Новороссийска. Конечно, мы понимаем, что молодое поколение стремится самореализоваться, хочет изменить окружающую среду под свои потребности, ценности и представления о комфорте. Общественные пространства для молодежи создаются взрослыми без учета мнений молодого поколения. Особенно сильно это проявляется в небольших городах и сельских поселениях, что приводит к оттоку молодых людей в крупные города, где больше шансов самореализоваться.

Для решения данного вопроса Финансовым управлением Новороссийска задан новый вектор инициативного бюджетирования — студенческое и молодежное инициативное бюджетирование, которые позволят значительно расширить охват заинтересованной аудитории. Внедрение инициативного бюджетирования в студенческой среде является нашим ноу-хау, так как на сегодняшний день данная практика не применяется ни в одном субъекте РФ.

— Цели этих проектов отличаются от того, что вы ждете от школьного инициативного бюджетирования?

— Думаю, что они масштабнее. По большому счету, реализация инициативных проектов молодежи может стать драйвером развития территории. Участие молодых людей в инициативном бюджетировании позволит выявить наиболее активных, которые смогут участвовать в преобразовании среды вокруг себя. Работая вместе, обсуждая различные проекты, участники получают возможность сформировать навыки диалога в контексте обсуждения реальных задач, научиться искать общее решение.

Будучи непосредственно вовлеченными в бюджетный процесс, они смогут выйти на новый уровень развития человеческого капитала, сформировать социальные связи и доверие не только между собой, но и с представителями местной администрации. Достичь этого результата другими способами практически невозможно. Кроме того, органы власти увидят потребности жителей не в формате жалоб, а в виде обоснованных конструктивных предложений. Таким образом, создадутся сообщества людей, готовых во взаимодействии реализовывать проекты для развития территорий.

— Обычно молодежь настороженно относится к тому, что предлагают органы власти. Столкнулись ли вы с недоверием к инициативе?

— Для сбора предложений были организованы специализированные интенсивы в общественных местах по всему городу: дискуссии в молодежных клубах, в районных администрациях. Подготовка проектов проходила в диалоге с городскими властями, которые помогали определить, попадает ли каждая конкретная идея под соответствующее направление и какова примерная стоимость ее реализации. Поэтому поводов для сомнений у ребят не было, они точно знали: если их проект наберет наибольшее количество голосов, то он будет реализован. И в первый же год реализации молодежного инициативного бюджетирования в ходе мозговых штурмов было выдвинуто более 50 проектных идей.

— Расскажите о наиболее интересных.

— Интересных проектов очень много, перечислю несколько:

  • конкурс «IT-Креатив», который направлен на развитие творческого, научного потенциала Новороссийска для создания конкурентоспособных информационных продуктов, востребованных в системе образования, социальной сфере и современном производстве;
  • городская научно-практическая междисциплинарная конференция «Право и жизнь», где актуальные проблемы будут рассматриваться междисциплинарно: как с юридической стороны, так и с точки зрения других областей знаний (психологии, социологии, философии и др.);
  • проект «Книжный клуб», благодаря которому создана мини-библиотека на базе МКУ «Молодежный центр»;
  • молодежный фестиваль «РЕП-АНГАР» для творческой молодежи от 14 до 35 лет. В фестивале приняли участие более 500 исполнителей с авторскими треками на русском языке;
  • проект «Молодежная сюитА» направлен на создание комфортных условий для проведения досуга молодежи, улучшения коммуникаций.

Благодаря реализации этих проектов выросло качество организации молодежных мероприятий. Это позволило лучше раскрыть потенциал творческой молодежи, а также вовлечь молодых людей в культурные мероприятия города.

— Работа проделана действительно масштабная. Насколько сложно было ее организовать?

— Мы понимали, что участие в проектах потребует существенных временных затрат. Нам необходимо было организовать целый комплекс мероприятий по формированию интереса у молодой аудитории: обучающие интенсивы, помощь в грамотном составлении проекта и корректном распределении средств для воплощения идей. Специалисты финансового управления, управления образования, отдела по делам молодежи задействованы на всех этапах реализации проектов.

Значительную помощь нам оказала ассоциация «Альянс финансистов», созданная финансовым управлением города для повышения финансовой грамотности населения. Член совета ассоциации, главный специалист финансового управления администрации города Юлия Александровна Ускова — модератор проектов инициативного бюджетирования молодежных направлений. Она принимает самое непосредственное участие в координации проектов: объясняет основные принципы и этапы реализации, помогает в оформлении заявок, консультирует по сложным вопросам. В общем, оказывает поддержку молодому активному населению в воплощении самых амбициозных и креативных идей в жизнь города.

— Молодежные проекты инициативного бюджетирования можно считать ресурсом для развития местного самоуправления?

— Безусловно. Ведь через представление проектов школьники, студенты свободно высказывают свои предложения и доводят их до органов власти. Мы успешно реализуем проекты молодежи, мы стали слышать и учитывать их мнение при преобразовании инфраструктуры нашего города. В заключение хотелось бы выразить отдельную благодарность главе Новороссийска Андрею Васильевичу Кравченко за поддержку в решении значимых для подрастающего поколения задач.

Подготовила А. Ю. Ольховая

Поделиться