По итогам 2022 года российский рынок государственно-частного партнерства продемонстрировал впечатляющие результаты — объем привлеченных инвестиций вырос на 50% в сравнении с предыдущим годом. При этом сохраняется ряд барьеров, которые не дают в полной мере реализовать потенциал механизмов ГЧП в части инфраструктурного и технологического развития страны.
Сейчас в России, по данным платформы «Росинфра», реализуется 3479 проектов ГЧП, в том числе концессионных соглашений. Общий объем инвестиций составляет 4,4 триллиона рублей, из которых 3,2 триллиона — частные. По количеству проектов основной объем приходится на ЖКХ и городскую среду (79%, или 2749 проектов), тогда как по инвестициям лидирует магистральный транспорт (34%, или 1,5 триллиона рублей.). Большинство проектов реализуется на муниципальном уровне (3028), хотя в общем объеме инвестиций их доля существенно меньше, чем проектов на региональном и федеральном уровнях.
Как формировался российский рынок ГЧП
Отправной точкой для современного этапа развития ГЧП в России, по сути, стало принятие в 2005 году Федерального закона «О концессионных соглашениях» (№ 115‑ФЗ), который закрепил основные условия таких проектов. В первые годы в рамках концессий запускались в основном малые проекты в сфере коммунальной и социальной инфраструктуры, а также велась подготовка крупных федеральных автодорожных проектов.
Параллельно во многих субъектах РФ были разработаны региональные законы, регулирующие сферу ГЧП. Особо можно выделить Санкт-Петербург, в котором сразу несколько крупных транспортных проектов было запущено как раз в рамках регионального законодательства. Например, реконструкция аэропорта Пулково и строительство Западного скоростного диаметра.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти