Для Казани характерны те же проблемы развития транспортной отрасли, что и для всех крупных российских городов.
Айдар АБДУЛХАКОВ, председатель МП «Комитет по транспорту и связи»
исполнительного комитета муниципального образования города Казани
В связи с ростом уровня автомобилизации часть населения стала пользоваться индивидуальным транспортом. В результате образовались многочисленные пробки, увеличились затраты времени на передвижения, упала скорость движения на наземном транспорте общего пользования, существенно выросла транспортная мобильность населения, подвижной состав достиг сверхнормативного износа, ухудшилось качество обслуживания населения.
Количество автобусных маршрутов в Казани к началу 2007 г. увеличилось с 85 до 149, а перевозчиков – с 7 до 252. На маршрутах работали более 2,5 тыс. единиц подвижного состава, 70% которых составляли автобусы малой и особо малой вместимости.
В условиях отсутствия соответствующего федерального и республиканского законодательства в 2006 г. в городе была сформирована нормативно-правовая база, которая позволила урегулировать рынок пассажирских перевозок: была проведена оптимизация маршрутной сети, составлена новая транспортная схема городского пассажирского транспорта, которая начала действовать с 1 июля 2007 г.
Для удачной реализации задуманного был сформирован заказ на городские пассажирские перевозки, для перевозчиков всех форм собственности разработаны прозрачные, единые параметры отбора, проведен открытый конкурс, одним из условий которого было использование современного подвижного состава с экологическим двигателем «Евро-3».
По результатам проведенного конкурса право работать на автобусных маршрутах по новой транспортной схеме получили 15 перевозчиков (вместо 252 ранее работавших).
Большинство мелких частных перевозчиков объединились на основе 15 крупных производственных баз, оснащенных диагностическим оборудованием, имеющих возможность оказывать весь комплекс услуг по техническому и медицинскому обслуживанию. С победителями заключены договоры сроком на пять лет.
Население ознакомили с новыми маршрутами еще до ввода в действие новой маршрутной сети. Так, всем жителям города были разосланы брошюры-схемы городского пассажирского транспорта, а местные печатные издания публиковали соответствующие информационные материалы.
Большую работу проделали руководство мэрии и исполнительный комитет Казани по предоставлению кредитов перевозчикам и установлению банком и лизинговой компанией приемлемых, одинаковых для всех перевозчиков условий предоставления кредита. Проведены переговоры с основными крупными производителями автобусов в России и за ее пределами.
В начале модернизации предполагалось провести замену подвижного состава в течение пяти месяцев, но из-за неготовности основных поставщиков к большому объему закупок сроки были сдвинуты на три месяца. Замена подвижного состава была завершена к концу 2007 г.
Сегодня в городе работают 1 237 новых автобусов с двигателем экологического стандарта «Евро-3» большой и средней вместимости. Их доля в общем количестве сейчас составляет около 90%. Использование данных автобусов позволило обеспечить экологическую безопасность, а также доступность транспортных услуг лицам с ограниченными возможностями.
Начато обновление подвижного состава наземного электрического транспорта: в 2007 г. было приобретено в лизинг 20 трамваев и 32 троллейбуса нового поколения, в 2008 г. – еще 50 троллейбусов. В дальнейшем предполагается сохранить такие же темпы обновления.
С июня 2008 г. на всех маршрутах стартовал первый этап проекта «Автоматизированная система оплаты проезда на городском пассажирском транспорте города Казани», который позволил осуществить полный учет льготников, перевести городской пассажирский транспорт на безналичную систему оплаты проезда, создать условия для введения различных тарифных планов, обеспечить прозрачный учет и контроль оплаты проезда в разрезе маршрутов и перевозчиков, увеличить сбор доходов транспортных предприятий. В четвертом квартале 2008 г. проект планируется внедрить для всех категорий платных пассажиров.
Большое внимание в последние годы уделяется развитию транспортной инфраструктуры. В частности, продолжается строительство двух станций первого участка первой линии метрополитена, которые позволят соединить крупный пассажирообразующий район с историческим центром города и противоположным берегом реки.
В результате проведенного комплекса мероприятий по реформированию городского пассажирского транспорта обеспечена экологическая безопасность (вредные выбросы от пассажирского транспорта снизились более чем вдвое), увеличилась безопасность перевозок (уровень ДТП с участием городского пассажирского транспорта снизился на 46%), повысилась комфортность поездок.
Айдар АБДУЛХАКОВ, председатель МП «Комитет по транспорту и связи»
исполнительного комитета муниципального образования города Казани
В связи с ростом уровня автомобилизации часть населения стала пользоваться индивидуальным транспортом. В результате образовались многочисленные пробки, увеличились затраты времени на передвижения, упала скорость движения на наземном транспорте общего пользования, существенно выросла транспортная мобильность населения, подвижной состав достиг сверхнормативного износа, ухудшилось качество обслуживания населения.
Количество автобусных маршрутов в Казани к началу 2007 г. увеличилось с 85 до 149, а перевозчиков – с 7 до 252. На маршрутах работали более 2,5 тыс. единиц подвижного состава, 70% которых составляли автобусы малой и особо малой вместимости.
В условиях отсутствия соответствующего федерального и республиканского законодательства в 2006 г. в городе была сформирована нормативно-правовая база, которая позволила урегулировать рынок пассажирских перевозок: была проведена оптимизация маршрутной сети, составлена новая транспортная схема городского пассажирского транспорта, которая начала действовать с 1 июля 2007 г.
Для удачной реализации задуманного был сформирован заказ на городские пассажирские перевозки, для перевозчиков всех форм собственности разработаны прозрачные, единые параметры отбора, проведен открытый конкурс, одним из условий которого было использование современного подвижного состава с экологическим двигателем «Евро-3».
По результатам проведенного конкурса право работать на автобусных маршрутах по новой транспортной схеме получили 15 перевозчиков (вместо 252 ранее работавших).
Большинство мелких частных перевозчиков объединились на основе 15 крупных производственных баз, оснащенных диагностическим оборудованием, имеющих возможность оказывать весь комплекс услуг по техническому и медицинскому обслуживанию. С победителями заключены договоры сроком на пять лет.
Население ознакомили с новыми маршрутами еще до ввода в действие новой маршрутной сети. Так, всем жителям города были разосланы брошюры-схемы городского пассажирского транспорта, а местные печатные издания публиковали соответствующие информационные материалы.
Большую работу проделали руководство мэрии и исполнительный комитет Казани по предоставлению кредитов перевозчикам и установлению банком и лизинговой компанией приемлемых, одинаковых для всех перевозчиков условий предоставления кредита. Проведены переговоры с основными крупными производителями автобусов в России и за ее пределами.
В начале модернизации предполагалось провести замену подвижного состава в течение пяти месяцев, но из-за неготовности основных поставщиков к большому объему закупок сроки были сдвинуты на три месяца. Замена подвижного состава была завершена к концу 2007 г.
Сегодня в городе работают 1 237 новых автобусов с двигателем экологического стандарта «Евро-3» большой и средней вместимости. Их доля в общем количестве сейчас составляет около 90%. Использование данных автобусов позволило обеспечить экологическую безопасность, а также доступность транспортных услуг лицам с ограниченными возможностями.
Начато обновление подвижного состава наземного электрического транспорта: в 2007 г. было приобретено в лизинг 20 трамваев и 32 троллейбуса нового поколения, в 2008 г. – еще 50 троллейбусов. В дальнейшем предполагается сохранить такие же темпы обновления.
С июня 2008 г. на всех маршрутах стартовал первый этап проекта «Автоматизированная система оплаты проезда на городском пассажирском транспорте города Казани», который позволил осуществить полный учет льготников, перевести городской пассажирский транспорт на безналичную систему оплаты проезда, создать условия для введения различных тарифных планов, обеспечить прозрачный учет и контроль оплаты проезда в разрезе маршрутов и перевозчиков, увеличить сбор доходов транспортных предприятий. В четвертом квартале 2008 г. проект планируется внедрить для всех категорий платных пассажиров.
Большое внимание в последние годы уделяется развитию транспортной инфраструктуры. В частности, продолжается строительство двух станций первого участка первой линии метрополитена, которые позволят соединить крупный пассажирообразующий район с историческим центром города и противоположным берегом реки.
В результате проведенного комплекса мероприятий по реформированию городского пассажирского транспорта обеспечена экологическая безопасность (вредные выбросы от пассажирского транспорта снизились более чем вдвое), увеличилась безопасность перевозок (уровень ДТП с участием городского пассажирского транспорта снизился на 46%), повысилась комфортность поездок.