Версия для печати 3269 Материалы по теме
графский
В Самаре около 94,7% перевозок осуществляется наземным городским пассажирским транспортом. На долю метро приходится всего 5,3%.
Валерий ГРАФСКИЙ, заместитель главы городского округа – руководитель Департамента транспорта городского округа Самара

Городской пассажирский транспорт Самары в целом успешно обеспечивает обслуживание населения. Стабильность в этой сфере была достигнута благодаря реализации городской целевой программы «Развитие и модернизация пассажирского транспорта города Самары (2003–2007 гг.)», за время действия которой было приобретено 194 единицы подвижного состава на сумму 462,1 млн руб., в том числе 106 единиц за счет средств городского бюджета (349,3 млн руб.) и 88 – за счет иных средств. К сожалению, из-за нехватки средств в бюджете города исполнение программы составило менее 50%.
Перевозка пассажиров в Самаре осуществляется четырьмя видами муниципального пассажирского транспорта по 58 автобусным, 17 троллейбусным, 22 трамвайным маршрутам. Действует девять станций метро. По данным обследования пассажиропотоков, общий объем перевозок составляет порядка 1 076,6 тыс. пассажиров в сутки (82% жителей). На сегодняшний день по договорам, заключенным с Департаментом транспорта на право осуществления пассажирских перевозок по установленным маршрутам, в Самаре работают 29 коммерческих организаций. Ежедневно на 88 маршрутах перевозку осуществляют до 2 380 автобусов малой и особо малой вместимости и 70 автобусов большой вместимости. В структуре перевозок доля этого вида транспорта составляет 18% (244,9 тыс. пассажиров).
Благодаря усилиям администрации сложностей во взаимоотношениях муниципальных и коммерческих перевозчиков не возникает: движение автобусов происходит по утвержденным Департаментом транспорта расписаниям.
На основе генерального плана развития городского округа Самара, комплексной транспортной схемы, материалов комплексного изучения пассажиропотоков и программы развития метрополитена разработана городская целевая программа «Развитие городского пассажирского транспорта в городском округе Самара на 2009–2011 гг. и на период до 2015 г.». Она уже прошла одобрение на коллегии города и вынесена на рассмотрение в думу Самары.
За семь лет реализации данной программы город планирует вложить в развитие транспортной отрасли более 2 млрд руб., а внебюджетные источники добавят к этой сумме 3,5 млрд. В результате на городские маршруты будет поставлено более 700 единиц новой техники, качество транспортного обслуживания пассажиров и экономическая эффективность перевозок повысятся, а время среднестатистической поездки горожанина к месту работы значительно сократится.
Однако есть ряд проблем, которые оказывают серьезное влияние на работу общественного транспорта: это отставание системы метрополитена от планируемого уровня развития, вызванное значительным сокращением выделяемых ранее средств из бюджетов всех уровней, а также перегруженность существующей улично-дорожной сети. Пробки на дорогах Самары становятся серьезным препятствием для развития транспортных услуг.
В условиях роста благосостояния горожан, их возросшей мобильности, свободы выбора между поездкой на общественном или личном транспорте сохранить объемы перевозок наземным городским пассажирским транспортом можно лишь при существенном повышении как качества подвижного состава, так и комфортности самой поездки.
В настоящее время основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, что влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса и рост транспортных издержек. Средний возраст автобусов составляет 10,5 лет, троллейбусов – 17 лет, трамваев – 27.
Не менее остро стоит вопрос укомплектованности водительским и кондукторским составом: этот недостаток заметно сказывается на качестве предоставления транспортных услуг по причине невозможности организации работы в двухсменном режиме.
Для решения имеющихся проблем Департаментом транспорта в городском округе Самара проведено комплексное транспортное обследование, включающее в себя изучение пассажиропотоков и пропускной способности остановочных пунктов, выявление потребности населения в перевозках по маршрутам, видам транспорта, определение количества подвижного состава по вместимости для удовлетворения транспортной потребности. Следующий этап – экономически обоснованная оптимизация маршрутной сети, модернизация системы остановочных пунктов и приведение ее в соответствие с новыми нормативами.
Поделиться