Версия для печати 465 Материалы по теме
Неотложные меры Правительства РФ дали результаты

На экспертной части отчетно-выборного собрания Союза финансистов России обсудили особенности бюджетной и налоговой политики в текущем году и плановом периоде

Как отметила Н. С. Максимова, председатель Совета Союза финансистов России, несмотря на сложные исторические вызовы, жизнедеятельность нашего государства продолжается в штатном режиме. Проводятся социальные выплаты, финансовая система работает без сбоя, экономике удалось перейти на траекторию роста. Чтобы сохранить тенденции в текущем и в последующие годы, Правительство РФ определило 12 основных приоритетных направлений развития, одним из которых является создание новых возможностей для региональных экономик.

Кадровые перестановки в СФР

На общем отчетно-выборном собрании Союза финансистов России, которое проходит один раз в три года, избраны руководители союза. Президентом СФР выбрана Н. С. Максимова, председателем Совета СФР — В. Н. Артамонова, генеральным директором — Е. А. Волкомурова. Ушедшей в отставку Л. И. Прокофьевой вручена благодарность Министерства финансов РФ за многолетнюю плодотворную работу.

Однако не стоит забывать и о сложности ситуации: «Начало года показало, что наполнение региональных и местных бюджетов идет с напряжением, — подчеркнула Максимова. — Многие экономисты высказывают опасения по поводу того, что регионы, расходы которых в значительной степени формируются из социальных обязательств перед гражданами, не смогут выполнить их в полном объеме». Чтобы нивелировать риски невыплат соцобязательств перед гражданами, реализации программ, принятых на местах, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Госдума, региональные и местные органы власти принимают неотложные меры.

IMG_1643.jpg

В. Н. Артамонова, депутат Государственной думы, член Комитета по бюджету и налогам, рассказала о том, что в 2022 году Правительство РФ реализовало более 300 различных мероприятий, направленных на сохранение экономической независимости, финансовой стабильности. В этот комплекс мер в том числе входит и работа по совершенствованию федерального законодательства. В течение 2022 года Госдума приняла 653 различных закона в налоговой, бюджетной сферах и т. д.

Господдержка для регионов

«Конечно, впечатляют объемы финансовой поддержки, которые были выделены в прошлом году из федерального бюджета на реализацию мероприятий, — подчеркнула Артамонова. — Так, прямая поддержка из федерального бюджета и ФНБ составила 1,5 триллиона рублей, на 6 триллионов рублей реструктуризовано различных кредитов, на 4 триллиона рублей выдано льготных кредитов, на 1 триллион рублей — различных поручительств». Также финансовая помощь была оказана и отраслям экономики, требующим поддержки. По словам спикера, 1,5 триллиона рублей льготных бюджетных кредитов выдано агропромышленному комплексу, другим отраслям промышленности, IT- компаниям. Масштабной можно назвать и поддержку, оказанную субъектам РФ, — 4 триллиона рублей. В первую очередь помощь получили регионы, имеющие отставания в показателях социально-экономического развития. Таких субъектов РФ — 10.

Что касается 2023 года, то, как подчеркнула Артамонова, работа по стабилизации ситуации продолжится. Сегодня приоритетным направлением является поддержка семей мобилизованных и участников спецоперации. Для этого по инициативе Президента РФ создается государственный фонд поддержки ветеранов спецоперации. Главная задача фонда — адресная помощь (социальная, медицинская, юридическая) ветеранам спецоперации и семьям погибших.

ЕНП — опасения регионов

Также депутат остановила внимание на проблемах, связанных с единым налоговым платежом. «Очень много обращений поступает от субъектов РФ, касающихся нового механизма зачисления налога, — рассказала Артамонова. — Мы все понимаем, что декабрьские платежи, которые будут осуществлены 28-го числа, не поступят в бюджеты субъектов РФ в текущем финансовом году. Есть очень большие опасения, что текущий бюджетный цикл по поступлению доходов будет не 12 месяцев, а 11». По словам спикера, на 15 марта 1,12 триллиона рублей не распределены по бюджетам субъектов РФ. Огромная сумма доходов не дошла до бюджетов. Разрешить сложившуюся ситуацию помогло бы изменение срока уплаты ЕНП, но, как подчеркнула Артамонова, перенос срока платежа ухудшает положение налогоплательщиков, что нарушает основу налогового законодательства. По словам спикера, обсуждение вопроса возобновится после получения результатов по итогам первого квартала.

IMG_1341.jpg

Как подчеркнул А. М. Лавров, заместитель министра финансов РФ, трудности, связанные с ЕНП, носят временный характер, и выразил уверенность в том, что буквально в ближайшие недели исполнение бюджета в этой части войдет в нормальный ритм. Также замминистра сообщил, что нормативных действий в отношении ЕНП ведомство не планирует принимать, а будет точечно реагировать на конкретные ситуации.

По словам Лаврова, Министерство финансов продолжает работать над разработкой новых инструментов поддержки. Так, 14 марта сразу во втором и третьем чтениях принят закон о бюджетных кредитах для опережающего финансирования строительства[1]. «Проект постановления о порядке выдачи таких кредитов внесен в Правительство РФ, — рассказал спикер. — Мы надеемся, что все согласительные процедуры пройдут быстро, в самое ближайшее время порядок будет утвержден и начнется практическая работа по выдаче кредитов». Также в Правительство РФ внесен большой законопроект. В нем собраны все вопросы, которые возникали в прошлом году и по тем или иным причинам не были урегулированы.

В текущем году Минфин России планирует подготовить законопроект о новой системе понятий бюджетного процесса. Как подчеркнул Лавров, этот закон будет иметь большое значение с точки зрения подведения итогов развития 25-летней истории Бюджетного кодекса.

IMG_1166.jpg

Сложности, возникшие в связи с введением ЕНП, не оставила без внимания и Л. А. Ерошкина, директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России. По ее словам, ситуация с исполнением бюджета в начале года разительно отличается от ситуации этого периода 2022 года. По данным на 22 марта 2023 года, в целом исполнение региональных бюджетов по доходам составляет 85%, а по налоговым и неналоговым платежам — 75%. Снижение доходов субъектов РФ Минфин России компенсировал авансовым предоставлением межбюджетных трансфертов. «В рамках трех месяцев мы отдали четыре, а некоторым субъектам 4,5–5 месячных объемов дотаций на выравнивание», — сообщила Ерошкина.

Что касается тенденции с расходами, то, по словам спикера, они увеличиваются на 20%. Основное изменение касается капитальных вложений — 70% к уровню прошлого года.

Структура госдолга

Государственный долг субъектов РФ на начало года составляет 2,8 триллиона рублей, это 20% от объема налоговых и неналоговых доходов. Из названной суммы рыночный долг — 800 миллиардов и, соответственно, остальные 2 триллиона рублей — долг перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам. «Два последних года Федерация активно предоставляла субъектам РФ бюджетные кредиты на замещение рыночного долга, — подчеркнула Ерошкина. — Это осознанные действия правительства по замещению рыночных обязательств субъектов РФ». Начиная с прошлого года регионы активно привлекают инфраструктурные бюджетные кредиты, которые тоже отражаются в государственном долге. Сегодня нагрузка по обслуживанию кредитов не такая большая, как была несколько лет назад, когда превалировали рыночные обязательства, но тем не менее она есть. О чем Минфин России всегда напоминает.

Итоги X Всероссийского конкурса «Финансовый старт»

На торжественной части собрания СФР были названы победители X Всероссийского конкурса «Финансовый старт». Награды победителям и лауреатам на звание «Лучший в профессии» в номинации «Лучший молодой финансист» вручил заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров.

Победители конкурса:

I место — А. А. Мельникова (Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону).

II место — Н. Н. Карпова (Министерство финансов Архангельской области) и Д. В. Мухина (город Череповец Вологодской области).

III место — О. А. Шишкина (Департамент по финансам и бюджету администрации города Сочи), Н. В. Егоров (Министерство финансов Республики Саха (Якутия)), Е. И. Грохотова (Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула).

Лауреаты конкурса:

А. В. Шафорост (Министерство финансов Алтайского края);

Е. А. Медведева (Министерство финансов Рязанской области);

Е. А. Чукашина (Министерство финансов Свердловской области);

М. Е. Пьянов (Министерство финансов Тульской области);

Л. С. Гарбузенко (Министерство финансов Калужской области);

М. А. Перков (Министерство финансов Ростовской области).

В развитие темы о госдолге Ерошкина отметила, что начиная с 2019 года всегда есть хотя бы один регион, государственный долг которого больше 100%. С 2019 по 2021 год была Республика Мордовия, по итогу 2022 года — Республика Удмуртия. В четырех субъектах РФ государственный долг колеблется в диапазоне от 80 до 100%, в остальных регионах ситуация достаточно комфортная.

В соглашениях, заключенных с регионами в части структуры государственного долга, прописано, что рыночный долг не должен быть больше 25% от объема налоговых и неналоговых доходов. «Если по итогам 2020 года девять регионов допустили объем рыночного госдолга более 50 процентов, то по итогам 2022 года у нас нет регионов, где превышены эти параметры», — рассказала спикер. Она также напомнила, что с 2020 года можно превышать параметры дефицита государственного долга по семи основаниям, в том числе если речь идет о финансировании мероприятий по противодействию коронавирусной инфекции, нивелирующих последствия санкционных ограничений, для проведения мобилизации (с 2022 года).

Ослабление регуляторики бюджетного процесса принято субъектами РФ позитивно. Вместе с тем Ерошкина напомнила, что количество регионов — нарушителей условий соглашений с Минфином России не снижается, оно практически стабильно — 20 субъектов РФ. Из них 15 регионов в списке нарушителей значатся два года подряд. «Для нас, финансистов, это определенный вызов», — подчеркнула спикер.

Также она отметила, что в последнее время финансовое ведомство достаточно сильно продвинулось в либерализации обязательств, соглашений, которые заключаются с субъектами РФ. «Если, например, на 2022 год у нас было 32 обязательства по соглашениям, то в 2023-м — уже 15, то есть сократили в два раза, — рассказала директор департамента. — Мы анализируем ситуацию и очень надеемся, что соглашения будут выполняться по максимуму».

Подводя итог сказанному, спикер высказалась о том, что необходимо в том или ином виде реанимировать институт ответственности, иначе история с увеличением государственного долга может обернуться неприятной ситуацией.

Инструменты поддержки

Список инструментов, которыми регионы могут воспользоваться для реализации своих проектов, сегодня обширен. Это и инструменты инфраструктурного меню, и различного рода специальные кредиты и т. д. «Для региональных команд сегодня, как никогда, важно проявлять активность, мониторить ситуацию с предоставлением господдержки, быть готовыми участвовать в конкурсных отборах, только в этом случае можно рассчитывать на серьезную поддержку государства», — подчеркнула Ерошкина.

Далее она остановилась на новациях предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов в текущем году. Первая новация в том, что Минфин России соглашения с субъектами РФ заключает в электронном виде. Как сообщила Ерошкина, это очень удачный опыт и финансовое ведомство будет рекомендовать Казначейству России воспользоваться им. Второй момент, в соглашение будут включены показатели и результаты, благодаря которым инфраструктурные проекты прошли конкурсный отбор. То есть финансирование увязывается с показателями и результатом.

Из 73 регионов, которые могут обратиться за инфраструктурным кредитом, обратилось 57 на общую сумму 224 миллиарда рублей (90% от 250 миллиардов рублей объема 2023 года). Средства перечисляются, исходя из графика, предоставленного самим субъектом РФ. Учтена ситуация прошлого года: регионы поспешили и взяли кредиты в феврале — марте, а использовали деньги только к концу года. «Эти кредиты хоть и льготные, но они платные. Три процента годовых, учитывая объемы распределенных средств, для некоторых регионов ощутимая нагрузка на бюджеты», — напомнила спикер.

IMG_1182.jpg

Специальные казначейские кредиты

В рамках реализации послания Президента РФ разработаны специальные казначейские кредиты, на которые предполагается направить в течение года 315 миллиардов рублей. Из них 100 миллиардов — на проекты, связанные с капитальным ремонтом и реконструкцией объектов коммунальной инфраструктуры для всех субъектов РФ, 50 миллиардов рублей — для четырех новых субъектов РФ, 100 миллиардов рублей — для регионов Дальнего Востока, 15 миллиардов рублей — для регионов Дальнего Востока и Северо-Западного федерального округа на модернизацию котельных при переходе их на биотопливо, 50 миллиардов рублей — для всех субъектов РФ на обновление подвижного пассажирского транспорта.

Специальные казначейские кредиты будут выдаваться на 15 лет под 3% годовых. И, как отметила Н. М. Горина, заместитель руководителя Федерального казначейства, по сути, их можно приравнять к настоящим бюджетным инвестиционным кредитам. Цели, на которые будут выдаваться такие кредиты, определяются не Казначейством России, а непосредственно Правительством РФ. Также обсуждается, что соглашения о предоставлении спецкредита будут заключаться именно с Федеральным казначейством и подписывать их будет непосредственно руководитель Р. Е. Артюхин.

Схема предоставления спецкредита показана на рисунке. Нормативные правовые акты, определяющие порядок работы с данным инструментом, находятся еще на стадии утверждения. «Данные кредиты необходимо будет поставить на казначейское сопровождение, — сообщила Горина. — То есть эти средства требуют дополнительного финансового контроля при освоении».

О. В. Изутова



[1] Федеральный закон от 18 марта 2023 года № 56‑ФЗ.

Поделиться