На экспертной части отчетно-выборного собрания Союза финансистов России обсудили особенности бюджетной и налоговой политики в текущем году и плановом периоде
Как отметила Н. С. Максимова, председатель Совета Союза финансистов России, несмотря на сложные исторические вызовы, жизнедеятельность нашего государства продолжается в штатном режиме. Проводятся социальные выплаты, финансовая система работает без сбоя, экономике удалось перейти на траекторию роста. Чтобы сохранить тенденции в текущем и в последующие годы, Правительство РФ определило 12 основных приоритетных направлений развития, одним из которых является создание новых возможностей для региональных экономик.
Кадровые перестановки в СФР
На общем отчетно-выборном собрании Союза финансистов России, которое проходит один раз в три года, избраны руководители союза. Президентом СФР выбрана Н. С. Максимова, председателем Совета СФР — В. Н. Артамонова, генеральным директором — Е. А. Волкомурова. Ушедшей в отставку Л. И. Прокофьевой вручена благодарность Министерства финансов РФ за многолетнюю плодотворную работу.
Однако не стоит забывать и о сложности ситуации: «Начало года показало, что наполнение региональных и местных бюджетов идет с напряжением, — подчеркнула Максимова. — Многие экономисты высказывают опасения по поводу того, что регионы, расходы которых в значительной степени формируются из социальных обязательств перед гражданами, не смогут выполнить их в полном объеме». Чтобы нивелировать риски невыплат соцобязательств перед гражданами, реализации программ, принятых на местах, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Госдума, региональные и местные органы власти принимают неотложные меры.
В. Н. Артамонова, депутат Государственной думы, член Комитета по бюджету и налогам, рассказала о том, что в 2022 году Правительство РФ реализовало более 300 различных мероприятий, направленных на сохранение экономической независимости, финансовой стабильности. В этот комплекс мер в том числе входит и работа по совершенствованию федерального законодательства. В течение 2022 года Госдума приняла 653 различных закона в налоговой, бюджетной сферах и т. д.
Господдержка для регионов
«Конечно, впечатляют объемы финансовой поддержки, которые были выделены в прошлом году из федерального бюджета на реализацию мероприятий, — подчеркнула Артамонова. — Так, прямая поддержка из федерального бюджета и ФНБ составила 1,5 триллиона рублей, на 6 триллионов рублей реструктуризовано различных кредитов, на 4 триллиона рублей выдано льготных кредитов, на 1 триллион рублей — различных поручительств». Также финансовая помощь была оказана и отраслям экономики, требующим поддержки. По словам спикера, 1,5 триллиона рублей льготных бюджетных кредитов выдано агропромышленному комплексу, другим отраслям промышленности, IT- компаниям. Масштабной можно назвать и поддержку, оказанную субъектам РФ, — 4 триллиона рублей. В первую очередь помощь получили регионы, имеющие отставания в показателях социально-экономического развития. Таких субъектов РФ — 10.
Что касается 2023 года, то, как подчеркнула Артамонова, работа по стабилизации ситуации продолжится. Сегодня приоритетным направлением является поддержка семей мобилизованных и участников спецоперации. Для этого по инициативе Президента РФ создается государственный фонд поддержки ветеранов спецоперации. Главная задача фонда — адресная помощь (социальная, медицинская, юридическая) ветеранам спецоперации и семьям погибших.
ЕНП — опасения регионов
Также депутат остановила внимание на проблемах, связанных с единым налоговым платежом. «Очень много обращений поступает от субъектов РФ, касающихся нового механизма зачисления налога, — рассказала Артамонова. — Мы все понимаем, что декабрьские платежи, которые будут осуществлены
Как подчеркнул А. М. Лавров, заместитель министра финансов РФ, трудности, связанные с ЕНП, носят временный характер, и выразил уверенность в том, что буквально в ближайшие недели исполнение бюджета в этой части войдет в нормальный ритм. Также замминистра сообщил, что нормативных действий в отношении ЕНП ведомство не планирует принимать, а будет точечно реагировать на конкретные ситуации.
По словам Лаврова, Министерство финансов продолжает работать над разработкой новых инструментов поддержки. Так, 14 марта сразу во втором и третьем чтениях принят закон о бюджетных кредитах для опережающего финансирования строительства[1]. «Проект постановления о порядке выдачи таких кредитов внесен в Правительство РФ, — рассказал спикер. — Мы надеемся, что все согласительные процедуры пройдут быстро, в самое ближайшее время порядок будет утвержден и начнется практическая работа по выдаче кредитов». Также в Правительство РФ внесен большой законопроект. В нем собраны все вопросы, которые возникали в прошлом году и по тем или иным причинам не были урегулированы.
В текущем году Минфин России планирует подготовить законопроект о новой системе понятий бюджетного процесса. Как подчеркнул Лавров, этот закон будет иметь большое значение с точки зрения подведения итогов развития
Сложности, возникшие в связи с введением ЕНП, не оставила без внимания и Л. А. Ерошкина, директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России. По ее словам, ситуация с исполнением бюджета в начале года разительно отличается от ситуации этого периода 2022 года. По данным на 22 марта 2023 года, в целом исполнение региональных бюджетов по доходам составляет 85%, а по налоговым и неналоговым платежам — 75%. Снижение доходов субъектов РФ Минфин России компенсировал авансовым предоставлением межбюджетных трансфертов. «В рамках трех месяцев мы отдали четыре, а некоторым субъектам
Что касается тенденции с расходами, то, по словам спикера, они увеличиваются на 20%. Основное изменение касается капитальных вложений — 70% к уровню прошлого года.
Структура госдолга
Государственный долг субъектов РФ на начало года составляет 2,8 триллиона рублей, это 20% от объема налоговых и неналоговых доходов. Из названной суммы рыночный долг — 800 миллиардов и, соответственно, остальные 2 триллиона рублей — долг перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам. «Два последних года Федерация активно предоставляла субъектам РФ бюджетные кредиты на замещение рыночного долга, — подчеркнула Ерошкина. — Это осознанные действия правительства по замещению рыночных обязательств субъектов РФ». Начиная с прошлого года регионы активно привлекают инфраструктурные бюджетные кредиты, которые тоже отражаются в государственном долге. Сегодня нагрузка по обслуживанию кредитов не такая большая, как была несколько лет назад, когда превалировали рыночные обязательства, но тем не менее она есть. О чем Минфин России всегда напоминает.
Итоги X Всероссийского конкурса «Финансовый старт»
На торжественной части собрания СФР были названы победители X Всероссийского конкурса «Финансовый старт». Награды победителям и лауреатам на звание «Лучший в профессии» в номинации «Лучший молодой финансист» вручил заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров.
Победители конкурса:
I место — А. А. Мельникова (Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону).
II место — Н. Н. Карпова (Министерство финансов Архангельской области) и Д. В. Мухина (город Череповец Вологодской области).
III место — О. А. Шишкина (Департамент по финансам и бюджету администрации города Сочи), Н. В. Егоров (Министерство финансов Республики Саха (Якутия)), Е. И. Грохотова (Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула).
Лауреаты конкурса:
А. В. Шафорост (Министерство финансов Алтайского края);
Е. А. Медведева (Министерство финансов Рязанской области);
Е. А. Чукашина (Министерство финансов Свердловской области);
М. Е. Пьянов (Министерство финансов Тульской области);
Л. С. Гарбузенко (Министерство финансов Калужской области);
М. А. Перков (Министерство финансов Ростовской области).
В развитие темы о госдолге Ерошкина отметила, что начиная с 2019 года всегда есть хотя бы один регион, государственный долг которого больше 100%. С 2019 по 2021 год была Республика Мордовия, по итогу 2022 года — Республика Удмуртия. В четырех субъектах РФ государственный долг колеблется в диапазоне от 80 до 100%, в остальных регионах ситуация достаточно комфортная.
В соглашениях, заключенных с регионами в части структуры государственного долга, прописано, что рыночный долг не должен быть больше 25% от объема налоговых и неналоговых доходов. «Если по итогам 2020 года девять регионов допустили объем рыночного госдолга более 50 процентов, то по итогам 2022 года у нас нет регионов, где превышены эти параметры», — рассказала спикер. Она также напомнила, что с 2020 года можно превышать параметры дефицита государственного долга по семи основаниям, в том числе если речь идет о финансировании мероприятий по противодействию коронавирусной инфекции, нивелирующих последствия санкционных ограничений, для проведения мобилизации (с 2022 года).
Ослабление регуляторики бюджетного процесса принято субъектами РФ позитивно. Вместе с тем Ерошкина напомнила, что количество регионов — нарушителей условий соглашений с Минфином России не снижается, оно практически стабильно — 20 субъектов РФ. Из них 15 регионов в списке нарушителей значатся два года подряд. «Для нас, финансистов, это определенный вызов», — подчеркнула спикер.
Также она отметила, что в последнее время финансовое ведомство достаточно сильно продвинулось в либерализации обязательств, соглашений, которые заключаются с субъектами РФ. «Если, например, на 2022 год у нас было 32 обязательства по соглашениям, то в
Подводя итог сказанному, спикер высказалась о том, что необходимо в том или ином виде реанимировать институт ответственности, иначе история с увеличением государственного долга может обернуться неприятной ситуацией.
Инструменты поддержки
Список инструментов, которыми регионы могут воспользоваться для реализации своих проектов, сегодня обширен. Это и инструменты инфраструктурного меню, и различного рода специальные кредиты и т. д. «Для региональных команд сегодня, как никогда, важно проявлять активность, мониторить ситуацию с предоставлением господдержки, быть готовыми участвовать в конкурсных отборах, только в этом случае можно рассчитывать на серьезную поддержку государства», — подчеркнула Ерошкина.
Далее она остановилась на новациях предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов в текущем году. Первая новация в том, что Минфин России соглашения с субъектами РФ заключает в электронном виде. Как сообщила Ерошкина, это очень удачный опыт и финансовое ведомство будет рекомендовать Казначейству России воспользоваться им. Второй момент, в соглашение будут включены показатели и результаты, благодаря которым инфраструктурные проекты прошли конкурсный отбор. То есть финансирование увязывается с показателями и результатом.
Из 73 регионов, которые могут обратиться за инфраструктурным кредитом, обратилось 57 на общую сумму 224 миллиарда рублей (90% от 250 миллиардов рублей объема 2023 года). Средства перечисляются, исходя из графика, предоставленного самим субъектом РФ. Учтена ситуация прошлого года: регионы поспешили и взяли кредиты в феврале — марте, а использовали деньги только к концу года. «Эти кредиты хоть и льготные, но они платные. Три процента годовых, учитывая объемы распределенных средств, для некоторых регионов ощутимая нагрузка на бюджеты», — напомнила спикер.
Специальные казначейские кредиты
В рамках реализации послания Президента РФ разработаны специальные казначейские кредиты, на которые предполагается направить в течение года 315 миллиардов рублей. Из них 100 миллиардов — на проекты, связанные с капитальным ремонтом и реконструкцией объектов коммунальной инфраструктуры для всех субъектов РФ, 50 миллиардов рублей — для четырех новых субъектов РФ, 100 миллиардов рублей — для регионов Дальнего Востока, 15 миллиардов рублей — для регионов Дальнего Востока и Северо-Западного федерального округа на модернизацию котельных при переходе их на биотопливо, 50 миллиардов рублей — для всех субъектов РФ на обновление подвижного пассажирского транспорта.
Специальные казначейские кредиты будут выдаваться на 15 лет под 3% годовых. И, как отметила Н. М. Горина, заместитель руководителя Федерального казначейства, по сути, их можно приравнять к настоящим бюджетным инвестиционным кредитам. Цели, на которые будут выдаваться такие кредиты, определяются не Казначейством России, а непосредственно Правительством РФ. Также обсуждается, что соглашения о предоставлении спецкредита будут заключаться именно с Федеральным казначейством и подписывать их будет непосредственно руководитель Р. Е. Артюхин.
Схема предоставления спецкредита показана на рисунке. Нормативные правовые акты, определяющие порядок работы с данным инструментом, находятся еще на стадии утверждения. «Данные кредиты необходимо будет поставить на казначейское сопровождение, — сообщила Горина. — То есть эти средства требуют дополнительного финансового контроля при освоении».
О. В. Изутова
[1] Федеральный закон от 18 марта 2023 года № 56‑ФЗ.